Электронная версия журнала

Гроза, пройди стороной!

«Секретарь-референт» №1 2010 / Психологический практикум

 

Начальник – это человек,

 у которого все пальцы указательные.

Владилен Прудовский

 

Начальник не всегда прав,

но он всегда начальник.

Золотое правило подчиненного

Как великолепна и могущественна грозовая стихия! Сколько экспрессии в рокочущих раскатах грома, сколько энергии и мощи в сполохах молнии! Как притягательна, таинственна и страшна гроза в природе и как уродлива и безобразна «гроза» в человеческих взаимоотношениях. Особенно если один из участников конфликта – ваш непосредственный начальник. Отчего возникают подобные, мягко говоря, непривлекательные ситуации в наших офисах и как с этой напастью бороться?

Причин столь непочтенного обращения начальства со своими подчиненными может быть, как минимум, три:

● отсутствие элементарных навыков вежливости;

● взрывной, чрезвычайно эмоциональный характер, темперамент холерика;

● преднамеренно выбранная политика диктата и тирании в общении с подчиненными, самодурство.

В зависимости от первопричины, лежащей в основе поведения руководителя, следует выбирать и соответствующую тактику действий при общении с ним, если вы хотите погасить конфликт и избавить себя и коллег от созерцания начальственного гнева. Рассмотрим подробнее возможную модель поведения в каждом из вышеперечисленных случаев.

Ваш шеф – невежа

Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет слово «невежа» однозначно – грубый, невоспитанный человек. Как видите, вашему шефу просто катастрофически не повезло в детстве, ему никто не объяснял, как следует вести себя в коллективе, что такое уважительное отношение к окружающим, каковы нормы общения людей в социуме. Такого шефа надо, во-первых, искренно, от всей души пожалеть, во-вторых, попытаться ему помочь.

Заранее предвижу недоуменный возглас читателя: «С какой стати я буду тратить свои силы и здоровье на это неблагодарное занятие?» Верно, занятие не из приятных, но если вы хотите работать в этом коллективе, и работать спокойно, придется засучить рукава. В противном случае вы каждый раз будете подвергаться незаслуженным оскорблениям. Мне вспоминается в связи с этим случай из моей секретарской практики.

Я начинала свою карьеру помощника руководителя в небольшой торговой фирме. Руководитель был человеком весьма оригинальным. С одной стороны, прекрасный организатор, человек цепкого ума, большой смекалки, гигантского трудолюбия. С другой – простой мужик, человек «от сохи», выходец из глухой таежной деревни. Он был ярким представителем своей среды, носителем идеологии «курица не птица, баба не человек», «коса длинна, да ум короток», а потому позволял себе пренебрежительное отношение ко всем женщинам и, не стесняясь, приправлял свои указания нецензурными выражениями. Его громоподобный голос разносился далеко за пределы кабинета и буквально сотрясал стены. Его откровенно боялись. Сотрудницы пили валерьянку всякий раз перед тем, как пойти к нему на аудиенцию. Предгрозовое состояние начинало витать в офисном воздухе, как только шеф переступал порог фирмы. Казалось, всё вокруг напрягалось и пыталось затаиться.

И вот однажды гроза обрушилась на меня… Не стану пересказывать, сколько нового я о себе узнала и в какой форме это было преподнесено. Скажу только, что у меня было ощущение, будто меня окатили ледяной водой. Я поняла, что, если сейчас спасую перед этой грубостью, такая ситуация станет повторяться каждый раз. Я помню, как я глубоко вздохнула, закрыла глаза и стала медленно про себя считать: «Десять, девять, восемь и т.д.». Волна праведного гнева, всколыхнувшаяся у меня в груди, медленно отступила, вместе с ней ушел и страх. Я дождалась, пока шеф закончит свою тираду, и спокойно, отчетливо и тихо произнесла: «Анатолий Федорович, весь коллектив глубоко ценит и уважает Ваши прекрасные организаторские способности, но мы не можем продуктивно работать, когда Вы так кричите. Ведь мы прежде всего женщины, мы очень ранимые, а Вы, вместо того чтобы, как настоящий мужчина, быть нашей надеждой и опорой, жестоко оскорбляете нас своей грубостью и криком, делаете нам больно». Я помню, что в этот момент у меня было состояние полнейшего безразличия к происходящему. «Будь что будет», – решила я.

Удивительное дело: шеф словно впал в столбняк. Вероятно, он так привык к такой манере общения с окружающими, что у него и в мыслях не было, что может быть как-то иначе. Он молча смотрел на меня и хлопал глазами, пытаясь переварить все мною сказанное, потом буркнул: «Ну, ладно, иди», – и уже до конца дня больше из кабинета не показывался и ни с кем из подчиненных не общался.

Надо отдать ему должное: урок он усвоил. Вспышки гнева, во всяком случае, в адрес женской половины резко поутихли. Для «закрепления материала» я положила на столике в приемной книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Через два дня книга исчезла…

Ваш шеф – холерик

С психологической точки зрения, это чрезвычайно несдержанный в эмоциональном плане тип человеческой личности. Люди холерического склада склонны к внезапным и бурным проявлениям своих эмоций, а в конфликтной ситуации вообще испытывают сильное отрицательное возбуждение. Им свойственны неуравновешенность, несдержанность, резкость, перепады настроения. Общение с такими людьми напоминает путешествие к жерлу вулкана: не знаешь, когда начнется извержение. Как правило, холерику трудно контролировать свои эмоции, поэтому он взрывается довольно часто, обрушивая накопившиеся эмоции на первого попавшегося под руку человека. Но также быстро и внезапно охладевает. Сотрудники обычно легко распознают такого руководителя и начинают относиться к его гневным тирадам снисходительно.

Моя коллега по Клубу профессиональных секретарей Марина С. убедилась в этом на собственном опыте, когда в прошлом году устроилась на новую работу.

– Коллектив у нас дружный, хоть и небольшой, – делилась Марина. – Когда шеф в духе, он просто лапочка. Умный, обаятельный, интересный человек. Но когда у него плохое настроение, что-то не заладилось, сорвалось, не получилось, то крик стоит такой, что хоть святых выноси. Разнос устроит по полной программе! Припомнит даже то, что год назад было.

– Ну и как же вы это терпите? – интересуюсь я.

– Да мимо ушей пропускаем, – смеется Маринка. – Бухгалтер наша – большая любительница психологии. Она нам полезные советы дает, как всякими способами обезопасить себя от отрицательной энергии, обильно на нас шефом изливаемой. Например, помогает отзеркаливание или «метод стакана».

– Интересно! Ну-ка, поделись!

– Вот, скажем, ругает тебя шеф, кричит, ногами топает, в гневе зашелся, а ты стоишь, смотришь на него и представляешь, будто между вами зеркало, причем, к тебе тыльной стороной повернуто, а к нему зеркальной. И вся энергия, от него посылаемая, к нему же и возвращается. И пока ты так представляешь, он покричит-покричит, да и успокоится. А то мысленно помещаешь себя под стеклянный купол или под перевернутый стакан. Этот способ позволяет дистанцироваться от происходящего. Шеф словно перестает тебя видеть и быстро замолкает. Но мне лично больше нравится петь.

– ???

– Как только генеральный начинает на тебя Полкана спускать, ты делай благостное лицо, смотри ему на переносицу и начинай про себя песню петь. Желательно, чтобы песня была веселой. Я обычно про ёжика пою. Через пару минут настроение будет самым жизнерадостным!

И я беру себе на заметку опыт коллеги. Впрочем, такие начальники достаточно безобидны. Возможно, они и сами страдают от своей излишней эмоциональности и темперамента, но слабая сила воли или нежелание работать над собой не позволяют им вовремя купировать возникающие вспышки. Зная эту их слабость и способы борьбы с ней, можно без труда и ущерба для собственного здоровья довольно долго работать под их началом.

Ваш шеф – тиран

Из всех перечисленных типов грозных руководителей этот, пожалуй, самый неприятный. И прежде всего потому, что совершает он свои безобразные выходки не по неведению или в порыве эмоций, а осознанно, со знанием дела, с удовольствием наблюдая, как переживают его нападки подчиненные. По сути, такой руководитель – садист. Возможно, судьба его сложилась так, что он теперь мстит всем и вся за пройденные жизненные испытания, но это слабое для него оправдание. В основе всех его гневных выпадов лежит желание унизить человека. Отсюда крик, брань, оскорбления, придирки. Бороться с таким начальником нужно его же оружием. Вот что советует Ирина Д. – личный помощник председателя правления одного из столичных банков.

«Необходимо его [начальника] поставить на место. Можно это сделать открыто, если у вас есть надежный тыл и вы не боитесь увольнения. Хотя, с другой стороны, люди, привыкшие действовать с позиций силы, всегда сами перед силой и преклоняются. Поэтому, если ваш тиран-начальник в очередной раз устроил вам Варфоломеевскую ночь, соберите все свое мужество перед поединком. Дайте ему достойную отповедь. Обратите его внимание на то, что легко унижать человека, когда он по статусу ниже и потому не может ответить. Вряд ли тиран-начальник таким образом разговаривал бы с вышестоящим начальством. Кроме того, такое деспотичное поведение не украшает руководителя еще и потому, что он мужчина, а подчиненный – женщина. Если вы не готовы столь смело высказать в глаза шефу свою точку зрения на его безобразное поведение, то воспользуйтесь методом мысленного протеста. Внутренне, про себя, в своих фантазиях унизьте его. Например, он вызвал вас к себе в кабинет и отчитывает, каждой фразой хлестко ударяя по вашему самолюбию. Не кипятитесь, не бунтуйте. Эмоции здесь не помогут, только усугубите конфликт. Переключите свой мысленный взор на действия, которые нарисует ваше подсознание. Представьте, что у вас в руках большая кастрюля с аппетитными, длинными, обильно смазанными маслом спагетти. И вот после каждой обличительной фразы шефа вы вешаете очередную порцию спагетти ему на уши, выкладываете колечком на макушке, заботливо раскладываете по плечам, заталкиваете за ворот или в карманы. Масло жирными потоками стекает по пухлым щекам, по новенькому фирменному костюмчику... Постепенно образ руководителя, так затейливо «украшенный» вами, настолько завладеет вашим вниманием, что вы перестанете вслушиваться в его назойливые замечания и гневные выкрики. Он потеряет для вас свой авторитарный блеск. И пусть он кипятится дальше, продолжает унижать. Молчите и любуйтесь своим мысленным произведением. Он хотел обидеть вас, а унизил себя».

Возможно, существуют и другие способы борьбы с произволом руководителя, но важно не их разнообразие, а суть вашего отношения к такой манере поведения шефа. Во всех ситуациях надо оставаться на высоте. Спокойно, без обид, без ненависти, без истерик и слез, но с глубочайшим чувством собственного достоинства продемонстрировать свое неприятие его неблаговидных действий.

 

Н.В. Кучер,
личный помощник генерального директора «ЗАО ТВК "Авиапарк"»,
член Клуба профессиональных секретарей

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2010.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.