Электронная версия журнала

Как бы не сгореть…

«Секретарь-референт» №11 2004 / Психологический практикум

Новая страница 1

«Синдром выгорания»

Сначала небольшая история. Как-то я встретил свою давнишнюю знакомую и удивился: веселая, полная энергии, глаза сияют. «Что за праздник у тебя сегодня?» – спрашиваю. Оказалось, она вторую неделю на новой работе. И проекты там захватывающие, и люди удивительные, а шеф просто не поддается описанию. Я было подумал, что она просто влюбилась в начальника – с кем не бывает? Но нет, выяснилось, что влюбиться-то влюбилась, но не в босса, а в свою новую работу. Только о ней и говорила без перерыва, так что слушать было бы скучно, если б не эта завораживающая энергия, огонь в глазах. Даже стыдно мне стало за свою вялотекущую профессиональную жизнь. Проходит некоторое время, снова встречаю ее. И не узнаю – как будто резко постарела. То да се, живу ничего, говорит. «А твоя любимая работа?» – «Да так, нормально». А сама вздыхает и рукой машет – мол, давай, не будем о грустном. А потом другим, каким-то грудным голосом добавила: «Ну, надоела, конечно, смертельно – а куда денешься?» Тут зазвонил мобильник, она стала договариваться о деловой встрече… Разговор затянулся, мне стало скучно, и я, мимикой выразив сожаление, расстался с ней, так ничего и не сказав, хотя знал, что с ней происходит.

А хотелось сказать вот что. Что состояние, в котором пребывала моя знакомая, называется «синдромом выгорания». Что он наблюдается как минимум у каждого четвертого. Что это хронический стресс, который поражает самых добросовестных и нацеленных на карьерный рост людей. И что с этим состоянием просто необходимо что-то делать, иначе оно разрушает человека. Человек не может постоянно работать с одинаковым энтузиазмом: неприятные моменты, когда утром встаешь с ощущением, что внутренний завод кончился, случаются у каждого. Сгорела яичница, вылетели пробки, сломалась машина... День не задался, и работоспособность падает настолько, что это становится проблемой.

Вот основные признаки «синдрома выгорания»:

·     непреодолимая усталость, физическая и психическая, причем кратковременный отдых не помогает;

·     замкнутость, устойчивое нежелание общаться с коллегами и клиентами, которое со временем распространяется и на все остальное человечество;

·     вечная неудовлетворенность, сомнения и неуверенность в себе, чувство безысходности.

Развивается он постепенно – от нескольких месяцев до трех-четырех лет. Новая работа поначалу может казаться романтичным приключением, ты трудишься с энтузиазмом, работая на пределе и добиваясь невероятных результатов. Но постепенно новизна блекнет, все вокруг становится рутиной, занудным ритуалом. Количество дел не убывает, а вот силы и желание иссякают. Работа становится источником постоянного стресса, и проявляется это на разных уровнях.

Тело: усталость, боли различного рода (особенно головные!); бессонница, сердцебиение, кишечные расстройства; угри и прочие кожные проблемы; потеря интереса к сексу; повышение интереса к алкоголю и психотропным средствам.

Чувства: постоянная скука, раздражение, гнев; чувство бессилия и опустошенности; недовольство работой и собой на работе; апатия, горечь, тревога, отчаяние.

Поведение: неспособность сосредоточиться, забывчивость; потеря чувства юмора; бесконечное недовольство коллегами; бегство от реальных проблем.

 

В поисках причины

Так в чем же причина? Пожалуй, нет такой работы, которая бы с годами не могла превратиться в ежедневную 8-часовую пытку; тем не менее есть факторы, которые усиливают стресс.

Окружающая среда: шум, духота, плохое освещение, однообразный пейзаж (не на что посмотреть, оторвав взгляд от монитора), невозможность укрыться от всевидящего ока начальства и коллег (работа «за стеклом») и прочие неудобства.

Ритм работы: перегрузка, постоянные авралы, неожиданности по сорок раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие, непроходимая рутина.

Твоя роль: то есть то, чего от тебя ждут окружающие. Опасно, если на тебе лежит ответственность за все и это бремя давит на тебя, когда на тебе держится вся работа фирмы. Но, что удивительно, еще более стрессовой является ситуация, когда ты ни за что не отвечаешь и твое мнение просто игнорируют. Бывает, что твоя роль остается непонятной: ты не знаешь точно, за что отвечаешь, а за что нет. Тоже неприятно!

Взаимоотношения: конфликты с начальством или сотрудниками; атмосфера недружелюбия и борьбы за место под солнцем и т.д.

Перспективы: плохо, если рост, освоение нового, повышение в должности тебе на данном рабочем месте не грозят.

 

Свет в конце туннеля

Любая проблема решаема. По крайней мере те, которые связаны с человеческой эмоциональностью. Итак, вот пару рецептов.

