Отдаем журнал бесплатно!

Текущее состояние и развитие законодательно-нормативной базы в сфере хранения электронных документов

Что означает для сферы делопроизводства и архивного дела  переход на цифровую экономику? К каким последствиям в сфере управления документами  и архивном деле это приведет? Какие «серые дыры» и проблемы существуют в законодательстве  в сфере хранения электронных документов, и как они будут решаться?

ИТОГИ ПРОГРАММ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» И «ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА». ПЕРЕХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Главный итог программ «электронного» и «открытого правительства», которые осуществляются в нашей стране с 2009 г., – переход системы государственного управления в целом на качественно новый уровень использования электронных технологий, и гораздо большая, чем раньше – при всех имеющихся недостатках – открытость и прозрачность деятельности государственных органов. Ярким индикатором успеха этих программ стало, например, то, что термин «электронное правительство» начал, за ненадобностью, выходить из употребления, поскольку «неэлектронного» правительства практически не осталось.

Перевод государственного управления на современные технологии в свою очередь способствовал еще более широкому применению этих технологий в коммерческом секторе, что как раз и позволило всерьез говорить о программах типа «цифровой экономики».

Если вспомнить конец прошлого и начало текущего века, то новые информационно-коммуникационные технологии первоначально внедрялись в деловой деятельности под флагом «электронной коммерции». Затем последовал этап подтягивания до этого уровня государственного управления, известный как этап построения «электронного правительства». Во многом благодаря этому возникли условия для того, чтобы коммерческий сектор сделал следующий шаг вперед, который назвали «цифровой экономикой». За ним, естественно, со временем последует и очередная программа реформирования государственного управления с каким-нибудь красивым названием. И этот цикл, вероятнее всего, в перспективе будет продолжаться и продолжаться.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[1] является в какой-то степени продолжением программы электронного правительства. В цифровой экономике «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет».

Для сферы делопроизводства и архивного дела акцент на цифровую экономику означает:

  • появление новых, порой необычных(непривычных) электронных объектов, выполняющих функцию документа, требующих управления и обеспечения их архивного хранения;
  • необходимость решить проблему обеспечения долговременной и постоянной сохранности электронных материалов, включая создание необходимой для этого нормативно-правовой базы;
  • появление новых инструментов управления документами (большие данные и аналитика данных, искусственный интеллект, блокчейн и распределенные реестры и т.д.);
  • превращение электронного контента в ценный деловой актив, появление новых электронных услуг;
  • усиление акцента на поддержке оперативной деловой деятельности органов государственной власти и коммерческих организаций;
  • сокращение доли создаваемых и используемых аналоговых документов (при этом, однако, их абсолютный объем может по-прежнему расти, как и доля в их составе документов длительного и постоянного срока хранения).

Происходящие перемены вместе с изменениями в деятельности системы государственного управления настолько радикальны, что встает вопрос о будущем архивной системы страны, архивной профессии и архивной науки.

Эти вроде бы «технические» изменения привели к нетехническим последствиям, поскольку любая деловая деятельность ведется на основе документированной информации. Документы являются инструментами и свидетельствами деловой деятельности, обеспечивают подтверждение прав, подотчетность, корпоративную память.

В современных условиях документом становится любой объект, выполняющий функции документа – и архивисты и специалисты по управлению документами должны уметь с ним работать. Неизбежно информация будет создаваться и использоваться в новых формах и форматах. Ее нужно будет захватывать, хранить, использовать, архивировать и своевременно уничтожать.

С точки зрения работы с документами и информацией, можно ожидать, что построение «цифровой экономики» вызовет следующие последствия для управления документами:

  • переход на полностью (или почти полностью) электронный режим работы в «информационных» отраслях;
  • появление новых видов документированной информации, внедрение новых методов работы и деловых процессов, многоукладность в электронной среде.

Для архивного дела последствия могут быть следующими:

  • обострение проблемы долговременной сохранности;
  • усиление потребности в инициативном документировании, осуществляемом самими архивистами и архивными службами, в связи с чем, в частности, придется модернизировать законодательно-нормативную базу и внести изменения в архивную теорию;
  • внедрение элементов цифровой экономики в деятельность архивов: монетизация контента, электронные услуги и т.д. Все более востребованной услугой будет поиск и анализ информации, в том числе с использованием бизнес-аналитики, «больших данных» и т.п.;
  • формирование очень объемных и сложно устроенных информационных ресурсов, регулярное появление новых видов электронных объектов, непрерывная смена технологий, многообразие источников ценной информации, ограниченность финансовых, материальных и кадровых ресурсов архивной отрасли заставят архивы во все большей степени переходить от хранения архивных документов на собственных площадках и в собственных системах к интеллектуальному контролю над документами, оставляемыми на депозитарном хранении в организации-создателе, что также потребует адаптации архивной теории и практики.

В целом перспективы на будущее в условиях цифровой экономики такие:

  • вымирание бумажных, а затем и «бумагоподобных» электронных документов; постепенное превращение их в «нишевые» технологии, используемые для специфических целей;
  • коллективная работа в электронной среде, опирающаяся на коллективно используемые базы данных, реестры, регистры, кадастры и прочие ресурсы, во многом заменит традиционный обмен документами;
  • многоукладность в работе с документами и информацией, скорее всего, будет лишь усиливаться. А это заставит осуществлять нормативное регулирование больше посредством высокоуровневых принципов и требований к конечному результату, чем с помощью традиционных пошаговых инструкций по использованию конкретных технологий;
  • управление новыми сложными электронными объектами;
  • создание и экономически эффективное использование электронных архивов изначально электронных документов и информации;
  • повышенное внимание к правовым вопросам, обеспечению информационной безопасности, включая защиту персональных данных.

На этом пути предстоит решить ряд проблемных вопросов, в числе которых можно назвать следующие:

  • потребность в новых подходах к нормативно-правовому регулированию. Возможности регламентирования на уровне операций исчерпаны, и сейчас нужны высокоуровневые требования и нормы, устанавливающие, что должно быть сделано и делегирующие организациям право решать, как это лучше сделать;
  • необходимость вернуться к основным понятиям документоведческой науки, с тем, чтобы возродить архивно-документоведческую науку как инструмент поддержки реформ в государстве и обществе;
  • проблема долговременной сохранности электронных документов будет только обостряться и требовать все больше сил, средств и квалифицированных кадров. Общество должно искать экономически эффективные способы хранения и использования документальных активов;
  • проблема исполнения требований законодательства по защите персональных данных и другие проблемы правового характера, которые особенно обострятся по мере широкого распространения инновационных технологий, позволяющих собирать большие объемы данных о физических лицах, объединять и анализировать их.

