Особенности составления годовой отчетности за 2020 год

Какие изменения надо учитывать при составлении годовой отчетности за 2020 г.?

Что необходимо сделать до того, как ее составлять?

Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую?

 

Годовая отчетность за 2020 г. (далее – Отчет), несмотря на то что в целом формируется по общим правилам, будет иметь свою специфику, основанную и на новациях законодательства за этот год, и на работе организаций в условиях пандемии.

Чтобы облегчить нашим читателям работу при составлении годовой отчетности за 2020 г., расскажем об общих правилах составления Отчета и изменениях, которые нужно учесть при его составлении.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ). Об обязанности организаций составлять Отчет сказано в п. 1 ст. 3 этого Закона.

Чтобы обеспечить достоверность Отчета, организации в конце отчетного года:

 

Обратите внимание!

Проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности нужно обязательно[1].

 

После завершения перечисленных мероприятий можно составлять Отчет. Общие требования к Отчету[2]:

 

• информация в отчетности должна быть достоверной. Это требование следует из основного правила ведения бухгалтерского учета в РФ: все записи на счетах бухгалтерского учета, бухгалтерские проводки составляются на основании первичных документов, оформленных в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами[3];

• отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения[4];

• отчетность составляется в валюте РФ, т. е. в российских рублях[5];

• отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта[6];

• отчетность утверждается и публикуется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

 

Обратите внимание!

Если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, вносить в нее исправления после ее утверждения не допускается[7].

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), приведены в ПБУ 4/99[8].

 

К сведению

Если при составлении Отчета применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, организация в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил[9].

 

Факт принятия данного решения и основания для него нужно оформить внутренним документом организации. Существенные отступления от правил ПБУ должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах[10].

Состав бухгалтерской отчетности

Состав Отчета регламентируется Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 19.04.2019; далее — Приказ № 66н).

Состав Отчета зависит (табл. 1):

• от вида и типа организации;

• вида деятельности;

• наличия статуса малого предприятия.

Например, Отчет коммерческой организации состоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о финансовых результатах;

• приложений: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств;

• иных приложений (пояснений) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и (или) текстовой форме[11].

Состав и содержание пояснений организации определяют для себя сами[12]. Общие рекомендации Минфина России — раскрывать в пояснениях сведения по учетной политике организации, предоставлять дополнительные данные, которые не включены в Отчет, но которые необходимы пользователям для реальной оценки финансового положения организации[13].

 

[1] Часть 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ.

[3] Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[4] Часть 6 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[5] Часть 7 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[6] Часть 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[7] Часть 9 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 02.07.2020 № 07-01-10/57060.

[8] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018).

[9] Пункт 6 ПБУ 4/99.

[10] Письмо Минфина России от 27.02.2015 № 07-01-06/9966.

[11] Пункт 4 Приказа № 66н.

[12] Пункты 24–27 ПБУ 4/99.

[13] Письмо Минфина России от 09.10.2014 № 07-01-06/50771.

М. А. Шкалина,
аудитор, профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2021.

Особенности составления годовой отчетности за 2020 год

Какие изменения надо учитывать при составлении годовой отчетности за 2020 г.?

Что необходимо сделать до того, как ее составлять?

Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую?

 

Годовая отчетность за 2020 г. (далее – Отчет), несмотря на то что в целом формируется по общим правилам, будет иметь свою специфику, основанную и на новациях законодательства за этот год, и на работе организаций в условиях пандемии.

Чтобы облегчить нашим читателям работу при составлении годовой отчетности за 2020 г., расскажем об общих правилах составления Отчета и изменениях, которые нужно учесть при его составлении.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ). Об обязанности организаций составлять Отчет сказано в п. 1 ст. 3 этого Закона.

Чтобы обеспечить достоверность Отчета, организации в конце отчетного года:

 

Обратите внимание!

Проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности нужно обязательно[1].

 

После завершения перечисленных мероприятий можно составлять Отчет. Общие требования к Отчету[2]:

 

• информация в отчетности должна быть достоверной. Это требование следует из основного правила ведения бухгалтерского учета в РФ: все записи на счетах бухгалтерского учета, бухгалтерские проводки составляются на основании первичных документов, оформленных в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами[3];

• отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения[4];

• отчетность составляется в валюте РФ, т. е. в российских рублях[5];

• отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта[6];

• отчетность утверждается и публикуется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

 

Обратите внимание!

Если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, вносить в нее исправления после ее утверждения не допускается[7].

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), приведены в ПБУ 4/99[8].

 

К сведению

Если при составлении Отчета применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, организация в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил[9].

 

Факт принятия данного решения и основания для него нужно оформить внутренним документом организации. Существенные отступления от правил ПБУ должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах[10].

Состав бухгалтерской отчетности

Состав Отчета регламентируется Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 19.04.2019; далее — Приказ № 66н).

Состав Отчета зависит (табл. 1):

• от вида и типа организации;

• вида деятельности;

• наличия статуса малого предприятия.

Например, Отчет коммерческой организации состоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о финансовых результатах;

• приложений: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств;

• иных приложений (пояснений) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и (или) текстовой форме[11].

Состав и содержание пояснений организации определяют для себя сами[12]. Общие рекомендации Минфина России — раскрывать в пояснениях сведения по учетной политике организации, предоставлять дополнительные данные, которые не включены в Отчет, но которые необходимы пользователям для реальной оценки финансового положения организации[13].

 

[1] Часть 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ.

[3] Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[4] Часть 6 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[5] Часть 7 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[6] Часть 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

[7] Часть 9 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 02.07.2020 № 07-01-10/57060.

[8] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018).

[9] Пункт 6 ПБУ 4/99.

[10] Письмо Минфина России от 27.02.2015 № 07-01-06/9966.

[11] Пункт 4 Приказа № 66н.

[12] Пункты 24–27 ПБУ 4/99.

[13] Письмо Минфина России от 09.10.2014 № 07-01-06/50771.

М. А. Шкалина,
аудитор, профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2021.

Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам