Электронная версия журнала

Деление текста правового акта на структурные элементы

«Секретарь-референт» №5 2017 / Делопроизводство

Сколько уровней деления текста допускается?

В каких правовых актах основной содержательной единицей является статья, а в каких – пункт?

Какие структурные элементы  нумеруются арабскими, а какие – римскими цифрами?

Какие структурные элементы могут обозначаться не цифрами, а строчными буквами? Какие буквы при этом нельзя использовать?

В каких правовых актах указывается обозначение структурных единиц «глава», «раздел», а в каких – нет?

Какие структурные элементы должны иметь заголовок?

Может ли заголовок состоять из нескольких предложений?

Ставится ли точка после заголовка?

Как располагается заголовок: от абзацного отступа или центрованным способом (относительно границ текста)?

Можно ли выделять заголовок полужирным шрифтом?

Допускается ли подчеркивание заголовка?

 

Деление (рубрикация) текста правового акта представляет собой членение текста на логически соподчиненные части, использование заголовков, нумерации. Деление текста на структурные элементы (разделы, подразделы, главы, статьи и т.д.) упрощает восприятие информации, помогает быстро искать необходимый материал, вносить в него изменения, делать ссылки. В данном случае термины «правовой акт», «нормативный правовой акт», «документ» мы будем использовать как синонимы.

В новом стандарте ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требование к оформлению документов» о делении текста сказано следующее:

 

Приведенные положения можно рассматривать в качестве общей схемы рубрикации текстов документов.

Эта схема может применяться для тех видов документов, для которых не установлены иные правила деления текстов. В этой связи важно знать, в каких нормативных и методических разработках изложены правила рубрикации текстов и каких видов документов они касаются. Умение ориентироваться в этом материале позволяет найти ответы на многочисленные вопросы.

Для начала выясним, какие положения нормативно закреплены, а в каких случаях возможна «свобода творчества».

ПРАВОВАЯ БАЗА

В федеральном законодательстве нет единых требований к делению текстов правовых актов. Порядок рубрикации текстов определен применительно к отдельным видам документов и изложен в нормативных и методических разработках, относящихся к различным массивам правил:

• делопроизводства;

• юридической техники;

• стандартизации.

Указанные правила во многих своих положениях совпадают и зачастую дублируют друг друга. Они используют общий перечень структурных элементов правовых актов, но могут расходиться в требованиях к их оформлению.

Правовая база рубрикации текстов имеет особенности для каждого уровня принятия правовых актов.

 

 

Следует также сказать о существовании отраслевых и региональных особенностей в правилах деления текстов правовых актов.

Указанные правила различаются и по целому ряду других признаков. Так, они зависят от того, какой основной содержательный элемент используется при рубрикации: статья или пункт. Статья используется в законах и некоторых иных правовых актах. Пункт является основным элементом текстов большинства подзаконных правовых актов.

Различный порядок рубрикации имеют основные правовые акты (например, постановления, распоряжения, приказы и т.п.) и более объемные утверждаемые правовые акты, являющиеся приложениями к основным (положения, правила, инструкции, регламенты и т.п.).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ

В настоящее время основным нормативным правовым актом в области делопроизводства являются Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, в ред. от 26.04.2016). На их основе органы государственной власти и органы местного самоуправления издают инструкции по делопроизводству. Эта работа ведется с учетом Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76; далее – Методические рекомендации). В Методических рекомендациях содержатся положения по делению текстов различных видов документов: проектов федеральных законов, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Указанные положения опираются на нормативные и методические разработки в области юридической техники.

Положения о делении текста правового акта на структурные элементы являются важной составляющей правил юридической техники. Наряду с термином «юридическая техника», в близком значении используются и другие термины: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника. Используемые в этой сфере приемы, правила, требования часто называют также «юридико-техническими», например:

 

 

Деление текстов подзаконных правовых актов осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, в ред. от 15.10.2016). На их основе создаются соответствующие документы в отдельных федеральных органах исполнительной власти, а также федеральных структурах, которые не входят в систему федеральных органов государственной власти, но чьи правовые акты носят нормативный характер и проходят регистрацию в Минюсте России.

 

О.А. Чуковенкова, юрист

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.