Используемые в настоящий момент методы достаточно хорошо работают с бумагоподобными электронными документами, а также при медленном изменении технологии.

В будущем, скорее всего, их потенциал будет быстро исчерпан, и слабость отечественной науки, неспособность существующих структур обеспечить сбор и анализ богатого отечественного и зарубежного опыта станут серьезной помехой для программы «цифровой экономики».

В отсутствие отработанных хороших практик коммерческие организации будут вынуждены экспериментировать на свой страх и риск, что неизбежно приведет к потерям, которые затем будут переложены на потребителей.

 

 

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Текущее состояние законодательно-нормативной базы в сфере хранения и учета электронных документов характеризуется рядом факторов, ключевым из которых является широкомасштабное использование информационных технологий в государственном управлении и деловой деятельности.

Системы электронного документооборота, а также различные электронные реестры, производящие и хранящие электронные документы деловые системы распространились повсеместно. В то же время на федеральном уровне порядок создания и использования электронных документов до сих пор не унифицирован и каждое ведомство «живет своей жизнью».

Можно констатировать, что – одновременно с успехами в освоении технологий – Россия завершила 100-летний цикл в плане управления делопроизводством и архивным делом и вернулась к предреволюционному состоянию ведомственной разобщенности и многоукладности.

В целом законодательство России и, что особенно важно, реальная практика работы и правоприменения вполне соответствуют мировому и европейскому уровню, а в отдельных вопросах Россия является одним из мировых лидеров.

Отечественная законодательно-нормативная база не является однородной; различные сферы и взаимоотношения регулируются по-разному, что, с одной стороны, создает неудобства, а с другой – позволяет более гибко регулировать то, к чему заинтересованные стороны готовы. Намного более либерально сейчас регулируются взаимоотношения между хозяйствующими субъектами – особенно там, где в качестве второй или третьей стороны не задействованы государственные органы и учреждения. Стороны коммерческих сделок, опираясь на положения Гражданского кодекса, имеют возможность использовать самые разнообразные технологии и экспериментировать с ними (принимая на себя соответствующие риски).

Постоянно идущие реформы, меняющиеся технологии и развивающееся законодательство приводят к тому, что законодательно-нормативная база несколько отстает от развития общества, содержит многочисленные противоречия и(или) не регулирует (не в полной мере регулирует) определенные вопросы. Такая неполнота и противоречивость приводит к появлению так называемых «серых зон» – областей, в которых законодательство не дает четкого и однозначного ответа на определенные вопросы.

«СЕРЫЕ ЗОНЫ» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В современных условиях наличие и постоянное появление новых «серых зон» связано не столько с несовершенством законодательства, сколько с быстрым непрерывным развитием и изменением общества, государственного управления, деловой деятельности, права и технологий, а также сопутствующей этому «многоукладности». Можно выделить несколько ситуаций, которые приводят к их возникновению:

  • наличие вопросов, которые вообще не урегулированы законодательством;
  • наличие вопросов, которые урегулированы так, что соответствующие положения законодательства могут трактоваться неоднозначно;
  • запутанные вопросы, регулируемые целым рядом законов и нормативных правовых актов;
  • вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная и общепринятая деловая практика.

Необходимо отметить, что «серые зоны» не обязательно влекут негативные последствия для государственного управления и деловой деятельности. В одних случаях государственным органам и организациям важно иметь правовую определенность, и тогда «серые зоны» создают дополнительные проблемы для всех. В то же время в условиях быстро меняющихся технологий и законодательства «серые зоны» нередко позволяют работать более гибко и оперативно.

Вопросы, которые еще не урегулированы законодательством 

В настоящее время наиболее актуальной в области делопроизводства и архивного дела является проблема обеспечении долговременной сохранности пригодных к использованию электронных документов без ущерба для их юридической и доказательной силы, – для решения которой единая федеральная законодательно-нормативная база пока не сформирована.

Большие проблемы создают нарождающиеся и при этом широко рекламируемые технологии, примером которых может служить технология блокчейна и распределенных реестров. Планы ее внедрения в систему государственного управления активно обсуждаются, однако при этом практически не затрагивается вопрос о том, как будет документироваться работа государственных органов с использованием этой технологии, и как решения на основе данной технологии будут соответствовать существующим правовым требованиям. Ничуть не проще обстоит дело с такими технологиями, как искусственный интеллект, аналитика данных и большие данные, интернет вещей, электронные медицинские документы, «умные» города, интеллектуальный транспорт и многими другими.

В последнее время большой интерес со стороны как государственных органов, так и коммерческих организаций вызывает вопрос замещающего сканирования традиционных документов (с приданием электронным копиям юридической силы и последующим уничтожением оригиналов).

 

Вопросы, которые урегулированы законодательством недостаточно

Ситуации, в которой нормы законодательства могут трактоваться неоднозначно, приводят к проблемам при разрешении споров и конфликтов, в том числе в судах. В архивном деле наиболее ярким примером такой неоднозначной ситуации является отсутствие четкости в определении понятия «архивный документ».

 

Извлечение

из Федерального закона № 125-ФЗ[2]

 

Из-за нечеткости данного в законе определения (фактически заимствованного из французской документоведческой традиции. сильно отличающейся от российской, и из-за этого теряющего смысл) отсутствуют критерии, по которым можно определить, когда документ становится архивным, – и в результате становится возможным неуместное распространение на ряд документов временного срока хранения норм закона «Об архивном деле Российской Федерации», в том числе требований к их сохранению.

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что документированная информация должна храниться по правилам архивного законодательства только в случае, если она входит в состав архивных фондов организации, в который включаются только архивные документы.

 

Извлечение

из Федерального закона № 149-ФЗ[3]

 

 

В результате появляются неоднозначные трактовки того, какие документы являются архивными, а какие нет, что для организаций может означать существенные неоправданные расходы, а Федеральное архивное агентство ( далее –Росархив) позволяет расширять свою сферу регулирования за рамки, первоначально установленные законодателем.

