Электронная версия журнала

Отчеты по клиентам: Excel поможет

«Справочник экономиста» №9 2020 / Организация управления, управленческий учет

Как подготовить данные для сводной таблицы Excel?

Как составить и проанализировать отчеты о прибыльности клиентов, об объемах продаж клиентам, в разрезе ассортимента продукции?

 

Поговорим о том, как оперативно подготовить отчеты о самых выгодных клиентах, используя Excel. Это решение поможет оперативно найти среди клиентов лидеров по объемам продаж и прибыли. Навыки программирования не потребуются, затраты времени минимальны. Отчеты сформируем «сводными таблицами».

В первую очередь важно идентифицировать клиентов-лидеров. Результаты анализа пригодятся для формирования кредитной, ценовой, ассортиментной и маркетинговой политики, принятия обоснованных управленческих решений.

 

К сведению

Сводные таблицы — это интерактивный инструмент оперативной группировки, изучения и представления больших объемов данных. Их используют для подробного анализа числовых данных, а также для получения ответов на разнообразные вопросы, связанные с ними.

Подготавливаем данные для сводной таблицы Excel

Почему именно сводные таблицы Excel? Это продиктовано двумя важными факторами:

1) учет продаж ведут в специализированных базах данных, набор собственных отчетов в которых ограничен, а для создания дополнительных нужны услуги программиста. Одновременно большинство современных учетных систем позволяют рядовым пользователям экспортировать данные в Excel;

2) сведения о продажах в нужных аналитиках ведут в Excel.

Чтобы воспользоваться инструментом Excel «Сводные таблицы», важно корректно подготовить таблицу-источник.

Требования к таблице-источнику:

• все столбцы таблицы должны иметь уникальные заголовки;

• названия столбцов («шапка») должны помещаться в одну строку, многоуровневые «шапки» недопустимы;

• в каждом столбце данные одного типа — только текст, только суммы и т. д.;

• внутри таблицы не должно быть полностью пустых строк и столбцов;

• не должно быть объединенных ячеек;

• таблицу следует преобразовать в «умную»:

вкладка Главная → Стили → Форматировать как таблицу.

Дополнительное требование — в таблице-источнике нужно сформировать данные в разрезе аналитик, которые:

• во-первых, необходимы для того, чтобы построить отчеты в соответствии со спецификой компании и требованиями руководства. Как правило, это данные по клиентам, видам и линейке продукции, торговым маркам, регионам, порядку расчетов и т. д.;

• во-вторых, это достоверные, полные, актуальные данные.

 

К сведению

Порядок расположения столбцов в таблице значения не имеет. Перечень граф в таблице-источнике определяется учетной политикой и спецификой компании.

 

В таблице 1 представлены данные о продажах условной компании-производителя обуви, сумок и прочей кожгалантерейной продукции. Как видим, при ее составлении соблюдены все требования, которые мы перечислили.

И теперь нам нужно определить, кто из клиентов наиболее выгодный для компании: ООО «Крокус» (строка 212), которое закупило сапоги женские на сумму 128 216 руб., или ООО «Стэп» (строка 214), которое закупило туфли женские на сумму 143 152 руб.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо просуммировать отгрузочные накладные (счета на оплату) согласно аналитикам и сравнить результаты. Оптимально с поставленной задачей справится сводная таблица.

Составляем отчеты о прибыльности клиентов

На этом этапе мы с помощью сводных таблиц определяем клиентов-лидеров,  приносящих компании максимум валовой прибыли.

Отчеты в сводных таблицах предназначены:

• для систематизации анализа больших объемов данных;

• подведения промежуточных итогов и вычисления количественно-стоимостных данных, обобщения данных по категориям и подкатегориям, создания пользовательских вычислений и формул;

• развертывания и свертывания уровней представления данных для получения точных сведений о результатах, детализация итоговых данных по интересующим критериям;

• перемещения строк в столбцы или столбцов в строки;

• фильтрации, сортировки, группировки и условного форматирования наиболее важных и часто используемых подмножеств данных для привлечения внимания руководства к нужным показателям;

• формирования кратких наглядных отчетов.

Отчет в виде сводной таблицы часто используют, если нужно проанализировать связанные итоги, особенно в тех случаях, когда нужно сложить длинный перечень показателей (например, перечень сделок (см. табл. 1)), а объединенные данные или промежуточные итоги позволят взглянуть на данные с различных точек зрения или сравнить значения для схожих данных.

Вернемся к нашей задаче — определить клиентов, которые приносят компании максимальную выгоду. Воспользуемся критерием валовой прибыли и создадим еще одну таблицу (табл. 2):

вкладка Вставка → Таблицы → Сводная таблица → На новый лист.

Список полей сводной табл. 2 (см. также рис. 1):

• названия строк — Клиент. Поля, перенесенные в эту область, размещаются в левой части сводной таблицы и представляют собой уникальные значения.

• названия столбцов — Линейка продукции. Область подходит для тех полей, по которым требуется видеть разбивку показателей;

• значения — Валовая прибыль. По полям, которые перенесены в эту область, выполняются все расчеты исходных данных;

• фильтр отчета. Эта область является необязательной и находится в верхней части сводной таблицы. Помещение полей в область фильтра отчета позволяет фильтровать данные в таблице. Мы применять фильтр не будем.

Рис. 1. Список полей сводной таблицы

 

Чтобы визуализировать наиболее выгодных клиентов, но при этом обойтись без дополнительных диаграмм, в табл. 2 применим условное форматирование двух видов (рис. 2):

1) вкладка Главная → Стили → Условное форматирование → Правила выделения ячеек → Больше — задано условие «Форматировать ячейки, которые БОЛЬШЕ 500 000 руб.» и в нашем примере выбрана зеленая заливка и темно-зеленый текст (см. табл. 2). При необходимости экономист может задать другой нужный ему критерий визуализации;

2) вкладка Главная → Стили → Условное форматирование → Гистограммы (красные).

Такие виды условного форматирования будем применять и для других отчетов.

Рис. 2. Визуализация наиболее выгодных клиентов

 

Далее определим процентный вклад клиентов в прибыль (табл. 3).

Список полей сводной табл. 3:

• названия строк — Клиент;

• значения — валовая прибыль.

В таблице 3 применены дополнительные вычисления:

вкладка Параметры → Дополнительные вычисления → % от суммы по столбцу.

 

Мы рекомендуем

Если у вас есть статистика показателей за аналогичный период прошлого года или предшествующий отчетный период, сравните эти показатели и отследите динамику: изменилась ли тройка лидеров, кто сдвинулся вниз по списку и почему — увеличилось количество клиентов и объемы продаж или произошли структурные изменения постоянной группы клиентов. По результатам этого анализа можно будет принимать соответствующие управленческие решения.

 

В. Волкова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2020.