Электронная версия журнала

Резюме – это ваш пиар

«Секретарь-референт» №2 2009 / Профессия

                                                       

 

Исходя из собственного десятилетнего опыта руководства HR-службой, а также опыта моих HR-коллег, могу сказать: ни разу кандидат из числа «белых воротничков», не имеющий резюме, не был принят на работу. Составление резюме – первый и чуть ли не самый важный шаг в поиске работы.

Динамика изменений рынка труда требует быстрого развития правил и процедур поиска работы. На сегодняшний момент существует ряд правил, следуя которым несложно составить привлекательное для компаний-работодателей резюме.

 

Нюансы позже

Каким бы ни был ваш карьерный путь – длинным или коротким, – постарайтесь отразить в резюме наиболее значимые события вашей жизни. Нюансы всегда можно изложить работодателю, если вас пригласят на интервью. Для работодателя особенно значимы следующие моменты.

■ Названия компаний, в которых вы работали. Не секрет, что прежде всего работодатели обращают внимание на соискателей с опытом работы в известных компаниях. Поэтому указывайте бренды компаний, в которых вы работали, а не названия фирм, которые упоминаются в ваших трудовых книжках. Как правило, крупные компании включают в себя несколько малых предприятий, в одном из которых вы, вероятно, и числитесь. «Звучный» бренд делает компанию узнаваемой и повышает ваши шансы на успех.

 

Наш совет

В резюме начните с описания настоящего и продолжите профессиональную биографию в обратном порядке. Нет необходимости указывать более трех мест работы. А если ваш опыт в двух компаниях значителен по сравнению с другими, укажите работу лишь в этих фирмах. Главное – сделать акцент на важных моментах биографии.

Если ваш трудовой стаж менее одного года, обратите внимание работодателя на свои успехи во время учебы. Вы были старостой группы, председателем профкома, представителем студенческого союза? Не забудьте рассказать в своем резюме об этих общественных нагрузках – работодатель отметит ваши отличные организаторские качества.

Раньше было принято указывать свои другие «жизненные» профессии, например, подработку официанткой или шофером такси. Считалось, что тем самым вы показывали, что полны энтузиазма, инициативны и не боитесь трудностей. В настоящий момент предпочтительнее профильные резюме, где четко отражен тот опыт, который нужен компании.

Наш совет

Не стоит заполнять пробелы в трудовом стаже, приписывая несуществующие месяцы к предыдущей работе. Все это может быть проверено по вашей трудовой книжке уже на первом этапе собеседования. Многие HR-менеджеры уже давно ввели практику сверки информации, указанной в резюме, с трудовой книжкой и рассказом кандидата о себе.

В то же время не надо быть слишком скромным. Если, например, три года вы отработали в солидном банке и считаете, что достаточно хорошо освоили определенные профессиональные навыки, тогда смело объявляйте об этом.

Название вуза, который вы закончили. Полное название вуза по сравнению с сокращенным увеличивает ваши шансы получить приглашение на собеседование в два раза.

Название должности. Указывайте максимально точное название должности, отражающее реальные обязанности, которые вы действительно выполняли. Не стоит писать в резюме скромное «секретарь», если на самом деле вы работали помощником руководителя, но в штатном расписании компании не было такой должности. Существуют в штатных расписаниях и более скучные, не отражающие реального положения дел, названия должностей, например «специалист» или «ведущий специалист», хотя сотрудник фактически выполнял обязанности секретаря-референта или секретаря-делопроизводителя. Так что узнать правду о выполняемых вами обязанностях работодатель сможет только из вашего резюме.

Возраст, семейное положение, национальность. К сожалению, российские компании-наниматели до сих пор очень ревностно относятся к возрасту кандидатов. Не найдя привычной строки в начале или в конце резюме, представитель работодателя теряет всякий интерес к кандидату.

О семейном положении соискателя наниматель тоже хочет получить максимум информации. Не меньший интерес вызывают также национальность и гражданство. Поэтому для того, чтобы в дальнейшем все же попасть на собеседование, лучше играть по правилам потенциального работодателя и отразить в резюме все эти моменты.

 

Не только содержание, но и форма

Чтобы после знакомства с вашим резюме у работодателя не осталось ощущения, что перед ним «китайская грамота», особое внимание уделите его оформлению.

Наглядность, структура, разделы, акценты. Позаботьтесь о том, чтобы информация в резюме была представлена логично и максимально полно. Будущий руководитель должен легко отыскать в вашем опусе важную для себя информацию. Резюме, составленное как «китайская грамота» (неструктурированное, без расставления соответствующих акцентов), растягивает поиск работы на неопределенный срок.

Для наглядности используйте распространенные и хорошо читаемые шрифты Times New Roman и Arial. Желательно использовать 12 размер букв. Не приветствуются в резюме многоцветные шрифты. Если вам необходимо выделить какую-либо информацию, используйте полужирное начертание.

Правописание. Опечатки, грамматические и синтаксические ошибки производят негативное впечатление на работодателя. Кто примет на работу человека, который не умеет грамотно оформлять документацию?

 

Наш совет

Перечитывайте ваше резюме в течение двух-трех дней по нескольку раз – этим вы добьетесь не только адекватной самооценки своего «жизненного пути», но и снизите риск быть не приглашенным на собеседование из-за простых ошибок, описок, случайностей и т.п. Можно привлечь к прочтению знакомого, друга или члена семьи: взгляд со стороны – лучший способ выявить ошибки и опечатки.

 

Неудобный способ связи. Отсутствие номера мобильного телефона в резюме снижает шансы быть приглашенным на собеседование в несколько раз. Мобильный телефон делает вас доступной в любое время и в любом месте.

Нужный формат. Нередко компании-работодатели, объявляющие о вакансии, указывают, в каком формате они готовы рассмотреть резюме, и данное обстоятельство нельзя не учитывать. Например, если указано, что резюме должно быть прислано в формате *.txt, а вы прислали в формате *.doc, оно даже не будет открыто представителем работодателя. Иногда в объявлении о вакансии компания-работодатель просит не высылать резюме во вложенном файле. Это означает, что будут прочитаны только резюме без вложений, содержащиеся непосредственно «в теле» письма.

Адекватность резюме

Адекватность содержания резюме реальному положению вещей крайне важна для компании-работодателя. В резюме существует ряд разделов, по которым оценивается эта адекватность.

Указание вакансии, на которую претендуете. Если у вас есть опыт работы в качестве помощника машиниста, а вы планируете начать карьеру в IT-отрасли и присылаете резюме на вакансию системного администратора, то приглашения на собеседование ожидать бесполезно. Если вы долгое время работали секретарем, а откликнулись на вакансию юриста, вряд ли ваше резюме будет принято к участию в конкурсе, даже если у вас на руках диплом о законченном высшем образовании соответствующего юридического вуза. Работодателю выгоднее принять на работу сотрудника, обладающего аналогичным опытом, нежели обучать с нуля молодого специалиста.

Указание размера зарплаты. Уровень денежного вознаграждения должен определяться исходя из размера зарплат для конкретной должности, сформированных на рынке труда на момент поиска. Постарайтесь также указывать в резюме размер зарплаты, соответствующий названному в объявлении. Нелепо смотрятся резюме с указанием размера денежного вознаграждения, превышающего уровень зарплаты в объявлении о вакансии. Здесь налицо несовпадение ожиданий кандидата и возможностей работодателя.

Оригинальный электронный адрес. В качестве электронного адреса лучше использовать специально подобранную аббревиатуру, четко обозначающую определенную направленность в поиске работы. Хорошо смотрятся адреса типа фамилия_rabota@mail.ru. Адреса типа dushechka@mail.ru в резюме кандидата, претендующего на должность помощника руководителя или начальника канцелярии, способны вызвать лишь улыбку, но никак не желание позвонить такому кандидату.