 

Вопросы, одновременно регулируемые рядом законов и нормативных правовых актов 

В ряде ситуаций многочисленность применимых нормативно-правовых норм также создает серьезные проблемы. Наиболее ярким примером в делопроизводстве может служить практика установления требований к хранению и сроков хранения документов.

В отсутствие современных актуальных Перечней архивных документов с указанием сроков хранения, государственные органы начинают устанавливать сроки хранения для различных документов и информации в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Так, например, приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321 был утвержден «Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации», в котором установлено, что «хранение биометрических ПДн, размещенных в единой биометрической системе, в целях идентификации осуществляется в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 152-ФЗ в течение не менее чем 50 лет с момента их размещения в системе (п.17)»[4]. Все данные, внесенные в единую биометрическую систему, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью органа или организации, разместивших данные[5].

Вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная практика 

Даже при неизменном законодательстве может кардинально меняться отношение судов и используемая ими трактовка требований законодательства, что нередко обусловлено объективными переменами в обществе и государстве, на которые суды вынуждены реагировать. Примером может послужить ситуация с государственными закупками и ведение реестра недобросовестных поставщиков. Введение законодательной нормы о заключении контрактов по электронным аукционам только в электронном виде привело к тому, что в ряде случаев, когда организации по объективным причинам не успевали подписать электронный контракт, суды подтверждали правомочность включения их в списки недобросовестных поставщиков на основании одного лишь факта неподписания контракта, не учитывая ни обстоятельств, при которых произошло нарушение, ни наличия умысла.

Спустя некоторое время, однако, суды при рассмотрении этой группы дел стали тщательно разбираться в причинах неподписания, и в случаях, когда организация доказывала наличие объективных причин, ввиду которым подписать контракт не было возможности, стали признавать включение таких организаций в списки недобросовестных поставщиков незаконным. При этом суды ссылаются на те же самые нормы законодательства, что и прежде, но принимают совершенно другие решения.

Ключевые проблемы законодательной базы в области управления документами и архивным делом 

Ключевыми проблемами текущего состояния российской законодательно-нормативной базы в области управления документами и архивным делом являются:

  • отсутствие серьезных научных разработок в области делопроизводства и непрекращающиеся попытки «натянуть» устаревшие научные представления на текущее состояние в области управления информацией и документами;
  • серьезное отставание в темпах подготовки современной законодательно-нормативной базы от текущих потребностей государственных органов и организаций;
  • несоответствие практики работы в государственных органах и коммерческих организациях содержанию разрабатываемых нормативно-правовых актов;
  • отсутствие систематического изучения текущей практики работы с информацией и документами в органах государственного управления и коммерческих организациях, отслеживания потребностей в нормативном регулировании и системы постоянной актуализации законодательно-нормативной базы.
  • неспособность существующей системы подготовки кадров обеспечить отрасль специалистами-организаторами, владеющими современными, востребованными знаниями и навыками. Вместо этого продолжается массовый выпуск технических специалистов, воспитанных на традициях 20-го века, что в конечном итоге приводит к падению престижа профессии.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Изменения в законодательстве Российской Федерации прежде всего отражают изменения в экономической, политической и социальной структуре российского общества.

Одной из ключевых тенденций является все большая открытость и прозрачность как системы государственного управления, так и, отчасти, бизнеса. Одновременно прилагаются серьезные усилия по вовлечению всех слоев общества и коммерческих и некоммерческих организаций к участию в государственном управлении.

При этом, с одной стороны, прослеживается тенденция к централизации информации и усилению контроля, а с другой – стремление передать все более широкий круг полномочий и ответственности с федерального уровня на региональный и местный уровни.

Несмотря на нынешнее обострение отношений с западными странами, тенденция глобализации и гармонизации российского законодательства с законодательством западных стран по-прежнему сохраняется, и она может в будущем снова усилиться в случае снижения международной напряженности. Для России, в первую очередь, важна гармонизация с законодательством Евросоюза и стран ЕАЭС.

Глубокие перемены, которые происходят во всей структуре российского общества, непосредственно влияют на организацию работы с документами и информацией. Как деловая деятельность, так и государственное управление требуют тщательного документирования и опираются на документированную информацию, и эффективная работа с документами является необходимым условием успеха реформ, в том числе связанных с внедрением современных технологий.

В то же время современные технологии, не изменяя высокоуровневых принципов документирования, в корне меняют деловые процессы, в результате чего многие традиционные типы документов и приемы работы с ними устаревают и вытесняются в немногочисленные узкие ниши.

Ввиду того, что перемены идут непрерывно и их темпы не снижаются, основная часть практических аспектов деловой деятельности (включая деятельность, связанную с государственным управлением) становятся многоукладными в плане используемых технологий и методов работы, и, как следствие, все более сложным и менее эффективным становится пошаговое законодательно-нормативное регулирование на низком уровне, в том числе вопросов работы с документами и их архивного хранения:

  • в тех случаях, когда в нормативно-правовых актах делается попытка пошагово описать порядок работы с документами и информацией, существует серьезный риск того, что установленные нормы могут устареть еще до вступления в силу такого документа; а организации, которые обязаны данные требования исполнять, становятся заложниками мелочной регламентации;
  • чтобы нормативные документы такого рода были работоспособными, в них приходится тщательно описывать все варианты использования как бумажных, так и электронных документов;
  • нормативные документы приходится постоянно перерабатывать и вносить изменения, связанные с изменением законодательно-нормативных требований, технологий и общественных ожиданий.

В настоящее время речь, прежде всего, идет о смешанном документообороте, когда одновременно используются документы и информация разного формата на разных видах носителей. Однако при этом четко видны следующие противоположные тенденции:

  • более молодые сотрудники активно осваивают современные технологии, не проявляя при этом серьезного интереса к изучению классического бумажного делопроизводства и архивного дела;
  • в результате с уходом старших поколений теряются знания и навыки, которые необходимы для корректного и эффективного применения традиционных «бумажных» технологий в управлении документами. В настоящее время специалисты, в полной мере разбирающиеся в классическом делопроизводстве и архивном деле, уже стали дефицитом;
  • как в системе государственного управления, так и деловой деятельности все больше возрастает потребность в специалистах широкого профиля, обладающими знаниями как в области классического делопроизводства, так и управления электронными документами и информацией, а также владеющими знаниями ряда смежных дисциплин.

