Электронная версия журнала

Положение обязывает

«Секретарь-референт» №2 2003 / Делопроизводство

Новая страница 1

Положение об организации

В Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 52 "Учредительные документы юридического лица") определено, что "юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида". Например, постановлениями Правительства РФ приняты: Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (постановление от 05.04.2001 № 264); Типовое положение об общеобразовательном учреждении (постановление от 19.03.2001 № 196); Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (постановление от 03.03.2001 № 160).

Основные требования к составу и содержанию учредительных документов, в том числе и положения, установлены в  уже упомянутой ст. 52 ГК РФ. Так, в учредительных документах юридического лица должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также должны содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Сведения, которых нет и не может быть в общем положении об организациях данного вида (индивидуальное наименование, место нахождения и т.д.), указываются в правовом акте о создании организации (например, в постановлении органа исполнительной власти, договоре учредителей).

 

Положение о структурном подразделении

Статус, права, обязанности и порядок деятельности структурного подразделения организации закрепляются в положении о нем. Положение может разрабатываться для одного конкретного структурного подразделения (индивидуальное положение) (например, существует Положение о секретариате Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации).

Для групп сходных организационных единиц разрабатываются типовые и примерные положения, например, Правительством РФ принято Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти (постановление от 02.04.2002 № 207), Росархивом - примерные положения об отделах государственного архива, центра хранения документации (приказ от 11.07.1994 № 57).

 

Положение, регламентирующее определенные виды деятельности

Как уже отмечалось, положение может выступать и в качестве нормативного правового акта, содержащего свод правил, регулирующих определенный вид деятельности. Например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009) предусматривают издание нормативных правовых актов в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. В числе нормативных актов Банка России, наряду с указаниями и инструкциями, также предусмотрены положения (Положение Банка России от 15.09.1997 № 519).

 

Структура и оформление Положения

Положение об организации утверждается вышестоящим органом, принимающим решение о создании организации.  Положения о структурных подразделениях организации утверждаются руководителем организации. Утверждение положения может оформляться:

- без издания распорядительного документа (только с проставлением грифа утверждения на положении):

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

Подпись, инициалы, фамилия

Дата

 

- распорядительным документом (например, приказом):

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом руководителя организации

от (дата) №

 

Указанное правило утверждения положений не является универсальным. В законодательстве содержатся нормы, в соответствии с которыми утверждение определенных видов документов осуществляется только правовым актом. Например, в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены приказом Минюста России от 14.07.1999 № 217) определено, что нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, необходимо вносить приказом.

Датой положения является дата его утверждения.

В заголовке к тексту положения указывается объект, на который оно распространяется, или конкретный вид работ, порядок выполнения которых устанавливается положением, например: Положение о канцелярии;  Положение об аттестации персонала акционерного общества.

В положениях о порядке выполнения конкретных управленческих функций или действий структура задается самой темой правового регулирования. Положения, посвященные различным вопросам, трудно формализовать, названия их разделов носят индивидуальный характер. Легче привести к общему виду положения об организациях и подразделениях. Однако и они не имеют нормативно закрепленной единой структуры. Необходимость и возможность унификации указанных положений волне очевидна. Некоторые органы власти и организации устанавливают состав и содержание положений в своих нормативных актах, однако на федеральном уровне этот вопрос не решен. Часто встречаются ситуации, когда, например, все положения о департаментах или управлениях одного органа исполнительной власти имеют разную структуру. При этом в одном положении может быть выделено свыше десяти разделов, а в другом такое разделение вообще не проводится и весь материал группируется только по пунктам.

Чуковенков А.Ю.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 2, 2003.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.