ЧТО ТАКОЕ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ
Чтобы обозначить признаки локального нормативного акта, обратимся к определению этого понятия. Локальный нормативный акт (далее – ЛНА) – нормативный правовой акт, действующий только в издавшей его организации или нескольких организациях, если ЛНА совместный.
Значение нормативного правового акта шире. Нормативный правовой акт (далее – НПА) – документ, принятый или изданный правотворческим органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
Пример НПА – федеральный закон, исполнение которого обязательно на всей территории Российской Федерации. Пример НПА из сферы документационного обеспечения управления – Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.12.2017 № 125-ФЗ. В соответствии с ним организации обязаны хранить свои документы, иначе им грозят серьезные штрафы.
Признаки НПА:
1. Издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом.
2. Содержит правовые нормы (правила поведения):
- обязательные для неопределенного круга лиц;
- рассчитанные на неоднократное применение;
- направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Зная признаки НПА, можно определить признаки ЛНА:
1. Издан в установленном порядке руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
2. Содержит нормы и правила:
- обязательные для работников организации;
- рассчитанные на неоднократное применение;
- направленные на урегулирование, изменение или прекращение деятельности организации, деятельности подразделений, коллегиальных и других органов организации, выполнения производственных и бизнес-процессов.
Самые распространенные виды ЛНА, действующие в сфере документационного обеспечения управления, представлены в Таблице.
Кроме этого, к ЛНА относят номенклатуру дел, штатное расписание и некоторые другие документы, которые есть во многих организациях, а также концепцию, стандарт, политику – документы, которые встречаются в крупных организациях и часто носят не только регламентирующий, но и имиджевый характер. Разрабатывают и вводят в действие такие документы в основном только после многолетней работы организации.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛНА
В любой организации можно найти несколько организационно-правовых документов, которые действуют лишь формально, а в реальности о них все уже давно забыли. А иногда процесс, описанный в забытом ЛНА, регламентировали заново в новом документе.
Новый рабочий год – отличный повод, чтобы навести порядок в ЛНА организации. При этом следует обнаружить забытые документы организации и поставить вопрос об их отмене, а действующие – актуализировать.
Актуализировать – значит привести в соответствие утвержденный и регламентированный в документе порядок выполнения производственного или бизнес-процесса и фактический, реально выполняемый порядок какого-либо процесса в организации.
Обычно регламентированные процессы изменяются (если только они не автоматизированы на 100 %) именно из-за работников организации. Изменения происходят медленно и незаметно. Однажды кто-то придумает более удобную форму учетного документа, и весь отдел, а затем и все предприятие станет ее использовать. В следующий раз другой инициативный работник предложит совершать какую-либо операцию в цифровом пространстве. Рано или поздно из-за таких инноваций описанный и закрепленный в ЛНА процесс изменится до неузнаваемости.
Развитие – это нормально и закономерно. Но ЛНА должен фиксировать актуальный порядок выполнения процесса, а не устаревший еще десятилетие назад.