Не меньше проблем в области управления документами и информацией влекут за собой нарождающиеся новые технологии (например, блокчейн), которые порой плохо вписываются в существующие законодательно-нормативные рамки. Можно ожидать, что в России решение этих проблем пойдет одновременно по двум направлениям. С одной стороны, новые технологии будут адаптироваться к существующей нормативно-правовой среде. Одновременно с этим законодательно-нормативная база будет изменяться и совершенствоваться с тем, чтобы не создавать неоправданных препятствий для использования и развития новых перспективных технологий. Такого рода процессы уже можно наблюдать в той части законодательно-нормативной базы, которая регулирует использование интернет-технологий.

В настоящее время Российская Федерация, как и другие страны мира, постепенно переходит от общества, которое в государственном управлении и деловой деятельности активно использует информационные технологии, к обществу, которое будет принципиально опираться на эти технологии. Это серьезно изменит ситуацию в областях права и управления документами.

Для того, чтобы делопроизводство и архивное дело по-прежнему отвечали потребностям общества в будущем, понадобится серьезная регулярная модернизация существующей законодательно-нормативной базы. Так, тенденцией последних лет в системе государственного управления является создание и расширение сфер применения государственных реестров и регистров, в которых создается, сохраняется и используется основная юридически значимая государственная информация, что приводит к следующим последствиям:

  • постепенно сокращается использование «бумагоподобных» электронных документов; им на смену уже пришли и широко используются документы в виде более сложных, обычно структурированных и удобных для автоматизированной обработки электронных объектов;
  • органы государственной власти вместо обмена документами начинают коллективно работать в государственные реестрах и регистрах, используя содержащуюся в них информацию для принятия ответственных решений;
  • падает значение традиционных документов личного хранения, даже таких, как паспорта. Все чаще они начинают играть вспомогательную роль, опираясь на авторитет основных государственных реестров.

В Российской Федерации в настоящее время не существует единой стройной системы регулирования этих вопросов. В каждой сферы деятельности существуют свои регуляторы и свои базовые нормы в области управления документами, начиная с федеральных законов и заканчивая многочисленными ведомственными нормативными актами.

Необходимо отметить, что в коммерческой деятельности в вопросах делопроизводства существует гораздо больше свободы. Основным регулятором для коммерческих организаций является Центральный Российской Федерации (далее – Банк России), который постепенно проявляет все больший интерес к этим вопросам и активно участвует в рамках своих полномочий в решении проблемы долговременного хранения электронных документов.

Сейчас уже нереально ожидать создания стройной системы законодательно-нормативного регулирования в области делопроизводства и архивного дела, а тем более архивного хранения электронных документов, которая будет без каких-либо изменений существовать десятилетиями. Необходимо менять подходы к регулированию работы с документами, основываясь, прежде всего на высокоуровневых требованиях, описывающих цели и задачи, и предоставляя владельцам документов возможность самостоятельно определять методы и способы их исполнения.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИ

В настоящее время в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в плане мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» предусматривается внесение изменений в федеральные законы «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в иные нормативные правовые акты «в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа»[6]. Работу над законопроектом вела рабочая группа «Создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота», под руководством Банка России.

Членами рабочей группы были подготовлены предложения по включению в законодательство:

  • возможности использования замещающего сканирования (т.е. перевода бумажных документов в электронную форму с обеспечением юридической значимости созданных электронных копий и возможности впоследствии уничтожить оригиналы);
  • использования миграции и конверсии электронных документов в новые системы и(или) форматы для обеспечения их долговременной сохранности;
  • высокоуровневые нормы, регламентирующие уничтожение документов и информации.

Законопроект № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)»[7] внесен в Государственную Думу 1 марта 2019 года. Однако то, какими будут нормы закона, покажет только время.

ВЫВОДЫ: ВСЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Тем, кто пережил периоды перемен конца 20-го – начала 21-го веков и, начиная с 2009 года, построения электронного правительства, порой кажется, что технические революции и реформы государственного управления и деловой деятельности – и, соответственно, перемены в законодательстве – вот-вот закончатся. Объективный анализ, однако, указывает на обратное: все еще только начинается, на подходе новая волна инновационных технологий, которая затем даст толчок следующей серии реформ в государстве и обществе. Новым поколениям уже не придется жить в условиях, когда лет 20 все оставалось более-менее неизменным, включая законодательство. Теперь самым постоянным фактором является постоянство перемен, и это надо понять и принять.

В настоящее время в разной степени готовности находятся более 50 законопроектов, предусматривающих расширение сферы использования электронных документов в деловой деятельности и государственном управлении. Однако столь радикальное и одновременное внесение изменений в различные законы, решая одни проблемы, неизбежно создаст новые, в том числе для управления документами. Обязательно возникнут новые «серые зоны» и новые риски, которые затем придется как-то устранять.

Главной проблемой, с моей точки зрения, является то, что для гармоничного развития законодательства требуется совершенствование ключевых федеральных законов, регламентирующих общие вопросы управления документами и информацией. В настоящее время предложение по закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подготовлены, а вот до закона «Об архивном деле в Российской Федерации» пока «руки не дошли».

Само собой, после внесения изменений в законодательство потребуется серьезная переработка подзаконной законодательной нормативной базы. Ну а затем, как я уже сказала, «маховик» перемен продолжит раскручиваться.

В завершение хочу отметить, что перед обществом уже давно не стоит задача формирования идеальной, беспроблемной законодательно-нормативной базой; нужно хотя бы успевать оперативно реагировать на происходящие вокруг перемены и закрывать проявившиеся серьезные «дыры». Это означает, что деятельность специалистов в области управления документами и архивного дела становится более динамичной, растет потребность в постоянном расширении знаний и повышении квалификации. Жить и работать становится труднее, но интереснее; и для тех, кто способен выдержать такую гонку, открываются профессиональные перспективы, о которых в прошлом веке было трудно даже мечтать.

 

 

 

 

 

[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. Распоряжением Правительства РФ от 12.02.2019 № 195-р данное распоряжение признано утратившим силу.

[2] Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[4] Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321).

[5] Порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321).

[6] Храмцовская Н.А. Вопросы нормативного регулирования в программе «Цифровая экономика»: Участие Росархива / блог Н.А.Храмцовской, 2 февраля 2018 г., https://rusrim.blogspot.com/2018/02/blog-post_0.html.

[7] См.: http://sozd.duma.gov.ru/bill/657361-7.