Неделовое фото. В последнее время кадровиками отрицательно воспринимаются резюме с фото. Это связано с тем, что зачастую кандидаты размещают в резюме фото, несущее неделовую информацию о себе. Обычно человек старается выглядеть наилучшим образом, показать внешние данные с лучшей стороны, например, на фото в домашней обстановке или с друзьями на природе. Приберегите такие фото для своих друзей. Работодателю нет необходимости знать, как вы выглядите не в рабочей обстановке. Ему нужен сотрудник, решающий профессиональные задачи.

Наш совет

В российских компаниях давно применяется практика проверки рекомендаций. В большинстве коммерческих компаний резюме без указания рекомендателей или хотя бы указания в резюме, что рекомендации могут быть предоставлены в любой момент, снижает ваши шансы потенциально «приглянуться» компании-работодателю.

Как показывает практика, в настоящий момент россияне, устраивающиеся на работу, не всегда готовы поделиться списком рекомендующих, и это существенно ослабляет их позиции на рынке труда. Поэтому если у вас есть люди, которым вы доверяете и которые могут дать вам положительную рекомендацию, упомяните их в своем резюме, предварительно поставив их в известность. Среди лиц-рекомендателей вполне можно обозначить прошлых и нынешних работодателей, преподавателя вуза или колледжа, то есть тех людей, которые могут гарантировать, что вы – добросовестный работник.

 

Долгий путь резюме

Составленное и проверенное резюме отсылается в компании, опубликовавшие вакансии в СМИ, размещается на сайтах по трудоустройству.

В дальнейшем резюме может быть скорректировано под конкретную вакансию. Так, найдя подходящее предложение по работе, попробуйте представить себя на месте работодателя. После этого удалите из резюме все, что не касается предлагаемой работы, и, конечно, не забудьте поменять название вакансии, на которую вы претендуете.

В последние годы в России появилось новое правило: вместе с резюме отсылать сопроводительные письма (cover letter). В сопроводительном письме обычно указывают, как вы нашли объявление о вакансии, почему вы им заинтересовались, на какую из предлагаемых позиций вы идеально подходите и почему. В конце такого письма соискатель обычно выражает надежду на то, что соискатель рассмотрит его предложение.

Последний этап в долгом пути следования резюме – ожидание реакции от компании-получателя. Ждать можно и три недели, а не дождавшись – загрустить и даже впасть в депрессию. Лучшее в этой ситуации – не ждать, а через некоторое время позвонить адресату резюме и поинтересоваться его судьбой. У рекрутеров есть негласное правило: кандидаты, справляющиеся о своем резюме, приглашаются на собеседования в первую очередь. Ведь в этих случаях сразу видна явная мотивация кандидата и его желание получить работу.

А как у них?

В Америке существует даже такая профессия, как «писатель резюме». Правила составления американского резюме мало чем отличаются от наших. Обычно в резюме американцы всегда указывают имя, контактную информацию, должность, на которую претендуют, навыки. А вот резюме с информацией о дате рождения или семейном положении в США, скорее всего, окажется в корзине.

Американский бизнес-этикет требует обязательного наличия сопровождающего письма (coverletter). Резюме «без сопровождения» – моветон.

В Америке, помимо существования в каждой компании специально обученных работников для проверки рекомендаций устраивающегося на работу, работают целые институты, занимающиеся как сбором рекомендаций на каждого работающего гражданина, так и проверкой рекомендаций по запросу работодателей. Устроиться без рекомендаций можно разве что лишь на черновую работу. В остальных случаях почти всегда требуются рекомендации от известной в своих профессиональных кругах персоны. Персона, которая дает рекомендацию человеку, ищущему работу, называется в Америке рефераллом. Уже при участии резюме в конкурсном отборе работодатели отдают предпочтение тем соискателям, чье резюме подкреплено рекомендацией рефералла.

Специальная программа занимается сортировкой кандидатов, тщательно отслеживая их профессиональный опыт, наличие высшего образования и еще 2–3-х параметров, обязательных для прохождения первого этапа интервью.

Е.В. Майорова,
директор по персоналу компании «ПРАЙМ ДЕВЕЛОПМЕНТ»

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 2, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.