Электронная версия журнала

Женские наряды и фирменная одежда: противостояние или компромисс?

«Секретарь-референт» №4 2009 / Корпоративная культура

Нет более верного способа навлечь на себя гнев сотрудниц, чем установить ограничения на их форму одежды и внешний вид или, того хуже, ввести униформу. Конечно, если мы говорим о медицинских работниках или о производстве, где испокон веков сотрудницы носят халаты и спецодежду, то там проблем нет либо они ограничиваются неуместным макияжем, прическами и пирсингом. В офисах солидных и, как правило, западных компаний, где деловой костюм – это само собой разумеющаяся вещь, проблемы тоже возникают редко.

А вот если мы имеем дело со среднестатистической российской компанией, где жестких правил в отношении внешнего вида не существует, главное – чтобы «чисто и опрятно», то здесь претензии руководства к одежде воспринимаются как вмешательство в частную жизнь, а потому вызывают встречный негатив.

Приведем несколько примеров, рассказанных участниками наших бизнес-семинаров по управлению женскими коллективами.

Ситуация первая

В аудиторской компании работает несколько молодых и незамужних женщин, которые стремятся понравиться клиентам и поэтому одеваются излишне открыто: прозрачные блузки, декольте, короткие юбки и т.п. Поскольку это в корне не соответствует имиджу аудитора, руководство и даже коллеги-мужчины неоднократно высказывали им замечания по поводу внешнего вида. Девушки обижаются, а ситуация, увы, не меняется.

Ситуация вторая

Менеджерам туристической компании изготовили фирменную одежду, причем заказали ее у известного модельера с учетом современных тенденций. Но дамы восприняли новые костюмы в штыки, как школьную форму. А после неосторожного высказывания одного из давних партнеров компании о том, что в новой одежде девушки похожи на очаровательных барменш в немецких ресторанах, женский коллектив взбунтовался: «Не будем носить эти кофты с рюшками, хоть увольняйте».

 

Ситуация третья

Сотрудницы сети ювелирных магазинов надевают на себя огромное количество ювелирных украшений… Воспитательные беседы о неуместности такого числа колец, цепочек и браслетов результата не дали.

 Как быть?

Все зависит от того, насколько принципиальны для компании изменения во внешнем виде сотрудниц и насколько вольно сотрудницы привыкли одеваться. Если намерение руководителя «переодеть» своих дам действительно серьезно, то вводить изменения нужно уверенно и бесповоротно, а нарушения пресекать незамедлительно, в том числе и урезанием премий. Принцип простой: «Наша организация развивается, появляются новые правила. Если хотите развиваться вместе с компанией, вы должны соблюдать эти правила, иначе нам не по пути».

Если же руководитель не готов к тому, чтобы регулярно делать замечания женщинам по поводу внешнего вида (по крайней мере, в первое время) и ловить на себе их взгляды, полные обиды, а то и ненависти, то лучше не затевать эту игру с огнем. Одежда для женщин – подчас единственный способ проявить свою индивидуальность на работе, где все формализовано и автоматизировано.

Тем, кто готов вводить правила в отношении одежды сотрудниц, мы хотели бы дать несколько советов. Некоторые из них – мягкие, некоторые – жесткие. Что выбрать – решать вам.

Наши рекомендации

■ На первом же собеседовании с новой сотрудницей предупредите ее о необходимости придерживаться делового стиля в одежде и поясните, что вы имеете в виду. Можно даже чуть сгустить краски, рассказав о случаях увольнения за короткие юбки и яркий макияж.

■ Сформулируйте в правилах внутреннего распорядка корпоративные стандарты по поводу стиля и формы одежды, например: «В нашей компании не принято носить юбки, длина которых выше 10 см от колена. В нашей компании не принято, чтобы разрезы на юбке или брюках открывали ноги выше 15 см от колен» и т.д. За нарушение фирменных стандартов начисляйте штрафные баллы, которые ведут к уменьшению премии.

■ Отправляйте сотрудниц в «неправильных» нарядах домой переодеваться, при этом время, потраченное на переодевание, не считайте рабочим.

■ Обязывайте сотрудницу, одетую «не по формату», переодеваться в футболку (толстовку) с фирменной символикой.

■ Установите шкафы для одежды, чтобы сотрудницы, придя на работу, при желании могли переодеться.

■ Подготовьте псевдописьмо с жалобой от клиентов по поводу ненадлежащего внешнего вида сотрудниц.

■ Снижайте температуру в офисе за счет использования кондиционеров, чтобы у женщин не возникало желания обнажать некоторые части тела.

■ Разместите в корпоративной рассылке, газете или на доске объявлений статью (якобы взятую из иностранного журнала), в которой говорится, что, проанализировав манеры женщины одеваться (глубокое декольте, мини-юбка, разрез до пояса и т.п.), можно определить ее черты характера, помыслы, цели. Для каждой категории дам придумайте какое-либо не слишком приятное название. При этом в качестве иллюстраций следует использовать карикатуры. Обсудите эту заметку в коллективе, но без перехода на личности.

■ Делайте комплименты внешнему виду сотрудниц в тех случаях, когда они одеты «по форме».

■ В случае введения униформы предварительно встряхните сотрудниц «страшным эталоном»: покажите наиболее непривлекательные эскизы форменной одежды или добавьте аксессуары, явно отрицаемые женщинами. Впоследствии предложите более мягкий вариант.

■ Соберите или подготовьте самостоятельно отзывы клиентов и партнеров, высказавших комплименты в адрес девушек в корпоративной одежде.

■ Соберите вырезки из модных журналов, цитаты знаменитостей, интервью с авторитетами в области моды о том, как правильно носить украшения, аксессуары и наносить макияж, что является дурным тоном и т.п. и передавайте их сотрудницам как «последние новости из мира моды».

■ Разрешить вышеописанную ситуацию, возникшую в ювелирном магазине, помогут мини-семинары на тему «Как помочь клиенту подобрать украшения». В своих выступлениях используйте информацию о том, как правильно сочетать ювелирные изделия, в чем проявляется дурной вкус и т.п. По ходу объяснения делайте комментарии по поводу украшений сотрудниц: «Вот у Вас, например…», «Было бы лучше надеть…». На такие семинары желательно приглашать внешних специалистов, так как их слова будут встречены с большим вниманием, а на своих коллег за подобные советы дамы могут и злобу затаить.

Крайние меры

Это реальный случай из жизни, рассказанный нам руководителем тренинговой компании из Екатеринбурга. Известный в городе предприниматель-новатор решил ввести в своем коллективе униформу. Зная о том, что женщины будут против его инициативы, директор поступил хитро. Он заказал для своих сотрудниц комплекты настоящей военной формы и сообщил дамам, что отныне у них будет вот такая корпоративная форма: проверена годами, практична, и нет проблем с ее обновлением. Дамы, разумеется, пришли в ужас.

Для надзора за правильным ношением военной формы руководитель пригласил на неделю сотрудницу из Главного управления исполнения наказаний, которая строго следила за тем, чтобы ремни были затянуты как следует, форма нигде не морщилась, а сотрудницы не вздумали добавить к одежде что-нибудь лишнее.

Через неделю у женщин начались истерики, а также разговоры об увольнении. И в этот самый момент руководитель сообщил, что готов пойти им навстречу и показал своим сотрудницам красивую корпоративную одежду (подготовленную заранее), которая была встречена дамами с неописуемым восторгом.

В.С. Блашенкова,
Н.С. Макатрова,
основатели проекта Womania (www.womania.ru)

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.