Электронная версия журнала

Как просить повышения зарплаты?

«Секретарь-референт» №3 2011 / Профессия

Достойная оплата труда – насущный вопрос для многих секретарей и административных работников. Многие молча долгое время терпят растущую как снежный ком нагрузку без материальной компенсации за выполнение этой работы. Но порой терпение заканчивается, и ощущение несправедливости выливается в бунт и ультиматум: работник бросает на стол руководителя заявление об уходе, будучи уверенным, что шеф окажется на пороге катастрофы после ухода такого незаменимого сотрудника, как он. И ждет, что начальник сейчас признает его вклад в дело и вместо увольнения предложит остаться на других финансовых условиях. Действительно, такой способ иногда срабатывает, и сотруднику добавляют (порой даже значительно) денежное содержание.

Но подобное «выбивание» прибавки опасно. Во-первых, возможно вы переоцениваете себя и с точки зрения руководителя вовсе не являетесь таким уж незаменимым. Во-вторых, руководитель тоже может «взбрыкнуть». И в том, и в другом случае он подпишет заявление – и вместо прибавки вам укажут на дверь.

Другой довольно результативный способ – слезы. И многие барышни с успехом испытывают на шефе те же уловки, что и в целом на мужчинах. Зареванная сотрудница, источником всех бед которой является патологическое безденежье, – серьезный аргумент в пользу пересмотра зарплатной политики в отношении отдельно взятой персоны. Но этот способ «пробуксовывает» с черствыми руководителями. К тому же, даже если шеф «все осознал» и предложил остаться за большие деньги, достигнутые за годы работы взаимопонимание и доверие с его стороны будут утрачены. И, возможно, он всерьез задумается о поиске менее истеричного сотрудника.

Так все же как правильно попросить прибавки к зарплате? Секретарь имеет преимущественное по сравнению с другими сотрудниками положение: вы не только вхожи в кабинет первого лица, но и лучше других знаете его привычки. Следовательно, вы можете подгадать благоприятный момент, когда шеф сыт, доволен, радушен, а значит, потенциально способен проявить щедрость.

Но прежде чем шагнуть в кабинет руководителя с целью попытаться улучшить свое материальное положение, необходимо основательно подготовиться.

■ Оцените ситуацию в организации. Если вы недавно вступили в должность, если ваша компания переживает не лучшие времена, если директор только что подписал приказ о сокращении штата – у вас больше шансов вместо повышения зарплаты получить предложение поискать новую работу. Другим фактором не в вашу пользу является работа в небольшой бюджетной организации, где оклад напрямую зависит от штатного расписания. Единственный способом получать больше – перевод на другую должность, которой в штатном расписании может просто не оказаться. Таким образом, для повышения оклада руководитель должен выйти «наверх» с предложением пересмотреть сетку, а большинство чиновников это не любит делать.

■ Оцените ситуацию на рынке труда. Просмотрите вакансии на сайтах, специализирующихся на поиске работы, сопоставьте средний уровень предлагаемой оплаты труда по аналогичным должностям. Поинтересуйтесь, какие оклады есть на вашем предприятии (хотя в большинстве офисов это закрытая тема, тем не менее в дружеских беседах сотрудники делятся информацией). Если ваш доход превышает среднюю зарплату по вашей должности, будет трудно убедить шефа раскошелиться.

■ Оцените результаты своего труда. В этом вам помогут журналы учета. Какое количество входящей и исходящей корреспонденции вы зарегистрировали в текущем году и за аналогичный период прошлого года? На сколько больше оформили приказов и распоряжений? Насколько чаще вынуждены бегать на почту? Как правило, повсеместно рост объема документооборота (т.е. количество проходящих через организацию бумаг в течение года) составляет не менее 30 %.

Проведите подобную ревизию по всем обязанностям, возложенным на вас, и изложите результат на бумаге в цифрах и в процентах. Маленькая хитрость: там, где цифры невелики, используйте проценты. Например, если вы за весь прошлый год зарегистрировали всего 100 писем, а в этом – 200, это не бог весть какой тяжкий труд. Но фраза «увеличение поступающей корреспонденции в два раза/на 100 %» звучит как весомый аргумент в вашу пользу.

■ Подготовьте служебную записку на основе полученных данных, приправив ее объективной информацией о рыночной стоимости ваших услуг.

Хорошо, если у вас в подчинении есть другие сотрудники. Просите за них по алгоритму пунктов 1–4 – за других просить всегда удобнее, чем за себя. В случае положительного решения и вам, как руководителю подразделения, сделают прибавку. При этом помните правило половины: сколько бы вы не попросили, дадут только половину. Поэтому сознательно завышайте вдвое запрашиваемую прибавку.

Если у вас с руководителем сложились хорошие отношения и вы время от времени можете даже перекинуться шутками, то начинайте готовить шефа к мысли, что он вам недоплачивает: как бы невзначай при его появлении в приемной посетуйте, как подорожала жизнь: повысилась квартплата, тарифы на проезд, стоимость обучения и т.п. Или при его приближении увлеченно и громко рассказывайте кому-нибудь (можно «как бы» по телефону): «Представляешь, в соседнем офисе секретарю платят столько-то, а мне только половину от этой суммы! Везет же Маше!»

И помните, для успеха затеи с повышением надо, чтобы руководитель был уверен в том, что идея увеличить зарплату пришла ему в голову до того, как вы об этом заикнулись.

Если вы выполнили все рекомендации, остается только не упустить благоприятный момент для разговора. Когда, к примеру, заслуги вашего шефа оценил совет директоров или просто с утра он ходит сияющий, то это ваш звездный час. Заварите чай, приготовьте его любимое печенье и с этими дарами смело входите в кабинет со словами: «Ой, Иван Иваныч, можно Вас отвлечь на секундочку?» – и не забудьте прихватить служебную записку.

Не надейтесь, что ваша «челобитная» будет подписана незамедлительно. Скорее всего, шеф оставит ее у себя и пообещает подумать. Не расстраивайтесь. Это нормальная реакция.


 

Ю.С. Задорина,
зав. канцелярией ОАО «Акционерный банк "Пушкино"»

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 3, 2011.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.