Электронная версия журнала

Рынок труда административного персонала в условиях финансового кризиса

«Секретарь-референт» №12 2008 / Профессия

                                                                  

В последнее время основной темой для обсуждения стала финансовая ситуация на рынке. Тема эта затронула всех, многие сферы нашей повседневной жизни теперь проходят глобальную корректировку в соответствии с рыночной ситуацией, и одна из них – трудоустройство. В данной статье мы поговорим о том, как кризис повлиял на персонал компаний, на подбор новых сотрудников, на трудоустройство желающих найти новую работу, делая основной акцент на административный персонал.

Кто пострадал от кризиса больше всего?

«Административный персонал» – это прежде всего секретарь руководителя и секретарь приемной. Действительно, это начальная ступень административных позиций, с которой далее возможен рост до ассистента отдела, персонального ассистента, офис-менеджера и даже административного директора. Можно также двигаться и совершенно в других направлениях – многие переходят с административных позиций в HR, маркетинг, events и другие отделы. Как же кризис отразился на этих позициях и на возможностях карьерного роста для административного персонала?

Отметим, что наиболее пострадали финансовый и девелоперский секторы рынка. В некоторых компаниях этих отраслей идут сокращения, есть случаи увольнения до 85 % персонала. Зачастую в первую очередь удар наносят по сотрудникам младшего звена, по административному персоналу. Также, например, на позиции «персональный ассистент» существует риск сокращения в связи с уходом руководителя, то есть сокращение не касается ассистента напрямую, но если руководитель покидает компанию, то и ассистент вынужден искать себе новое место работы.

Помимо указанных секторов, во многих компаниях с различными направлениями деятельности началась реорганизация, сокращение расходов, что приводит либо к сокращению персонала, либо к замораживанию подбора новых сотрудников на неопределенный период.

 

Компании сокращают административный персонал

Итак, в ряде компаний идут сокращения административного персонала, поэтому многие вынуждены заниматься активным поиском нового места работы. Другие же организации, сохраняя работающих сотрудников, не принимают новых. Рассмотрим более подробно, как кризис повлиял на предложение работодателей и ситуацию для соискателей.

На первых этапах сложившейся рыночной ситуации каких-либо глобальных изменений, связанных с предложением работодателей, не проявлялось, но сейчас кризис дает о себе знать.

Во-первых, компании предпочитают продвигать на открывшиеся позиции внутренний персонал, рассматривать кандидатов по внутренним рекомендациям (друзей, сотрудников), либо сами вести поиск соискателей, то есть стараются всячески экономить расходы на подбор персонала. В связи с этим информация о вакансиях становится более закрытой для рынка соискателей.

Во-вторых, как уже говорилось выше, многие компании вообще предпочитают не набирать сейчас персонал, выжидая, как же дальше будет развиваться рыночная ситуация.

Что касается заработной платы и социальных пакетов, предлагаемых работодателями, то пока резких изменений не наблюдается, но в связи с финансовой ситуацией на рынке вполне возможно понижение заработных плат и уменьшение предоставляемых дополнительных бенефитов.

А вот требования к кандидатам совершенно не изменились, многие работодатели, наоборот, даже усложняют критерии отбора в расчете на то, что на рынке оказалось много высвобожденного персонала – профессионального, подготовленного, с опытом работы.

Что ждет кандидатов, которые активно ищут работу?

Количество кандидатов административного направления на рынке труда увеличилось – это связано с сокращениями. В последнее время существует следующая тенденция: если раньше кандидатам (особенно административному персоналу) поступало довольно большое количество звонков с предложениями о работе, то сейчас многие из них жалуются на то, что не из чего даже выбирать. Поэтому они хватаются за первые более или менее подходящие варианты, не думая и не сравнивая с другими возможностями. Также многие кандидаты, изучившие рынок, количество открытых вакансий, стали умерили свои ожидания по заработной плате. Пострадали те кандидаты, которые, покинув месяц назад предыдущее место работы с целью подыскать что более интересное, попали сейчас в общую волну все увеличивающегося числа соискателей. Появилось чувство страха у тех, кто, работая и находясь в поисках новой работы, получил наконец-то долгожданное предложение в интересующей его компании и теперь опасается, что, как новичок, может в первую очередь попасть под сокращение.

