Электронная версия журнала

Серьезный разговор

«Секретарь-референт» №2 2010 / Профессия

Сегодня многие статьи начинаются бодрыми словами: «Кризис – это хороший повод, чтобы…» – и далее идет перечисление тех преимуществ, которые можно реализовать в это непростое время. Авторы – аналитики, консультанты-психологи – во многом правы. Уныние, пессимизм и глубокое отчаяние никогда еще не помогали найти выход из сложной ситуации. Только позитивный настрой, вера в светлое будущее и свои способности дают силы на прорыв.

Но где грань между здоровым оптимизмом и, простите, глупостью? В этом смысле кризис, действительно, хороший повод, чтобы хотя бы задуматься над этим.

Что такое кризис?

«Все признаки кризиса налицо: закрываются фирмы, идет повальное сокращение штатов, сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска, зарплаты урезают, социальные льготы, премии и бонусы канули в лету». Это не картинка, нарисованная болезненным воображением. Это ответ девушек-секретарей на вопрос: «В чем выражается кризис?»

Заметьте, что этот вопрос задается секретарям, потерявшим работу. И вот почему.

Анна Ю. стала очередной жертвой сокращения офисного персонала. Работодатель в первую очередь стал избавляться от административных работников. «Сами же набирали такое количество секретарей, офис-менеджеров, ассистентов. А теперь всех на улицу. Ужасно!» – справедливо возмущалась девушка.

В офис Клуба она, как и многие другие, в это трудное время пришла с просьбой помочь ей найти работу. Аня – хороший секретарь с опытом работы чуть более двух лет. Обязанности на предыдущем месте она выполняла вполне стандартные: телефонное обслуживание, организация приема посетителей, ведение деловой переписки, регистрация приказов и распоряжений, выполнение технических функций (ксерокс, факс, брошюровка и пр.), закупка канцтоваров, какие-то отдельные поручения сотрудников фирмы. Английский язык она знает на уровне обычной школы, впрочем, на предыдущей работе он ей не был нужен.

– Я бы хотела работать в стабильной фирме, но уже не секретарем, а личным помощником. Да и зарплату хотелось бы побольше.

– Так ведь сейчас не самое лучшее время для таких вакансий – кризис.

– Я знаю. Но я бы хотела… (далее идет повтор слово в слово своих пожеланий).

– А в чем же, по-твоему, выражается кризис? (Вот он, наш каверзный вопрос).

– Как в чем? Закрываются фирмы, идет сокращение штата и т.д. (ответ студентки-отличницы).

– Если ты все понимаешь, то о каком повышении зарплаты может идти речь?

– Ну я же не могу получать столько же, сколько получала! У меня ведь уже опыт есть.

На первый взгляд, такой диалог выглядит абсурдно. Но беда в том, что такие или примерно такие рассуждения мы слышим десятками на протяжении последнего полугодия. И это от девушек в большинстве своем с высшим образованием. Пусть вас не сбивает с толку глагол «хочу». Каждый вправе хотеть чего угодно. Здесь нет запретов, если только это не детское бездумно упрямое: «Хочу! Хочу! Хочу!» В данной ситуации речь идет о другом: «Я этого достойна», «Мне нужно».

Согласитесь, что даже во времена всеобщей эйфории, до кризиса, такая позиция была слабым аргументом для работодателей. А уж нынче…

Не все то золото, что блестит… в Интернете

Понятно, что страшно остаться без работы, и если такое случилось, то хочется поскорее найти новую. Раньше, в доинтернетные времена, работу искали по объявлениям в газетах, через знакомых, по кадровым агентствам. Теперь же всемогущий Интернет значительно расширил границы поиска. Есть достаточно много сайтов, занимающихся трудоустройством: хочешь свое резюме размещай, хочешь – ищи вакансии и звони работодателям. Но вот что интересно: если к объявлениям в газете зачастую подходили очень критически, недоверчиво, то почему-то объявления в компьютерном варианте воспринимают за чистую монету. Информационное пространство Интернета заполнено до отказа, но все «уверенные пользователи ПК» прекрасно знают, что некоторую информацию, размещенную на сайтах по трудоустройству, можно охарактеризовать с помощью известной пословицы: не все то золото, что блестит. И логично было бы, прежде чем пускаться в сумасшедшую гонку по собеседованиям во все фирмы, обещающие большие деньги, немного исследовать реальный рынок труда. Но оказывается, что подавляющее большинство «продвинутых» пользователей ПК понятия не имеют, как это делать.

Девушки-секретари в офисе Клуба обсуждают самую больную тему – как найти новую работу. Наташа, Марина и Лена попали под сокращение, Рита уволилась сама, не дожидаясь гибели компании. Девушки – опытные секретари, а по функционалу – даже офис-менеджеры. Наперебой говорят о заманчивых вакансиях, размещенных в Интернете. Цифры их притязаний по зарплате растут все больше и уже давно превысили заработки на прежнем месте.

– Девочки, а вы действительно уверены в том, что сейчас легко найти работу с такими высокими зарплатами?

– Конечно. В Интернете полно вакансий.

– Там много «липы». Сейчас кризис. Кстати, в чем, по вашему мнению, он выражается? (Опять приходится задавать этот банальный вопрос.)

Ответ дается тоже банальный: «Закрываются фирмы, идет повальное сокращение штатов, сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска, зарплаты урезают» и т.д.

– Где логика? Зарплаты снижают повсеместно, а вы искренне верите каждому объявлению о 50-тысячных окладах. Может, вместо того, чтобы бросаться на поиск мифических суперфирм, стоит сначала проанализировать, что делается на рынке труда?

И здесь выясняется, что высококомпьютеризированная молодежь совершенно не умеет пользоваться возможностями Интернета. Девушкам и в голову не приходило, что достаточно в любой поисковой системе Yandex, Google и т.д. набрать словосочетание «рынок труда» – и высветится множество материалов на эту тему: аналитических статей, прогнозов, графиков и диаграмм, научных и псевдонаучных исследований. Читай. Анализируй. Делай выводы. И не надо спрашивать у подружки или соседки: «А что дальше будет?» Пусть у вас не будет четкого ответа на этот вопрос (его и у специалистов нет), зато на всякую явную чушь и вранье вы уже не попадетесь.

Не самое удачное время для перемен

Не хочется драматизировать ситуацию и нагнетать обстановку, а хочется, наоборот, помочь секретарям, оставшимся без работы, поскорее найти новую, достойную. У нас почти за двадцать лет работы в Клубе профессиональных секретарей накопился колоссальный опыт в сфере трудоустройства. Но в любые времена помочь можно только тому человеку, который хотя бы пытается адекватно оценить свои возможности в сложившихся обстоятельствах. Спору нет, наше представление о себе, как о личности и специалисте, редко бывает объективным. Оно либо завышено, либо чрезвычайно занижено. Может, здесь-то как раз и стоит прислушаться к мнению и советам профессионалов?

«Учиться можно только на своих ошибках» – эта фраза убивает всякий смысл передачи знаний и мудрости из поколения в поколение. А в бытовом плане эта внутренняя установка – причина неудачной карьеры, разрушенной семьи, глупых необдуманных поступков.

«Всё! Я, наконец, решилась и подала заявление об увольнении!», – торжественно заявила Лина еще на пороге офиса Клуба.

Лина, профессиональный секретарь, три года рассказывала нам о сложном характере своих руководителей, о бесконечных придирках, постоянных задержках на работе, о том, что ее не ценят, загружают дополнительной работой и т.п. Если верить ей, то уже давно пора было бежать из этой фирмы. Поначалу мы ей так и советовали, но потом поняли, что трудности только закаляют Лину. Она работает все больше и больше, но, к сожалению, по-прежнему всем недовольна.

Окончательное решение было принято… в самый разгар кризиса.

– Не самое удачное время. А тебе есть куда уходить?

– Пока нет. Но я уже не буду работать секретарем, а только личным помощником в крупной стабильной фирме с нормальными руководителями, адекватным персоналом и, конечно, с большей зарплатой. (Кстати зарплата у Лины была вполне приличная, выше, чем у многих ее коллег.)

– Ты тоже работала в крупной, стабильной (до сих пор) компании. Может, стоило повременить, пока ситуация на рынке прояснится?

- Нет. Я уже решила. Буду искать.

– А что ты ответишь будущему работодателю на вопрос: «Почему Вы ушли с предыдущего места работы?»

– Скажу все как есть. Чистую правду.

После этого категоричного высказывания пришлось целый час объяснять опытному взрослому секретарю, что ее «чистая правда» не вдохновит никого из HR-персонала или руководства компании взять ее на работу. Необдуманность поступка, неумение проанализировать сложившуюся ситуацию в целом, безаппеляционность суждений и высказываний вряд ли помогут ей удачно проходить собеседования. Хотя элемент везения нельзя сбрасывать со счетов…

Семь раз отмерь…

Бывают ситуации, когда действительно невозможно терпеть унижения, постоянные замечания, капризы руководителя, колкости сменщицы-секретаря и т.п. У каждого свой набор стрессообразующих факторов, и предел терпения тоже свой. Нельзя доводить себя до нервного срыва, а вот продумать дальнейшие шаги, тем более в нынешних экономических условиях, стоит заранее.

Нет особых материальных проблем в семье – отдохните, придите в себя, но не затягивайте отпуск на месяц–два. Хотя, кто знает, может, так будет лучше. В общем, все индивидуально.

А вот если денежный вопрос – жизненно важный, то срочно начинате искать работу, но только делайте это разумно, выделяя главное и отметая второстепенное при выборе фирмы.

Критерии выбора лучше подкорректировать

Настоящих хороших вакансий на рынке труда мало. Под настоящими подразумеваются реально существующие, а под хорошими – весь пакет плюсов: стабильная компания, зарплата, интересная работа, недалеко от дома, дружный коллектив, толковый руководитель, социальные льготы и т.д. Таких идеальных мест всегда было не много, а сейчас и вовсе наперечет. Приходится выбирать из того, что есть, но тогда логично и критерии выбора слегка подкорректировать.

В офисе Клуба секретарей обсуждаем с несколькими девушками имеющиеся вакансии. Фирмы давно нам известные, там до сих пор работают наши члены Клуба, правда, уже на других должностях. Требования руководителей довольно жесткие, но это и понятно: сейчас нужны не просто сотрудники, а бойцы. Профессиональные навыки и человеческие качества рассматриваются «под микроскопом». Рисковать никто не хочет – время дорого, да и деньги все учатся считать.

Девушки-секретари как будто все понимают, и даже рассуждают о трудностях, с которыми столкнулись владельцы компаний. Разговор идет серьезный, деловой. Но вот начинаем примерять эти вакансии к каждой из них.

И вот уже нет ни здравомыслия, ни рассудительности.

– А там нет социальных льгот!? А премии есть?

– А задержки на работе бывают? Их оплачивают?

– Чай-кофе тоже надо подавать? На прошлой работе у нас это делала горничная.

Предвижу возражения, которые не раз уже слышала: «Так что, теперь придется соглашаться на любые условия и бесплатно работать?». Странно, но почему-то рассматриваются только крайности: либо больше и лучше, либо ничего. А промежуточные, компромиссные варианты с учетом своих потребностей и ограниченных возможностей работодателей (возможно, временных) не принимаются во внимание.

Решение должно быть взвешенным

«Жаль, что вы постоянно защищаете работодателей и стоите на их позициях», – упрек, часто звучащий из уст обиженных секретарей. Категорически его не принимаем! Выиграть любое сражение можно не только тогда, когда ты знаешь свои силы, но и когда владеешь достоверной информацией о стратегии и тактике противника. В данном случае работодатель – условный противник, и чтобы стать его союзником (партнером), надо постараться понять мотивацию его действий. Бессмысленно выдвигать лишь свои требования, закрываясь от внешних обстоятельств.

Все приведенные выше ситуации происходят в офисе Клуба или обсуждаются по телефону по нескольку раз на дню. И вдруг неожиданный звонок. Привожу почти дословно.

«Звоню вам из Владимира. Я недавно закончила институт, немного отдохнула и хотела бы приехать в Москву на работу. Скажите, пожалуйста, на что я могу рассчитывать, какова сейчас ситуация на рынке труда в столице? Я, конечно, смотрела вакансии в Интернете, но хотелось бы услышать ваше мнение... Мне ведь придется снимать квартиру, и опыта работы у меня нет, так что, наверное, большую зарплату мне не дадут. Родители отговаривают ехать, а я решила посоветоваться с вами…»

Вот такое «свежее решение» – посоветоваться с профессионалами. Как вы думаете, что мы ей ответили? Отговорили? Пригласили? Да нет. Просто показали ей эту статью, а решение она должна принять сама. Надеемся, что оно будет разумным.

 

М.А. Домникова, председатель Совета Клуба профессиональных секретарей

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 2, 2010.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.