Электронная версия журнала

Дом, который построил Джек, или Приказы по основной деятельности

«Секретарь-референт» №2 2016 / Делопроизводство

 

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек…

 

Английская народная песенка (перевод С.Я. Маршака)

Приказ: понятие и виды

Помните, как в доме Джека все было логично устроено? У каждого была своя, четко обозначенная роль! Как ни странно, но точно так же устроено множество других предметов и явлений в нашей жизни, в т.ч. распорядительные документы организации, например приказы.

Наш словарик

Приказ – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия, учреждения, организации, в целях разрешения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов и задач, стоящих перед предприятием.

Приказы делятся на три большие группы:

  • по личному составу (приказы по л/с);
  • по административно-хозяйственным вопросам, или по хозяйственной деятельности (приказы по х/д);
  • по основной деятельности (приказы по о/д).

К приказам по л/с относятся следующие:

  • о приеме сотрудника на работу (заключение трудового договора);
  • об увольнении сотрудника (прекращении трудового договора);
  • о премировании и поощрении сотрудников;
  • о переводе на другую работу;
  • о предоставлении отпусков;
  • о направлении в командировки;
  • о повышении разряда;
  • о расследовании несчастных случаев.

Что именно подразумевается под административно-хозяйственными вопросами? Ответ на этот вопрос нам дает Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, с изм. от 04.02.2015; далее – Перечень 2010), в разделе 10 «Административно-хозяйственные вопросы». Так, с помощью приказов по х/д решаются вопросы:

  • соблюдения правил внутреннего распорядка деятельности;
  • эксплуатации зданий, помещений;
  • транспортного обслуживания, внутренней связи;
  • обеспечения безопасности организации.

Приказы иной тематики, не подпадающие под вышеуказанную классификацию – это приказы по о/д.

Дать исчерпывающий список тем приказов по о/д невозможно (их слишком много), т.к. это напрямую зависит от организационно-правовой формы предприятия, вида деятельности и иных, присущих каждой конкретной организации, особенностей.

Вот некоторые из приказов по о/д:

  • о реорганизации или ликвидации организации;
  • о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений;
  • о создании и изменении состава совещательных и коллегиальных органов;
  • об утверждении локальных нормативных актов (инструкций, положений, регламентов, стандартов предприятия и т.д.) и внесении изменений и дополнений в них;
  • об утверждении штатного расписания и внесении изменений к нему;
  • об утверждении структуры организации и внесении изменений в нее;
  • о материально-техническом обеспечении организации;
  • о документационном и информационном обеспечении организации;
  • о планировании деятельности структурных подразделений и организации в целом;
  • о финансировании отдельных видов деятельности и организации в целом;
  • об учетной политике организации;
  • о проведении инвентаризации;
  • о вступлении в должность директора и главного бухгалтера организации;
  • о делегировании права подписи;
  • об организации обучения, курсов повышения квалификации, семинаров и т.п.;
  • об утверждении форм документов;
  • о внесении изменений в приказ по о/д;
  • об отмене приказа по о/д и т.д.

«Вот бланк для приказа организации, которая решила издать приказ!»

Приказы по о/д и х/д должны оформляться на специальном бланке. Он создается с учетом рекомендаций ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003[1].

Бланк должен содержать ряд обязательных реквизитов:

  • «эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания) (реквизит 03) на бланке для приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «вот наименование организации (реквизит 08), которое указывается рядом с эмблемой на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «а это наименование вида документа (ПРИКАЗ) (реквизит 10), которое указывается под логотипом и наименованием организации на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «вот место составления или издания (реквизит 14) приказа, которое указывается под наименованием вида документа, который указывается под эмблемой и наименованием организации с выравниванием по центру на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «а это дата (реквизит 11) и регистрационный номер приказа (реквизит 12), которые указываются под местом составления или издания приказа, которое указывается под наименованием вида документа, который указывается под эмблемой и наименованием организации с выравниванием по центру на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «вот заголовок к тексту (реквизит 18) приказа, который указывается под датой и регистрационным номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием вида документа, которое указывается под эмблемой и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «а это текст (реквизит 20) приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и указывается сразу под заголовком приказа, который указывается под датой и регистрационным номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием вида документа, которое указывается под эмблемой и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «вот отметка о наличии приложения (реквизит 21), которая указывается сразу после текста приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и указывается сразу под заголовком приказа, который указывается под датой и регистрационным номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием вида документа, которое указывается под эмблемой и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «а это подпись (реквизит 22) должностного лица, которая ставится после отметки о наличии приложения, которая указывается сразу после текста приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и указывается сразу под заголовком приказа, который указывается под датой и регистрационным номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием вида документа, которое указывается под эмблемой и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «вот гриф согласования (реквизит 23), который ставится после подписи должностного лица, которая ставится после отметки о наличии приложения, которая указывается сразу после текста приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и пишется сразу под темой приказа, которая пишется под датой и номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием документа, которое указывается под логотипом и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «вот визы согласования (реквизит 24), которые ставятся после грифа согласования, который ставится после подписи должностного лица, которая ставится после отметки о наличии приложения, которая указывается сразу после текста приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и пишется сразу под темой приказа, которая пишется под датой и номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием документа, которое указывается под логотипом и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • «а это отметка об исполнителе (реквизит 27), которая ставится после виз согласования, которые ставятся после грифа согласования, который ставится после подписи должностного лица, которая ставится после отметки о наличии приложения, которая указывается сразу после текста приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и пишется сразу под темой приказа, которая пишется под датой и номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием документа, которое указывается под логотипом и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ»;
  • ну и, наконец, «идентификатор электронной копии документа (реквизит 30), который указывается ниже отметки об исполнителе, которая ставится после виз согласования, которые ставятся после грифа согласования, который ставится после подписи должностного лица, которая ставится после отметки о наличии приложения, которая указывается сразу после текста приказа, который состоит из констатирующей и распорядительной частей и пишется сразу под темой приказа, которая пишется под датой и номером приказа с выравниванием по центру, которые указываются под наименованием документа, которое указывается под логотипом и наименованием на бланке приказа организации, которая решила издать приказ».

В итоге наш «домик Джека», или бланк приказа по о/д, принимает следующий вид (Пример 1).

«Крышу» составляют: эмблема, наименование организации, наименование вида документа, дата, регистрационный номер приказа и место составления или издания.

«Мезонин» состоит из: заголовка к тексту, констатирующей части, слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое является «перекрытием» между констатирующей и распорядительной частями приказа.

«Жилой этаж» составляют распорядительная часть, отметка о наличии приложения, подпись руководителя. «Жилых этажей» может быть несколько, они могут обрастать «флигелями», «балконами» и иметь весьма разветвленную структуру.

«Подвал» и прочие хозяйственные и служебные помещения нашего «домика» – это отметки о согласовании, список рассылки, отметка об исполнителе и идентификатор электронной копии документа.

Бланк приказа утверждается инструкцией по делопроизводству организации.

 

[1]Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 / Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова; Росархив, ВНИИДАД. М., 2003. 90 с.

Л.А. Назарова,

начальник канцелярии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 2, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.