Конкуренция среди соискателей становится более высокой: профессионалы с опытом, которые по каким-то причинам вынуждены искать новую работу, готовы идти на позицию и заработную плату, аналогичную предыдущей, тогда как буквально два–три месяца назад те же кандидаты ориентировались бы в своем поиске либо на карьерный, либо на финансовый рост.

Что делать?

Итак, на данном этапе финансовая ситуация на рынке влияет на поведение как работодателей, так и кандидатов. Вот несколько советов соискателям, как вести себя в новых условиях.

■ Если вы работаете и кризис пока не затронул вашу компанию, при желании сменить работу начинайте поиск не уходя с прежнего места работы.

■ При выборе организации очень скрупулезно подойдите к изучению информации о ней: как давно компания находится на рынке, насколько она стабильна. Поищите информацию в интернете, посоветуйтесь со знакомыми.

■ Если вы все-таки попали под сокращение либо по каким-то другим причинам покинули прежнее место работы, уделяйте внимание всем поступающим предложениям, так как их количество постепенно сокращается.

■ Перед тем как разместить резюме и указать ожидаемый уровень дохода, изучите состояние рынка на данный момент. Скорее всего, на данном этапе вам придется несколько умерить свои ожидания по заработной плате.

■ Если в компании спокойная, стабильная ситуация, а позиция, которую вы занимаете, вполне вас устраивает, и нет каких-либо причин для резкой смены работы, то сейчас далеко не лучшее время начинать поиски работы с целью посмотреть «что еще интересного может предложить мне рынок?».

В любой трудной ситуации лучше всего держать себя в руках и не поддаваться панике, так как в таком состоянии вы не сможете принять каких-либо адекватных решений и проявить себя и свои лучшие качества на собеседовании с работодателем.

Безработица будет расти?

Одним из результатов мирового финансового кризиса может стать резкий рост безработицы. По данным Международной организации труда (МОТ), в экономически развитых странах работу могут потерять до 20 млн человек. Прогнозы МОТ уже начали сбываться в России, где с конца сентября многие компании начали сокращать персонал.

Информация о начале массовых увольнений в России появилась еще в конце сентября. «В ряде компаний сокращения затронули уже от 10 % до 30 % персонала. Увольнение грозит многим работникам во всех сферах национального хозяйства», – констатировал президент Всероссийской конфедерации труда Борис Кравченко.

Первыми под сокращение попали сотрудники банков, занимавшиеся розничным кредитованием. Так, один из лидеров на рынке выдачи кредитов для населения «Хоум Кредит энд Финанс Банк» объявил о сокращении 20 % персонала. О масштабных увольнениях говорят сотрудники ВТБ-24, Банка Москвы, а также других крупных российских кредитных организаций.

Управляющие компании тоже начали экономить на людях. По сообщениям СМИ, только в ОАО «Открытые инвестиции» было уволено 50 % сотрудников. В других компаниях, занятых управлением активами, в основном сокращают аналитические отделы и минимизируют расходы на заработную плату оставшимся сотрудникам.

За финансовыми учреждениями последовали строительные компании, которые в связи с приостановкой многих проектов объявили о сокращении не только административного персонала, но и рабочих. Так, один из лидеров строительного рынка «СУИхолдинг» намерен сократить до конца года 10 % персонала, а холдинг «Евроцемент груп» объявил о сокращениях на заводе в Пикалево.

Есть проблемы и в торговых сетях. В крупнейшей компании на рынке розничного продовольственного ритейла X5 Retail Group намерены сократить до 30 % сотрудников в головном и региональных офисах. Правда, как заявил исполнительный директор компании Лев Хасис, X5 Retail Group продолжает открывать новые магазины, и там все время есть потребность в людях, поэтому значительная часть сокращаемых офисных сотрудников X5 может быть перепрофилирована и переведена «на передовую».

Источник: ИА «Росбалт»

Кстати

По данным Росстата, в сентябре количество безработных в России выросло на 33 тыс. человек. И это только те, кто числится на учете биржи труда, а ведь многие ищут работу самостоятельно. Кроме того, из-за отсутствия собственных средств организаций за сентябрь 2008 года долги по зарплате выросли на 1,2 %, и к 1 октября суммарная задолженность составила 2,823 млрд руб.

Источник: ИА «Росбалт»

О. Матвейкина,
специалист по подбору административного персонала
кадровой компании AVANTA Personnel

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 12, 2008.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.