Оцените ситуацию. Как изменилось ваше отношение к работе? Если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, если вы мечтаете о хорошем гриппе с температурой под 40 – значит, пора принимать меры. И не вздумайте прятаться от реальности: «Да ничего, просто это переутомление». Лучше прислушайтесь к тому, что говорят ваши друзья. Не приходится ли вам слышать постоянные замечания по поводу вашего усталого вида или отвечать на вопрос, почему вы все время грустите?

Создайте себе комфорт. Одна вполне солидная дама, менеджер, обитающая в отдельном кабинете, тайно хранит в своем столе… баночку с мыльными пузырями! Вы не ослышались. Говорит, что очень помогает. Принесите на работу смешное фото из «личного архива», какие-то приятные безделушки – эти предметы будут вам напоминать, что вы не только винтик в производственном процессе, а что у вас есть жизнь и за стенами офиса. «Мне стало легче дышать, когда я поставила на стол фото с изображением озера, на котором мы с мужем всегда проводим лето», – говорит Аня, бухгалтер. Помогает и мысленная картинка: просто закройте глаза ладонями, облокотитесь на стол и перенеситесь туда, куда вам захочется. В конце концов, воспользуйтесь таким модным способом общения как ICQ – в простонародье «аськой». Всегда найдется какой-нибудь виртуальный собеседник, который вовремя расскажет смешную историю или попросту отвлечет вас от мрачных дум.

Уйдите в отключку. Существуют миллионы техник и способов борьбы с напряжением: от глубокого дыхания до дикой пляски в одиночку без свидетелей. Найдите что-то подходящее для себя и адекватное обстановке. И как только почувствуете необходимость – сделайте 5-минутную паузу в работе и восстановите внутреннее равновесие.

Готовьте пути отступления. Вы чувствуете, что «засиделись», никакое продвижение вам не светит, все вопросы за вас решает кто-то вышестоящий, у вас связаны руки – а вы уверены, что способны на большее? Но зачем дожидаться этого? Как только период влюбленности в очередную работу проходит, уже следует планировать потенциальную «измену» (даже если потом кризис пройдет. Так вы успокоитесь и избавитесь от ощущения мышеловки.

Разговаривайте с людьми. Чтобы не пришлось потом идти к психологу, развивайте отношения с теми, кто работает рядом с вами. Именно на вашей «невыносимой» работе. Не замыкайтесь в себе, потому что возможность просто поговорить на отвлеченные темы – это тоже лекарство от стресса. Когда вы узнаете, с какими проблемами сталкиваются другие люди, масштабы ваших бед могут существенно уменьшиться.

Не бойтесь делать ошибки. Конечно, есть особо стрессовые профессии: скажем, хирург или авиадиспетчер не имеют права на ошибку. Но при желании любую работу можно сделать крайне напряженной. И сделать это очень просто: нужно всего лишь стремиться к абсолютному совершенству и воспринимать любой мизерный просчет как катастрофу. Достаточно подумать: а что случится, если… Если я перепутаю дату на документе, продиктую неверный телефон или опоздаю с отчетом? Настанет конец света? Конечно же, нет!

Станьте заменимыми. «Как я могу уйти в отпуск?! Без меня же остановится работа всей фирмы!» Ваши слова? Так вот, поверьте, незаменимых людей нет. Это иллюзия! Которая, кстати, очень удобна окружающим. Стоит заранее подумать, кому можно перепоручить то или иное дело. И активно просить о помощи, когда на вас сваливается слишком много дел. Незаменимый сотрудник слишком привязан к своим обязанностям, а чувство несвободы рано или поздно вступит в конфликт с любовью к работе.

Скажите стрессу… «спасибо!» И все-таки синдром выгорания – это иногда хорошо. Это повод задуматься: на своем ли вы месте?

Кроме того:

·              всегда используйте обеденный перерыв для прогулки, разговоров на отвлеченные темы и непосредственно обеда;

·              перед тем как покинуть офис, приведите в порядок свой стол, мысли и чувства;

·              уйдя с работы, напрочь забудьте о ней до следующего утра и помните, что в мире кроме работы существуют кино, друзья, кафе, клубы и книги;

·              отрывайтесь по полной на уик-эндах и во время отпуска.

 

И напоследок…

Одна моя знакомая, Вера, вполне успешно работала в страховой компании. Зарплата ее устраивала, но вот все остальное… Девушка постоянно сдерживала раздражение, у нее регулярно болела голова. Она ходила по врачам, пила успокоительные и обезболивающие, затем перешла на антидепрессанты. И однажды сорвалась: откровенно высказала важному клиенту, что о нем думает, – и была немедленно уволена. Вынужденно отдыхая, Вера вспомнила про свое старое хобби – керамику. Сначала это было нечто вроде реабилитации, а потом она завела свой маленький, но элитный салон – и вполне счастлива. Она вспоминает о страховой компании с ужасом и рада, что тот Срыв помог ей так круто изменить жизнь. И говорит, что посоветовала бы всем заниматься тем, что они любят делать, а деньги приложатся. По-моему, тут не поспоришь!

В. Никольский

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 11, 2004.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.