 

 

 

 


 

Н.А. Храмцовская

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Текущее состояние и развитие законодательно-нормативной базы в сфере хранения электронных документов

Что означает для сферы делопроизводства и архивного дела  переход на цифровую экономику? К каким последствиям в сфере управления документами  и архивном деле это приведет? Какие «серые дыры» и проблемы существуют в законодательстве  в сфере хранения электронных документов, и как они будут решаться?

ИТОГИ ПРОГРАММ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» И «ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА». ПЕРЕХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Главный итог программ «электронного» и «открытого правительства», которые осуществляются в нашей стране с 2009 г., – переход системы государственного управления в целом на качественно новый уровень использования электронных технологий, и гораздо большая, чем раньше – при всех имеющихся недостатках – открытость и прозрачность деятельности государственных органов. Ярким индикатором успеха этих программ стало, например, то, что термин «электронное правительство» начал, за ненадобностью, выходить из употребления, поскольку «неэлектронного» правительства практически не осталось.

Перевод государственного управления на современные технологии в свою очередь способствовал еще более широкому применению этих технологий в коммерческом секторе, что как раз и позволило всерьез говорить о программах типа «цифровой экономики».

Если вспомнить конец прошлого и начало текущего века, то новые информационно-коммуникационные технологии первоначально внедрялись в деловой деятельности под флагом «электронной коммерции». Затем последовал этап подтягивания до этого уровня государственного управления, известный как этап построения «электронного правительства». Во многом благодаря этому возникли условия для того, чтобы коммерческий сектор сделал следующий шаг вперед, который назвали «цифровой экономикой». За ним, естественно, со временем последует и очередная программа реформирования государственного управления с каким-нибудь красивым названием. И этот цикл, вероятнее всего, в перспективе будет продолжаться и продолжаться.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[1] является в какой-то степени продолжением программы электронного правительства. В цифровой экономике «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет».

Для сферы делопроизводства и архивного дела акцент на цифровую экономику означает:

  • появление новых, порой необычных(непривычных) электронных объектов, выполняющих функцию документа, требующих управления и обеспечения их архивного хранения;
  • необходимость решить проблему обеспечения долговременной и постоянной сохранности электронных материалов, включая создание необходимой для этого нормативно-правовой базы;
  • появление новых инструментов управления документами (большие данные и аналитика данных, искусственный интеллект, блокчейн и распределенные реестры и т.д.);
  • превращение электронного контента в ценный деловой актив, появление новых электронных услуг;
  • усиление акцента на поддержке оперативной деловой деятельности органов государственной власти и коммерческих организаций;
  • сокращение доли создаваемых и используемых аналоговых документов (при этом, однако, их абсолютный объем может по-прежнему расти, как и доля в их составе документов длительного и постоянного срока хранения).

Происходящие перемены вместе с изменениями в деятельности системы государственного управления настолько радикальны, что встает вопрос о будущем архивной системы страны, архивной профессии и архивной науки.

Эти вроде бы «технические» изменения привели к нетехническим последствиям, поскольку любая деловая деятельность ведется на основе документированной информации. Документы являются инструментами и свидетельствами деловой деятельности, обеспечивают подтверждение прав, подотчетность, корпоративную память.

В современных условиях документом становится любой объект, выполняющий функции документа – и архивисты и специалисты по управлению документами должны уметь с ним работать. Неизбежно информация будет создаваться и использоваться в новых формах и форматах. Ее нужно будет захватывать, хранить, использовать, архивировать и своевременно уничтожать.

С точки зрения работы с документами и информацией, можно ожидать, что построение «цифровой экономики» вызовет следующие последствия для управления документами:

  • переход на полностью (или почти полностью) электронный режим работы в «информационных» отраслях;
  • появление новых видов документированной информации, внедрение новых методов работы и деловых процессов, многоукладность в электронной среде.

Для архивного дела последствия могут быть следующими:

  • обострение проблемы долговременной сохранности;
  • усиление потребности в инициативном документировании, осуществляемом самими архивистами и архивными службами, в связи с чем, в частности, придется модернизировать законодательно-нормативную базу и внести изменения в архивную теорию;
  • внедрение элементов цифровой экономики в деятельность архивов: монетизация контента, электронные услуги и т.д. Все более востребованной услугой будет поиск и анализ информации, в том числе с использованием бизнес-аналитики, «больших данных» и т.п.;
  • формирование очень объемных и сложно устроенных информационных ресурсов, регулярное появление новых видов электронных объектов, непрерывная смена технологий, многообразие источников ценной информации, ограниченность финансовых, материальных и кадровых ресурсов архивной отрасли заставят архивы во все большей степени переходить от хранения архивных документов на собственных площадках и в собственных системах к интеллектуальному контролю над документами, оставляемыми на депозитарном хранении в организации-создателе, что также потребует адаптации архивной теории и практики.

В целом перспективы на будущее в условиях цифровой экономики такие:

  • вымирание бумажных, а затем и «бумагоподобных» электронных документов; постепенное превращение их в «нишевые» технологии, используемые для специфических целей;
  • коллективная работа в электронной среде, опирающаяся на коллективно используемые базы данных, реестры, регистры, кадастры и прочие ресурсы, во многом заменит традиционный обмен документами;
  • многоукладность в работе с документами и информацией, скорее всего, будет лишь усиливаться. А это заставит осуществлять нормативное регулирование больше посредством высокоуровневых принципов и требований к конечному результату, чем с помощью традиционных пошаговых инструкций по использованию конкретных технологий;
  • управление новыми сложными электронными объектами;
  • создание и экономически эффективное использование электронных архивов изначально электронных документов и информации;
  • повышенное внимание к правовым вопросам, обеспечению информационной безопасности, включая защиту персональных данных.

На этом пути предстоит решить ряд проблемных вопросов, в числе которых можно назвать следующие:

  • потребность в новых подходах к нормативно-правовому регулированию. Возможности регламентирования на уровне операций исчерпаны, и сейчас нужны высокоуровневые требования и нормы, устанавливающие, что должно быть сделано и делегирующие организациям право решать, как это лучше сделать;
  • необходимость вернуться к основным понятиям документоведческой науки, с тем, чтобы возродить архивно-документоведческую науку как инструмент поддержки реформ в государстве и обществе;
  • проблема долговременной сохранности электронных документов будет только обостряться и требовать все больше сил, средств и квалифицированных кадров. Общество должно искать экономически эффективные способы хранения и использования документальных активов;
  • проблема исполнения требований законодательства по защите персональных данных и другие проблемы правового характера, которые особенно обострятся по мере широкого распространения инновационных технологий, позволяющих собирать большие объемы данных о физических лицах, объединять и анализировать их.

Используемые в настоящий момент методы достаточно хорошо работают с бумагоподобными электронными документами, а также при медленном изменении технологии.

В будущем, скорее всего, их потенциал будет быстро исчерпан, и слабость отечественной науки, неспособность существующих структур обеспечить сбор и анализ богатого отечественного и зарубежного опыта станут серьезной помехой для программы «цифровой экономики».

В отсутствие отработанных хороших практик коммерческие организации будут вынуждены экспериментировать на свой страх и риск, что неизбежно приведет к потерям, которые затем будут переложены на потребителей.

 

 

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Текущее состояние законодательно-нормативной базы в сфере хранения и учета электронных документов характеризуется рядом факторов, ключевым из которых является широкомасштабное использование информационных технологий в государственном управлении и деловой деятельности.

Системы электронного документооборота, а также различные электронные реестры, производящие и хранящие электронные документы деловые системы распространились повсеместно. В то же время на федеральном уровне порядок создания и использования электронных документов до сих пор не унифицирован и каждое ведомство «живет своей жизнью».

Можно констатировать, что – одновременно с успехами в освоении технологий – Россия завершила 100-летний цикл в плане управления делопроизводством и архивным делом и вернулась к предреволюционному состоянию ведомственной разобщенности и многоукладности.

В целом законодательство России и, что особенно важно, реальная практика работы и правоприменения вполне соответствуют мировому и европейскому уровню, а в отдельных вопросах Россия является одним из мировых лидеров.

Отечественная законодательно-нормативная база не является однородной; различные сферы и взаимоотношения регулируются по-разному, что, с одной стороны, создает неудобства, а с другой – позволяет более гибко регулировать то, к чему заинтересованные стороны готовы. Намного более либерально сейчас регулируются взаимоотношения между хозяйствующими субъектами – особенно там, где в качестве второй или третьей стороны не задействованы государственные органы и учреждения. Стороны коммерческих сделок, опираясь на положения Гражданского кодекса, имеют возможность использовать самые разнообразные технологии и экспериментировать с ними (принимая на себя соответствующие риски).

Постоянно идущие реформы, меняющиеся технологии и развивающееся законодательство приводят к тому, что законодательно-нормативная база несколько отстает от развития общества, содержит многочисленные противоречия и(или) не регулирует (не в полной мере регулирует) определенные вопросы. Такая неполнота и противоречивость приводит к появлению так называемых «серых зон» – областей, в которых законодательство не дает четкого и однозначного ответа на определенные вопросы.

«СЕРЫЕ ЗОНЫ» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В современных условиях наличие и постоянное появление новых «серых зон» связано не столько с несовершенством законодательства, сколько с быстрым непрерывным развитием и изменением общества, государственного управления, деловой деятельности, права и технологий, а также сопутствующей этому «многоукладности». Можно выделить несколько ситуаций, которые приводят к их возникновению:

  • наличие вопросов, которые вообще не урегулированы законодательством;
  • наличие вопросов, которые урегулированы так, что соответствующие положения законодательства могут трактоваться неоднозначно;
  • запутанные вопросы, регулируемые целым рядом законов и нормативных правовых актов;
  • вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная и общепринятая деловая практика.

Необходимо отметить, что «серые зоны» не обязательно влекут негативные последствия для государственного управления и деловой деятельности. В одних случаях государственным органам и организациям важно иметь правовую определенность, и тогда «серые зоны» создают дополнительные проблемы для всех. В то же время в условиях быстро меняющихся технологий и законодательства «серые зоны» нередко позволяют работать более гибко и оперативно.

Вопросы, которые еще не урегулированы законодательством 

В настоящее время наиболее актуальной в области делопроизводства и архивного дела является проблема обеспечении долговременной сохранности пригодных к использованию электронных документов без ущерба для их юридической и доказательной силы, – для решения которой единая федеральная законодательно-нормативная база пока не сформирована.

Большие проблемы создают нарождающиеся и при этом широко рекламируемые технологии, примером которых может служить технология блокчейна и распределенных реестров. Планы ее внедрения в систему государственного управления активно обсуждаются, однако при этом практически не затрагивается вопрос о том, как будет документироваться работа государственных органов с использованием этой технологии, и как решения на основе данной технологии будут соответствовать существующим правовым требованиям. Ничуть не проще обстоит дело с такими технологиями, как искусственный интеллект, аналитика данных и большие данные, интернет вещей, электронные медицинские документы, «умные» города, интеллектуальный транспорт и многими другими.

В последнее время большой интерес со стороны как государственных органов, так и коммерческих организаций вызывает вопрос замещающего сканирования традиционных документов (с приданием электронным копиям юридической силы и последующим уничтожением оригиналов).

 

Вопросы, которые урегулированы законодательством недостаточно

Ситуации, в которой нормы законодательства могут трактоваться неоднозначно, приводят к проблемам при разрешении споров и конфликтов, в том числе в судах. В архивном деле наиболее ярким примером такой неоднозначной ситуации является отсутствие четкости в определении понятия «архивный документ».

 

Извлечение

из Федерального закона № 125-ФЗ[2]

 

Из-за нечеткости данного в законе определения (фактически заимствованного из французской документоведческой традиции. сильно отличающейся от российской, и из-за этого теряющего смысл) отсутствуют критерии, по которым можно определить, когда документ становится архивным, – и в результате становится возможным неуместное распространение на ряд документов временного срока хранения норм закона «Об архивном деле Российской Федерации», в том числе требований к их сохранению.

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что документированная информация должна храниться по правилам архивного законодательства только в случае, если она входит в состав архивных фондов организации, в который включаются только архивные документы.

 

Извлечение

из Федерального закона № 149-ФЗ[3]

 

 

В результате появляются неоднозначные трактовки того, какие документы являются архивными, а какие нет, что для организаций может означать существенные неоправданные расходы, а Федеральное архивное агентство ( далее –Росархив) позволяет расширять свою сферу регулирования за рамки, первоначально установленные законодателем.

 

Вопросы, одновременно регулируемые рядом законов и нормативных правовых актов 

В ряде ситуаций многочисленность применимых нормативно-правовых норм также создает серьезные проблемы. Наиболее ярким примером в делопроизводстве может служить практика установления требований к хранению и сроков хранения документов.

В отсутствие современных актуальных Перечней архивных документов с указанием сроков хранения, государственные органы начинают устанавливать сроки хранения для различных документов и информации в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Так, например, приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321 был утвержден «Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации», в котором установлено, что «хранение биометрических ПДн, размещенных в единой биометрической системе, в целях идентификации осуществляется в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 152-ФЗ в течение не менее чем 50 лет с момента их размещения в системе (п.17)»[4]. Все данные, внесенные в единую биометрическую систему, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью органа или организации, разместивших данные[5].

Вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная практика 

Даже при неизменном законодательстве может кардинально меняться отношение судов и используемая ими трактовка требований законодательства, что нередко обусловлено объективными переменами в обществе и государстве, на которые суды вынуждены реагировать. Примером может послужить ситуация с государственными закупками и ведение реестра недобросовестных поставщиков. Введение законодательной нормы о заключении контрактов по электронным аукционам только в электронном виде привело к тому, что в ряде случаев, когда организации по объективным причинам не успевали подписать электронный контракт, суды подтверждали правомочность включения их в списки недобросовестных поставщиков на основании одного лишь факта неподписания контракта, не учитывая ни обстоятельств, при которых произошло нарушение, ни наличия умысла.

Спустя некоторое время, однако, суды при рассмотрении этой группы дел стали тщательно разбираться в причинах неподписания, и в случаях, когда организация доказывала наличие объективных причин, ввиду которым подписать контракт не было возможности, стали признавать включение таких организаций в списки недобросовестных поставщиков незаконным. При этом суды ссылаются на те же самые нормы законодательства, что и прежде, но принимают совершенно другие решения.

Ключевые проблемы законодательной базы в области управления документами и архивным делом 

Ключевыми проблемами текущего состояния российской законодательно-нормативной базы в области управления документами и архивным делом являются:

  • отсутствие серьезных научных разработок в области делопроизводства и непрекращающиеся попытки «натянуть» устаревшие научные представления на текущее состояние в области управления информацией и документами;
  • серьезное отставание в темпах подготовки современной законодательно-нормативной базы от текущих потребностей государственных органов и организаций;
  • несоответствие практики работы в государственных органах и коммерческих организациях содержанию разрабатываемых нормативно-правовых актов;
  • отсутствие систематического изучения текущей практики работы с информацией и документами в органах государственного управления и коммерческих организациях, отслеживания потребностей в нормативном регулировании и системы постоянной актуализации законодательно-нормативной базы.
  • неспособность существующей системы подготовки кадров обеспечить отрасль специалистами-организаторами, владеющими современными, востребованными знаниями и навыками. Вместо этого продолжается массовый выпуск технических специалистов, воспитанных на традициях 20-го века, что в конечном итоге приводит к падению престижа профессии.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Изменения в законодательстве Российской Федерации прежде всего отражают изменения в экономической, политической и социальной структуре российского общества.

Одной из ключевых тенденций является все большая открытость и прозрачность как системы государственного управления, так и, отчасти, бизнеса. Одновременно прилагаются серьезные усилия по вовлечению всех слоев общества и коммерческих и некоммерческих организаций к участию в государственном управлении.

При этом, с одной стороны, прослеживается тенденция к централизации информации и усилению контроля, а с другой – стремление передать все более широкий круг полномочий и ответственности с федерального уровня на региональный и местный уровни.

Несмотря на нынешнее обострение отношений с западными странами, тенденция глобализации и гармонизации российского законодательства с законодательством западных стран по-прежнему сохраняется, и она может в будущем снова усилиться в случае снижения международной напряженности. Для России, в первую очередь, важна гармонизация с законодательством Евросоюза и стран ЕАЭС.

Глубокие перемены, которые происходят во всей структуре российского общества, непосредственно влияют на организацию работы с документами и информацией. Как деловая деятельность, так и государственное управление требуют тщательного документирования и опираются на документированную информацию, и эффективная работа с документами является необходимым условием успеха реформ, в том числе связанных с внедрением современных технологий.

В то же время современные технологии, не изменяя высокоуровневых принципов документирования, в корне меняют деловые процессы, в результате чего многие традиционные типы документов и приемы работы с ними устаревают и вытесняются в немногочисленные узкие ниши.

Ввиду того, что перемены идут непрерывно и их темпы не снижаются, основная часть практических аспектов деловой деятельности (включая деятельность, связанную с государственным управлением) становятся многоукладными в плане используемых технологий и методов работы, и, как следствие, все более сложным и менее эффективным становится пошаговое законодательно-нормативное регулирование на низком уровне, в том числе вопросов работы с документами и их архивного хранения:

  • в тех случаях, когда в нормативно-правовых актах делается попытка пошагово описать порядок работы с документами и информацией, существует серьезный риск того, что установленные нормы могут устареть еще до вступления в силу такого документа; а организации, которые обязаны данные требования исполнять, становятся заложниками мелочной регламентации;
  • чтобы нормативные документы такого рода были работоспособными, в них приходится тщательно описывать все варианты использования как бумажных, так и электронных документов;
  • нормативные документы приходится постоянно перерабатывать и вносить изменения, связанные с изменением законодательно-нормативных требований, технологий и общественных ожиданий.

В настоящее время речь, прежде всего, идет о смешанном документообороте, когда одновременно используются документы и информация разного формата на разных видах носителей. Однако при этом четко видны следующие противоположные тенденции:

  • более молодые сотрудники активно осваивают современные технологии, не проявляя при этом серьезного интереса к изучению классического бумажного делопроизводства и архивного дела;
  • в результате с уходом старших поколений теряются знания и навыки, которые необходимы для корректного и эффективного применения традиционных «бумажных» технологий в управлении документами. В настоящее время специалисты, в полной мере разбирающиеся в классическом делопроизводстве и архивном деле, уже стали дефицитом;
  • как в системе государственного управления, так и деловой деятельности все больше возрастает потребность в специалистах широкого профиля, обладающими знаниями как в области классического делопроизводства, так и управления электронными документами и информацией, а также владеющими знаниями ряда смежных дисциплин.

Не меньше проблем в области управления документами и информацией влекут за собой нарождающиеся новые технологии (например, блокчейн), которые порой плохо вписываются в существующие законодательно-нормативные рамки. Можно ожидать, что в России решение этих проблем пойдет одновременно по двум направлениям. С одной стороны, новые технологии будут адаптироваться к существующей нормативно-правовой среде. Одновременно с этим законодательно-нормативная база будет изменяться и совершенствоваться с тем, чтобы не создавать неоправданных препятствий для использования и развития новых перспективных технологий. Такого рода процессы уже можно наблюдать в той части законодательно-нормативной базы, которая регулирует использование интернет-технологий.

В настоящее время Российская Федерация, как и другие страны мира, постепенно переходит от общества, которое в государственном управлении и деловой деятельности активно использует информационные технологии, к обществу, которое будет принципиально опираться на эти технологии. Это серьезно изменит ситуацию в областях права и управления документами.

Для того, чтобы делопроизводство и архивное дело по-прежнему отвечали потребностям общества в будущем, понадобится серьезная регулярная модернизация существующей законодательно-нормативной базы. Так, тенденцией последних лет в системе государственного управления является создание и расширение сфер применения государственных реестров и регистров, в которых создается, сохраняется и используется основная юридически значимая государственная информация, что приводит к следующим последствиям:

  • постепенно сокращается использование «бумагоподобных» электронных документов; им на смену уже пришли и широко используются документы в виде более сложных, обычно структурированных и удобных для автоматизированной обработки электронных объектов;
  • органы государственной власти вместо обмена документами начинают коллективно работать в государственные реестрах и регистрах, используя содержащуюся в них информацию для принятия ответственных решений;
  • падает значение традиционных документов личного хранения, даже таких, как паспорта. Все чаще они начинают играть вспомогательную роль, опираясь на авторитет основных государственных реестров.

В Российской Федерации в настоящее время не существует единой стройной системы регулирования этих вопросов. В каждой сферы деятельности существуют свои регуляторы и свои базовые нормы в области управления документами, начиная с федеральных законов и заканчивая многочисленными ведомственными нормативными актами.

Необходимо отметить, что в коммерческой деятельности в вопросах делопроизводства существует гораздо больше свободы. Основным регулятором для коммерческих организаций является Центральный Российской Федерации (далее – Банк России), который постепенно проявляет все больший интерес к этим вопросам и активно участвует в рамках своих полномочий в решении проблемы долговременного хранения электронных документов.

Сейчас уже нереально ожидать создания стройной системы законодательно-нормативного регулирования в области делопроизводства и архивного дела, а тем более архивного хранения электронных документов, которая будет без каких-либо изменений существовать десятилетиями. Необходимо менять подходы к регулированию работы с документами, основываясь, прежде всего на высокоуровневых требованиях, описывающих цели и задачи, и предоставляя владельцам документов возможность самостоятельно определять методы и способы их исполнения.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИ

В настоящее время в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в плане мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» предусматривается внесение изменений в федеральные законы «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в иные нормативные правовые акты «в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа»[6]. Работу над законопроектом вела рабочая группа «Создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота», под руководством Банка России.

Членами рабочей группы были подготовлены предложения по включению в законодательство:

  • возможности использования замещающего сканирования (т.е. перевода бумажных документов в электронную форму с обеспечением юридической значимости созданных электронных копий и возможности впоследствии уничтожить оригиналы);
  • использования миграции и конверсии электронных документов в новые системы и(или) форматы для обеспечения их долговременной сохранности;
  • высокоуровневые нормы, регламентирующие уничтожение документов и информации.

Законопроект № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)»[7] внесен в Государственную Думу 1 марта 2019 года. Однако то, какими будут нормы закона, покажет только время.

ВЫВОДЫ: ВСЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Тем, кто пережил периоды перемен конца 20-го – начала 21-го веков и, начиная с 2009 года, построения электронного правительства, порой кажется, что технические революции и реформы государственного управления и деловой деятельности – и, соответственно, перемены в законодательстве – вот-вот закончатся. Объективный анализ, однако, указывает на обратное: все еще только начинается, на подходе новая волна инновационных технологий, которая затем даст толчок следующей серии реформ в государстве и обществе. Новым поколениям уже не придется жить в условиях, когда лет 20 все оставалось более-менее неизменным, включая законодательство. Теперь самым постоянным фактором является постоянство перемен, и это надо понять и принять.

В настоящее время в разной степени готовности находятся более 50 законопроектов, предусматривающих расширение сферы использования электронных документов в деловой деятельности и государственном управлении. Однако столь радикальное и одновременное внесение изменений в различные законы, решая одни проблемы, неизбежно создаст новые, в том числе для управления документами. Обязательно возникнут новые «серые зоны» и новые риски, которые затем придется как-то устранять.

Главной проблемой, с моей точки зрения, является то, что для гармоничного развития законодательства требуется совершенствование ключевых федеральных законов, регламентирующих общие вопросы управления документами и информацией. В настоящее время предложение по закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подготовлены, а вот до закона «Об архивном деле в Российской Федерации» пока «руки не дошли».

Само собой, после внесения изменений в законодательство потребуется серьезная переработка подзаконной законодательной нормативной базы. Ну а затем, как я уже сказала, «маховик» перемен продолжит раскручиваться.

В завершение хочу отметить, что перед обществом уже давно не стоит задача формирования идеальной, беспроблемной законодательно-нормативной базой; нужно хотя бы успевать оперативно реагировать на происходящие вокруг перемены и закрывать проявившиеся серьезные «дыры». Это означает, что деятельность специалистов в области управления документами и архивного дела становится более динамичной, растет потребность в постоянном расширении знаний и повышении квалификации. Жить и работать становится труднее, но интереснее; и для тех, кто способен выдержать такую гонку, открываются профессиональные перспективы, о которых в прошлом веке было трудно даже мечтать.

 

 

 

 

 

[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. Распоряжением Правительства РФ от 12.02.2019 № 195-р данное распоряжение признано утратившим силу.

[2] Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[4] Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321).

[5] Порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321).

[6] Храмцовская Н.А. Вопросы нормативного регулирования в программе «Цифровая экономика»: Участие Росархива / блог Н.А.Храмцовской, 2 февраля 2018 г., https://rusrim.blogspot.com/2018/02/blog-post_0.html.

[7] См.: http://sozd.duma.gov.ru/bill/657361-7.

 

 

 

 


 

Н.А. Храмцовская

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам