Проблемы современных школьников: почему они возникают, как помочь их разрешить

    /img/plugs/sr/4.png

    У современных школьников множество проблем. Наши дети чувствуют себя несчастными гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Казалось бы, жизнь изменилась в лучшую сторону, есть возможность найти себя и в школе, и по ее окончании. Однако на прием к школьным и семейным психологам обращается все больше семей, которые реально столкнулись с неразрешимыми проблемами и не могут справиться с ними самостоятельно. Что это за проблемы? Почему они возникают? И главное – как могут помочь родители и психологи? Попытаемся разобраться.

    По мнению психологов, работающих с детьми в школе, современные ученики ничем не отличаются от своих сверстников в прошлом. Они весело бегают на переменах, находят друзей, переходя из класса в класс. Однако гораздо чаще, чем их родители, страдают от глубоких психологических проблем. Дверь кабинета школьного психолога не закрывается. Ребята приходят к этому специалисту и различными способами (просьба поговорить, поиграть с ними) пытаются показать, что у них возникли проблемы. Причина – резкое изменение темпа жизни, недостаточное понимание родителями своих детей, смена ценностных приоритетов учащихся.


    При этом проблемы возникают у дошкольников уже при поступлении в первый класс на этапе их подготовки к предстоящему обучению. Это связано с тем, что родители имеют лишь отдаленные представления о месте, которое изо дня в день будет посещать их ребенок, и о том, что там происходит: они учились в другое время и считают, что школа – тот островок счастья и безоблачной жизни, где просто не может быть никаких проблем и трудностей у ребенка. Такое убеждение – глубокое заблуждение родителей.

    10 ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ


    На самом деле у нынешних школьников существует масса проблем. Перечислим наиболее распространенные.

    1. Общее эмоциональное неблагополучие. Сегодняшние школьники имеют практически все, что захотят, но часто они являются более несчастными, чем родители в их возрасте. Виной тому кризис современной семьи. А именно: конфликты, частые разводы родителей, смена партнеров у родителей, которые разошлись. Живое общение в кругу семьи ребенку заменили современные игрушки и гаджеты. Он ощущает недостаток внимания со стороны родителей. Хотя есть и противоположная тенденция – детоцентризм, переизбыток внимания. Результат – невротизация ребенка, постоянное ощущение одиночества, снижение или завышение самооценки.


    2. Несамостоятельность, избалованность. Детоцентризм – избыточное участие родителей во взрослении и жизни ребенка – является горькой реальностью современной семьи. Отец и мать всячески пытаются привязать чадо к себе, делая его центром своего мирка, удовлетворяя все его прихоти, решая за него любые проблемы. Результат – инфантилизм, позднее взросление, сложности в принятии самостоятельных решений, неспособность контролировать свои прихоти, отсутствие желания и неумение делать выбор.


    3. Информационная перегруженность, гаджет-зависимость и вследствие этого утрата интереса школьников к обучению. Из-за доступности информации, которую можно почерпнуть из разных каналов (телевизор, компьютер, планшет, социальные сети, учебники), дети рано усваивают, что хранить ее в голове просто бесполезно, они не видят мотивации учиться для себя. Результат – снижение памяти, расстройство концентрации, гиперактивность, замедленное развитие познавательной сферы и когнитивных функций.


    4. Погоня за успехом. Современные родители нацелены на успех своего ребенка во всех сферах школьной жизни. А потому постоянно контролируют его обучение, решают за него, какую именно оценку они хотят получить. Гуманизм и общечеловеческие ценности оттесняются на задний план. Главное – успех, неважно, каким образом. Поэтому некоторые дети постоянно внутренне подавленны и не могут избавиться от этого даже во время отдыха: им кажется, что они не такие, как все, и делают что-то не то и не так.


    5. Борьба за место в иерархии в классе, высокая конкуренция. Это проблема не столько процесса обучения, а скорее социальной школьной жизни, взаимоотношений со сверстниками. Учащихся волнуют вопросы: «Какое место я занимаю в коллективе?», «Что из себя представляю?», «Какой социальный статус могу занять в классе и в школе в целом?». Эти вопросы очень мучительны для детей, из-за чего повышается общая напряженность не только в обучении, но и в общении с людьми.


    6. Проблема разрешения конфликтов. Конфликты возникали в школьной жизни и у нас, родителей. Отличие заключается лишь в том, что с нами педагоги разговаривали, обучали их разрешать. Современные дети погружаются в свой внутренний мир и часто замалчивают конфликты, участниками которых являются. Вместо этого они уходят в виртуальную реальность – социальные сети, где пытаются самовыразиться, представить себя в лучшем свете. Как итог – неумение решать конфликтные ситуации в действительности, слабость развития навыков межличностного общения, трудности, связанные с возможностью договориться.


    7. Социальное расслоение. Школа – модель общества, в которой мы живем. Сюда дети несут в портфелях не только учебники, но и свои стереотипы, продиктованные отношениями их родителей к разным людям. Например, деление на богатых и бедных, на здоровых и инвалидов, на красивых и безобразных и т.д. Все это затрудняет установление равноправного общения в классе и влияет на формирование дружеских взаимоотношений среди учеников.

    8. Дефицит времени. Современная школьная жизнь устроена так, что с первого класса у детей постоянно возрастают нагрузки. Пять уроков в день, участие в кружках и во внеурочной деятельности – все это приводит к чрезмерному переутомлению ребенка и к отсутствию или снижению желания заниматься чем-либо вообще. При этом дети демонстрируют агрессивность по отношению к родителям, замыкаются в себе, а взрослые воспринимают эти реакции как внутренний протест на общение с собой.


    9. Ранняя ответственность за выбор. Сейчас распространено профильное обучение. После 9-го класса (в некоторых школах и после 4-го) педагоги предлагают учащимся определиться с предметами для более детального изучения, полагая, что современный школьник способен понять, что ему интересно. В итоге подростки делают выбор, но не представляют, правильный он или нет. Ребенок в 11–12 лет еще не готов принять важное для себя решение, понять, что ему нравится, что – нет. Это реально только для подростка в возрасте 14–15 лет, ведь именно в это время формируется способность делать осознанный жизненный выбор.

     

    10. Слабость психического и физического здоровья. Множество школьников имеет массу хронических заболеваний: неврологии, разные виды аллергии (бронхиальная астма в их числе), эпилепсию, заболевания, связанные с получением инвалидности (по зрению, по слуху, по заболеваниям опорно-двигательного аппарата), о чем свидетельствует и статистика: число здоровых детей в России не превышает 12 %. Все это приводит к трудностям усвоения общеобразовательной программы и созданию адаптированных специальных программ для дальнейшего обучения. Слабость физического здоровья негативно влияет и на отношение к себе – ребенок испытывает серьезные проблемы в общении с «нормальными» детьми. Что же делать в сложившейся трудной ситуации? Как помочь нашим детям? Попытаемся выяснить, разбирая ситуации из моей школьной практики.

    ОБЩЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ


    Первый и, на мой взгляд, самый важный период, где зарождаются зерна будущих школьных проблем, – подготовка к поступлению в учебное заведение Это связано с тем, что одни дети посещали детский садик и знают, как вести себя в коллективе. При этом они испытывают трудности из-за недостатка внимания со стороны родителей. Другие – никогда не ходили в детский сад и являются «домашними», более хрупкими в психологическом плане. Кроме того, проблемы в семье (загруженность работой, развод родителей, попытка наладить собственную личную жизнь в ущерб ребенку) приводят к главной трудности будущих школьников – недостатку поддержки со стороны отца и матери.


    Ситуация № 1: «Я хочу к маме»

    Максиму семь лет. Он пошел в 1-й класс и, казалось бы, должен с радостью учиться, но не тут-то было. Проблемы начались с первых дней его пребывания в школе. Мальчик постоянно плакал на уроках, не играл с детьми, хотя посещал детский садик и знает, как вести себя в коллективе сверстников. Его ничто не радовало: ни предложения учителя порисовать, ни игры, которыми развлекали себя одноклассники на переменах. Мальчик просто горько плакал и говорил: «Я хочу к маме». Поэтому классный руководитель привел Максима ко мне.


    Почему так случилось?


    Познакомившись с мальчиком, я поняла, что проблема не в том, что ему плохо в школе. Он охотно пошел со мной на контакт и рассказал, что уже год как папа не живет с ними, только приходит в гости, у них поселился дядя Гоша, который с ним не играет.

    Мама теперь редко берет его на руки, не читает сказки на ночь. У меня получилось выстроить с Максимом доверительные отношения, и вскоре я заметила, что он стал проявлять желание подойти, обнять меня, прижаться всем телом, заглянуть мне в глаза и сказать: «Я хочу к маме». При этом, общаясь со мной, мальчик не плакал, но когда попадал в класс, его слезы текли непрерывно.

    Мама Максима, придя на консультацию, утверждала, что с ее стороны ребенку уделяется огромное внимание. По мнению Ольги Александровны, мальчик уже большой и ласкать его, как девочку, она не считает важным, а дядя Гоша, который теперь живет с ними, – это будущий предполагаемый ее муж, которого сын должен полюбить.

    Что делать?


    Ситуация могла бы стать тупиковой и неразрешимой, но Ольга Александровна прислушалась к моим доводам. Если у вас возникают такие же проблемы и вы понимаете, что это может стать камнем преткновения для обучения малыша, уделяйте ему больше внимания, говорите с ним о чем угодно – о том, как он вам дорог, что очень значим и важен для вас, как вы его любите. Если же намечаются какие-то изменения в личном плане, подготовьте ребенка к тому, что с вами будет жить новый человек. Тогда проблемы как таковой не возникнет у малыша: он будет знать, что не один, что у него есть вы, папа и этот дядя, который теперь поселился в вашей квартире. В подобной ситуации удастся избежать трудностей адаптации к школе, а ребенок будет весел и бодр.

    Ситуация № 2: «Моя мама меня не любит»

    Юля – ученица 2-го класса, ей восемь лет. Адаптация к школе прошла легко и быстро, нашла друзей. Юля проявляла активность и интерес к учебным и внеучебным мероприятиям. Проблемы начались в 2-м классе. У девочки резко пропал интерес к учебе, появились двойки. Юля замкнулась и перестала играть с детьми. На вопрос психолога о том, что же случилось, девочка ответила: «Моя мама меня не любит». При подробном анализе проблемы выяснилось, что до пяти лет у Юли был папа, потом родители развелись и воспитанием занималась только мама.

    Полгода назад у Ирины Николаевны появился новый муж – дядя Леша, который неплохо относится к девочке, и она его тоже любит и зовет папой. Однако проблема возникла, когда девочка узнала, что мама беременна. Ирина Николаевна пыталась общаться дочерью, говорила о том, какой у нее будет хороший братик, как они вместе будут играть. Говорила, но ни в чем девочку не убедила.


    Почему так случилось?


    Основная ошибка мама заключалась в том, что она не говорила Юле, как сильно ее любит, как много дочка значит для нее, даже если у них в семье родится Артемка. С этим горем девочка и пришла к психологу и озвучила свои переживания.


    Что делать?


    1. Проявляйте открытость по отношению к своим детям. Говорите с ними о том, что ничего в их жизни не изменится после появления бра-
    тика или сестры, что они также важны для вас. Это поможет принять ситуацию и не вызовет учебных проблем.


    2. Любите своего первого ребенка. Несмотря на то что у вас теперь двое детей, не забывайте: ваш старший ребенок – малыш. Он не может отдавать себе отчета в том, что его братик еще маленький и потому вы чаще берете его на руки и уделяете ему внимание.

    3. Проявляйте заботу и ласку по отношению к старшему ребенку, дарите ему массу прикосновений, ведь тактильный контакт в данном возрасте очень важен и значим, играйте с ним. И главное – помните: малыш – это своеобразная «копилка», что в нее будет заложено сейчас, то в последующем проявится на других этапах жизни.

    ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ И УТРАТА ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ


    Утрата интереса школьников к обучению – серьезная проблема, возникающая из-за информационной перегруженности. Родителям необходимо вовремя заметить и бороться с ней, т.к. в первую очередь у ребенка будет страдать успеваемость.


    Ситуация № 3: «Зачем мне все это»


    Вове 12 лет. Учится в 6-м классе, внешне активный, ответственный, помогает всем в трудную минуту. Несмотря на это, он неуспевающий ученик. Проблема развивалась постепенно. Еще в 2-м классе папа подарил Вове первый в жизни планшет. Мальчик обрадовался и стал с ним играть, искать что-то важное и интересное. Учеба в начальной школе при этом не страдала, т.к. Вова считал, что новые знания ему необходимы.

    Когда мальчик перешел в 5-й класс, мама подарила ему на день рождения другой телефон – более модный, с дополнительными функциями, что отрицательно сказалось на обучении. Вова перестал слушать учителей, говоря о том, что их много, но толку нет, все объясняют по-разному, а ему это мешает.

    В дальнейшем мальчик выделил для себя «важных» и «неважных» учителей и стал говорить о том, что нужно слушать только тех, которые дают знания, а остальное можно поискать в телефоне.

    Почему так случилось?


    Во время первой консультации у психолога родители Вовы не увидели особой проблемы: мальчик растет и развивается подобно его ровесникам. Как и все дети, он практически не ходит гулять, не посещает кружки, получает двойки, а потому нет ничего страшного: выровняется ребенок.

    Однако в 6-м классе Вова решил вообще не учиться. При общении с психологом он сказал: «А зачем это надо? Зачем зубрить, учить, когда все есть в телефоне и Интернет всегда под рукой?!» Все это свидетельствует о том, что у мальчика пропало желание учиться в школе. Из-за того, что он не посещает никаких дополнительных кружков и занятий, не гуляет, а только «сидит» в телефоне, появились и другие проблемы: сужение круга общения, утрата интереса к знаниям, замедленное развитие познавательной сферы.

    На повторной консультации с психологом родители забили тревогу.

    Что делать?


    Выход на самом деле прост. Даже если ваш ребенок – подросток, уделяйте его обучению как можно больше внимания, контролируйте оценки, интересуйтесь им и хвалите за успехи.

    Чтобы телефон не имел такой острой значимости, а познавательная сфера развивалась, покажите ему другой мир! Всегда можно поговорить с ним о том, чем бы он хотел заниматься, какие кружки посещать.

    Энергия ребенка будет направлена в нужное русло, а сам телефон утратит свою первостепенную значимость. Родители Вовы прислушались к моим словам и поговорили с сыном. Спросили, что ему интересно на самом деле, чем бы он хотел заниматься в свободное от учебы время.

    Результат налицо: мальчик посещает баскетбол и занимается плаванием, стремится наверстать упущенное, исправить плохие оценки и отмечает, что времени на «близкое общение» с телефоном у него просто не остается, т.к. появились новые друзья, новые интересы, новые знания, которые нужно проверять на практике.

    ПРОБЛЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

    Проблема урегулирования споров, конфликтов, развитие умения договариваться и понимать друг друга – важная задача школьников. От ее решения зависит очень многое в жизни ребенка в школе. Часто бывает так, что конфликтные ситуации мешают учебному процессу, ведь все внимание малыша направлено именно на возможность избавиться от тягостных переживаний.

    Ситуация № 4: «Не хочу ходить в школу, хочу учиться дома»

    Станиславу 11 лет. В этом году мальчик перешел в 5-й класс и сменил школу, потому что семья переехала на новое место жительства. Сюда он ходил в 1-й класс, потом с родителями жил в деревне, где и учился. Ко мне обратилась мама мальчика, Галина Петровна. Она рассказала о том, что ее ребенка не принимают в классе, обижают, обзывают. У сына есть прозвище – Капуста (его фамилия – Капустин). Из-за этого мальчик не желает посещать школу, а мечтает о надомном обучении.

    При общении с ребенком выяснилось, что это тот самый Стасик, с которым я работала раньше. Проблема была аналогичная, и мама винила педагога и всю школу в том, что ее сыну здесь некомфортно.

    Однако при близком общении Станислав признался, что ему было некомфортно и в сельской школе. Он постоянно оставался один без друзей, не посещал никаких кружков. По его мнению, там тоже люди были злые.

    Таким образом, я поняла, что у ребенка семье нет достаточного уровня поддержки, мама даже не пытается разрешить эту ситуацию и научить своего сына способам эффективного общения. Наоборот, она подарила ему модный телефон и сказала, что друзей он найдет в интернете, а настоящей дружбы с живыми людьми вне соцсетей не бывает.

    В итоге ребенок постоянно плачет, жалуется, что все плохо, что все плохие. Конфликт может вспыхнуть на пустом месте. Например, кто-то не так посмотрел на мальчика, кто-то не то сказал. В такой ситуации возникают как внешние, так и внутренние причины для развития и внешнего, и внутреннего конфликта. Внутренний – конфликт с самим собой: «Почему я такой, какой я есть». Внешний – конфликт с окружающими людьми: «Как я вас всех ненавижу!».

    Почему так случилось?

    Я стала заниматься с ребенком. Мальчик принял психолога и возвел его в ранг близких людей, неспособных конфликтовать и приносить ему зло. Это радует. Однако работа с ним не принесла никаких результатов. Почему? Все просто: в семье у мальчика авторитетом является только мама. Папа от воспитания устранился, т.к. мать не дала в свое время такой возможности проявить отцовские чувства и научить сына адекватным мужским способам реагирования на трудности.

    На самом деле никакой проблемы может и не быть, но мальчик использует стандарты поведения своей мамы: все вокруг обидят, они злые, бойся и опасайся! А результатом является внутренний и внешний конфликт, от которого ребенок пытается убежать, но не может этого сделать, т.к. от психолога возвращается в замкнутый круг.

    Что делать?


    Пришлось вновь вызвать маму ребенка уже для того, чтобы обсудить с ней сложившуюся ситуацию и дать рекомендации по формированию адекватного бесконфликтного поведения у Станислава.


    1. Формирование модели семьи. Мальчик лишен этого по причине недомолвок между родителями. Мать должна обратиться к мужу – отцу ребенка – и сказать о том, что она была не права в своей стратегии воспитания. Тем самым отец хотя бы эпизодически примет участие в воспитании сына.


    2. Всестороннее развитие ребенка. Проблема в том, что мама не говорит с мальчиком о дополнительных кружках и занятиях, а, наоборот, стремится оградить сына посредством общения в социальных сетях, думая, что его там не обидят. Необходимо же направить энергию Стаса в нужное русло: научить его быть интересным для окружающих людей, а это достигается с помощью занятий чем-либо, помимо школы. В такой ситуации прозвище Капуста, так угнетающее мальчика, перестанет существовать.


    3. Смена стратегии внутрисемейного воспитания. Нужно думать не о том, как было в семье у вас, а о том, как же помочь своему ребенку и научить его общаться с людьми.


    4. Ролевое проигрывание сложных ситуаций. Например, завтра будет контрольная работа. Стас, естественно, боится и переживает, что его опять будут обижать. Необходимо поиграть в данную ситуацию: выполнить вместе какие-то задания, где мама или папа выступает в роли учителя, а мальчик является учеником. Да, это не те задания, которые будут на контрольной работе, но сама подготовка к испытанию принесет положительный результат.

    Если же ребенок озвучивает, что хотел бы пообщаться с другим мальчиком и подружиться с ним, но боится от него услышать обидное слово, – это тоже не беда. Всегда можно про- играть и такую ситуацию, когда вы предполагаемый приятель, а он пытается с вами поговорить.

    На самом деле все просто с одной стороны и очень сложно – с другой. Да, вашего ребенка, как и Стаса, все вокруг могут обижать и унижать. Но это не основная проблема. Беда в том, что он не умеет общаться, не способен выстраивать границы общения, понимать и принимать людей такими, какие они есть, и в итоге не знает способов, как постоять за себя. В подобной ситуации конфликт неизбежен. Многое зависит от того, как вы будете содействовать его разрешению и какими способами будете обучать ребенка адекватному общению.


    ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ


    Возрастание учебной нагрузки приводит к особой проблеме, связанной с нехваткой временного ресурса у наших детей. Дефицит проявляется не только по отношению к выполняемым домашним заданиям – он отрицательно влияет на отдых детей. Мы же не видим и не хотим этого видеть. Напротив – еще более усугубляем ситуацию. Мы ведем ребенка в массу кружков, требуем от него ответственного отношения и не понимаем, почему наш послушный и покладистый малыш вдруг стал злым по отношению к нам.


    Ситуация № 5: «Вы меня достали»

    Вова – ученик 4-го класса. Это обычный ребенок со средними способностями к обучению. Мальчик легко приспосабливается к разным школьным и внешкольным ситуациям. Если надо идти гулять – он быстро делает уроки, нужно помочь другу – проявляет активность.


    Однако Сергей Петрович – папа Вовы – пришел ко мне на прием и сказал, что сын стал злым и ему хочется ударить своего ребенка. Как это проявляется? Отец в силу своего опыта в военной специализации сделал вывод о том, что его сын должен после школы, как бы долго он не занимался, посещать английский и учиться играть в шахматы. По его мнению, в жизни это пригодится. Однако мальчик бурно отреагировал. На спокойные доводы отца и его грозное повествование о том, что он должен то и это, Вова вдруг начал выкрикивать: «Вы меня достали», при этом упал, стал биться головой об пол и дрыгать руками и ногами. По словам Сергея Петровича, случилась истерика, во время которой ему захотелось ударить сына, но за что – он сам себе не может объяснить.

    Почему так случилось?


    В разговоре выяснилось, что папа никогда не думал о том, что мальчик психологически перегружен, а его предложения заняться дополнительными делами просто вызывают агрессию по отношению к родителям. 

    Что делать?


    Я объяснила Сергею Петровичу, что такое поведение Вовы – крик о помощи, и дала два совета.


    1. Снизить нагрузку. Для этого следует убрать совсем или уменьшить до минимума занятия по предметам, которые не входят в ЕГЭ. Если вы не планируете сделать из своего ребенка
    профессионального шахматиста (спортсмена и т.д.), то тратить его время и ресурсы на такие занятия – ваша прихоть. В случае Вовы это уменьшает его конкурентоспособность в будущем.


    Я порекомендовала Сергею Петровичу сосредоточить внимание на предметах, баллы ЕГЭ по которым важны для дальнейшего образования и карьеры Вовы: русском языке, математике – для технических специальностей, экономистов, физике – для технических специальностей, химия и биология – для химиков и медиков, литературе – для гуманитариев, истории и обществознании – для юристов. И конечно, необходим английский язык вне зависимости от того, куда Вова собирается поступать, – тут я с отцом ребенка согласна.

    Я пыталась убедить Сергея Петровича, что требовать от ребенка пятерки или даже четверки по всем школьным предметам крайне вредно. Время и усилия не надо распылять на все предметы, надо выбрать вектор развития и ему следовать.


    2. Нанять репетиторов по выбранным предметам или помогать самим в обучении. Наивно полагать, что знаний, которые Вова получит в обычной общеобразовательной школе, будет достаточно для того, чтобы победить в жесткой конкурентной борьбе за бюджетное место в высшем учебном заведении. Теоретически можно сменить школу на платную, хотя и в ней вам никто не гарантирует высокого качества образования (в таких школах оно иногда откровенно низкое). В любом случае репетиторы обойдутся дешевле. Плюс занятия могут быть не привязаны к месту проживания – проводиться по «Скайпу» (кроме математики, физики и химии).

    РАННЯЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫБОР


    Осознанно сделанный выбор – важное приобретение взрослеющего человека. Таким образом можно облегчить наши переживания в той или иной ситуации. Однако выбор своей будущей профессии, выбор предметов, которые придется сдавать на экзаменах школьнику, часто является очень сложным. Можно ли эту ситуацию изменить?

    Ситуация № 6: «Куда пойти учиться»


    Яне 15 лет, она ученица 9-го класса. В начале года классный руководитель сообщила, что теперь все ученики – взрослые люди, а потому им нужно сделать самостоятельный выбор тех предметов, которые они будут сдавать на итоговых экзаменах и которые позволят им определиться с профессией в дальнейшем.

    Для Яны данный вопрос оказался сложным. Ее родители никогда не говорили с ней о будущей жизни и не интересовались, кем она хочет быть. Общение с родителями всегда сводилось к бытовым проблемам. А тут выбор… Яна обратилась за помощью к классному руководителю, но услышала в ответ: «С твоими знаниями ты пойдешь в дворники, ты бездарная девчонка». Круг замкнулся.

    При анализе результатов психологической диагностики выяснилось, что девочка не может выбрать ни предметы для экзаменов, ни будущую профессию. Сама Яна отметила, что очень боится окончания учебного года и предстоящих экзаменов, а советоваться более не станет ни с кем, кроме психолога.

    Почему так случилось?


    Родители проявили пассивное участие в данной работе. По их мнению, Яна сама решит, кем быть и какой стать, и выберет учебное заведение.

    Что делать?


    Я вызвала родителей. Пришлось немного надавить на их чувства и переживания в данном возрасте – и это сработало!

    Мама девочки вдруг раскрылась и сказала, что у нее только потому нет образования, что родители никогда с ней об этом не разговаривали. Тактика ее поведения изменилась. Она начала разговаривать с дочерью о разных профессиях, даже съездила с ней в некоторые учебные заведения, чтобы Яна смогла сама посмотреть, что такое студенческая жизнь, и понять, что учиться не страшно, а даже интересно!

    Совместные просмотры тематических передач, чтение книг и обсуждение различных ситуаций, связанных с формированием самостоятельного выбора, привело к тому, что Яна определилась с профессией медицинской сестры.


    Как сделать самостоятельный выбор вашему ребенку? Ответ прост. Помогайте школьнику выбрать ту сферу деятельности, которая ему по душе. Разговаривайте с ребенком о будущем, т.к. ваша пассивность отрицательно скажется на дальнейшей его жизни, а так быть не должно.

    СЛАБОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

    Формирование положительного отношения к себе – основа успешной жизни человека. Однако часто наши дети невольно попадают в число отверженных изгоев. Хотя так ли это на самом деле?

    Ситуация № 7: «Я не такая, как все»

    Ангелина учится в 11-м классе. До 10-го класса у нее все было хорошо: много друзей, серьезные занятия спортом, перспектива на профессиональную карьеру спортсменки.


    Жизнь изменилась в одночасье, когда девочка училась в 10-м классе: сложная операция по удалению опухоли головного мозга и – рухнувший мир. Вдобавок у Ангелины развилась эпилепсия с редкими малыми приступами. Проблема незначительная для школы. Здесь приступов не бывает, но эти таблетки, которые надо пить, эти косые взгляды педагогов и одноклассников… А главное – как теперь жить, общаться с людьми, ведь «я не такая, как все»? Как им доказать, а возможно, показать, что «я такой же обычный человек, несмотря на мой дефект»? Вопрос оказался сложным, девочка начала переживать – и эпилептические приступы начались и в школе.


    Доктор говорил о том, что это пройдет, но девочка перестала верить во что бы то ни было и утратила смысл и цель жизни.

    Почему так случилось и что делать?


    На прием к психологу пришла ее мама Наталья Васильевна. Она подробно рассказала о проблеме и попросила помощи.

    Нужно было сформировать у мамы Ангелины правильное отношение к дочери после операции. У родительницы проскальзывали пессимистические высказывания, которые развили у девочки чувство ущербности и убогости. С этого мы и начали.


    Далее в работе с самой Ангелиной мне удалось добиться положительного отношения к себе и наметить путь для личностного и профессионального развития. Девочка выбрала профессию психолога, чтобы помогать людям, оказавшимся в подобной ситуации.


    Да, выбор пока был односторонний, с ориентацией на себя и на таких же людей, как сама, но он был сделан.

    После активной работы с классом у ребят изменилось отношение к Ангелине, круг общения восстановился.


    Сейчас Ангелина – жизнерадостный человек, имеющий массу разных друзей, увлечений. Девочка и не думает унывать и кому-то что-то доказывать! Она поняла, что она такая же, как и все люди, а дефект – это всего лишь внутреннее состояние ее организма, который постепенно пройдет. Мама изменила свои взгляды на недуг дочери. Наталья Васильевна сама организовала клуб для родителей с подобными проблемами и учит их выживать в сложных жизненных ситуациях.

     

    Ю.Е. Криводонова, психолог

    01.09.2021, 10:29

    Проблемы современных школьников: почему они возникают, как помочь их разрешить

    /img/plugs/sr/4.png

    У современных школьников множество проблем. Наши дети чувствуют себя несчастными гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Казалось бы, жизнь изменилась в лучшую сторону, есть возможность найти себя и в школе, и по ее окончании. Однако на прием к школьным и семейным психологам обращается все больше семей, которые реально столкнулись с неразрешимыми проблемами и не могут справиться с ними самостоятельно. Что это за проблемы? Почему они возникают? И главное – как могут помочь родители и психологи? Попытаемся разобраться.

    По мнению психологов, работающих с детьми в школе, современные ученики ничем не отличаются от своих сверстников в прошлом. Они весело бегают на переменах, находят друзей, переходя из класса в класс. Однако гораздо чаще, чем их родители, страдают от глубоких психологических проблем. Дверь кабинета школьного психолога не закрывается. Ребята приходят к этому специалисту и различными способами (просьба поговорить, поиграть с ними) пытаются показать, что у них возникли проблемы. Причина – резкое изменение темпа жизни, недостаточное понимание родителями своих детей, смена ценностных приоритетов учащихся.


    При этом проблемы возникают у дошкольников уже при поступлении в первый класс на этапе их подготовки к предстоящему обучению. Это связано с тем, что родители имеют лишь отдаленные представления о месте, которое изо дня в день будет посещать их ребенок, и о том, что там происходит: они учились в другое время и считают, что школа – тот островок счастья и безоблачной жизни, где просто не может быть никаких проблем и трудностей у ребенка. Такое убеждение – глубокое заблуждение родителей.

    10 ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ


    На самом деле у нынешних школьников существует масса проблем. Перечислим наиболее распространенные.

    1. Общее эмоциональное неблагополучие. Сегодняшние школьники имеют практически все, что захотят, но часто они являются более несчастными, чем родители в их возрасте. Виной тому кризис современной семьи. А именно: конфликты, частые разводы родителей, смена партнеров у родителей, которые разошлись. Живое общение в кругу семьи ребенку заменили современные игрушки и гаджеты. Он ощущает недостаток внимания со стороны родителей. Хотя есть и противоположная тенденция – детоцентризм, переизбыток внимания. Результат – невротизация ребенка, постоянное ощущение одиночества, снижение или завышение самооценки.


    2. Несамостоятельность, избалованность. Детоцентризм – избыточное участие родителей во взрослении и жизни ребенка – является горькой реальностью современной семьи. Отец и мать всячески пытаются привязать чадо к себе, делая его центром своего мирка, удовлетворяя все его прихоти, решая за него любые проблемы. Результат – инфантилизм, позднее взросление, сложности в принятии самостоятельных решений, неспособность контролировать свои прихоти, отсутствие желания и неумение делать выбор.


    3. Информационная перегруженность, гаджет-зависимость и вследствие этого утрата интереса школьников к обучению. Из-за доступности информации, которую можно почерпнуть из разных каналов (телевизор, компьютер, планшет, социальные сети, учебники), дети рано усваивают, что хранить ее в голове просто бесполезно, они не видят мотивации учиться для себя. Результат – снижение памяти, расстройство концентрации, гиперактивность, замедленное развитие познавательной сферы и когнитивных функций.


    4. Погоня за успехом. Современные родители нацелены на успех своего ребенка во всех сферах школьной жизни. А потому постоянно контролируют его обучение, решают за него, какую именно оценку они хотят получить. Гуманизм и общечеловеческие ценности оттесняются на задний план. Главное – успех, неважно, каким образом. Поэтому некоторые дети постоянно внутренне подавленны и не могут избавиться от этого даже во время отдыха: им кажется, что они не такие, как все, и делают что-то не то и не так.


    5. Борьба за место в иерархии в классе, высокая конкуренция. Это проблема не столько процесса обучения, а скорее социальной школьной жизни, взаимоотношений со сверстниками. Учащихся волнуют вопросы: «Какое место я занимаю в коллективе?», «Что из себя представляю?», «Какой социальный статус могу занять в классе и в школе в целом?». Эти вопросы очень мучительны для детей, из-за чего повышается общая напряженность не только в обучении, но и в общении с людьми.


    6. Проблема разрешения конфликтов. Конфликты возникали в школьной жизни и у нас, родителей. Отличие заключается лишь в том, что с нами педагоги разговаривали, обучали их разрешать. Современные дети погружаются в свой внутренний мир и часто замалчивают конфликты, участниками которых являются. Вместо этого они уходят в виртуальную реальность – социальные сети, где пытаются самовыразиться, представить себя в лучшем свете. Как итог – неумение решать конфликтные ситуации в действительности, слабость развития навыков межличностного общения, трудности, связанные с возможностью договориться.


    7. Социальное расслоение. Школа – модель общества, в которой мы живем. Сюда дети несут в портфелях не только учебники, но и свои стереотипы, продиктованные отношениями их родителей к разным людям. Например, деление на богатых и бедных, на здоровых и инвалидов, на красивых и безобразных и т.д. Все это затрудняет установление равноправного общения в классе и влияет на формирование дружеских взаимоотношений среди учеников.

    8. Дефицит времени. Современная школьная жизнь устроена так, что с первого класса у детей постоянно возрастают нагрузки. Пять уроков в день, участие в кружках и во внеурочной деятельности – все это приводит к чрезмерному переутомлению ребенка и к отсутствию или снижению желания заниматься чем-либо вообще. При этом дети демонстрируют агрессивность по отношению к родителям, замыкаются в себе, а взрослые воспринимают эти реакции как внутренний протест на общение с собой.


    9. Ранняя ответственность за выбор. Сейчас распространено профильное обучение. После 9-го класса (в некоторых школах и после 4-го) педагоги предлагают учащимся определиться с предметами для более детального изучения, полагая, что современный школьник способен понять, что ему интересно. В итоге подростки делают выбор, но не представляют, правильный он или нет. Ребенок в 11–12 лет еще не готов принять важное для себя решение, понять, что ему нравится, что – нет. Это реально только для подростка в возрасте 14–15 лет, ведь именно в это время формируется способность делать осознанный жизненный выбор.

     

    10. Слабость психического и физического здоровья. Множество школьников имеет массу хронических заболеваний: неврологии, разные виды аллергии (бронхиальная астма в их числе), эпилепсию, заболевания, связанные с получением инвалидности (по зрению, по слуху, по заболеваниям опорно-двигательного аппарата), о чем свидетельствует и статистика: число здоровых детей в России не превышает 12 %. Все это приводит к трудностям усвоения общеобразовательной программы и созданию адаптированных специальных программ для дальнейшего обучения. Слабость физического здоровья негативно влияет и на отношение к себе – ребенок испытывает серьезные проблемы в общении с «нормальными» детьми. Что же делать в сложившейся трудной ситуации? Как помочь нашим детям? Попытаемся выяснить, разбирая ситуации из моей школьной практики.

    ОБЩЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ


    Первый и, на мой взгляд, самый важный период, где зарождаются зерна будущих школьных проблем, – подготовка к поступлению в учебное заведение Это связано с тем, что одни дети посещали детский садик и знают, как вести себя в коллективе. При этом они испытывают трудности из-за недостатка внимания со стороны родителей. Другие – никогда не ходили в детский сад и являются «домашними», более хрупкими в психологическом плане. Кроме того, проблемы в семье (загруженность работой, развод родителей, попытка наладить собственную личную жизнь в ущерб ребенку) приводят к главной трудности будущих школьников – недостатку поддержки со стороны отца и матери.


    Ситуация № 1: «Я хочу к маме»

    Максиму семь лет. Он пошел в 1-й класс и, казалось бы, должен с радостью учиться, но не тут-то было. Проблемы начались с первых дней его пребывания в школе. Мальчик постоянно плакал на уроках, не играл с детьми, хотя посещал детский садик и знает, как вести себя в коллективе сверстников. Его ничто не радовало: ни предложения учителя порисовать, ни игры, которыми развлекали себя одноклассники на переменах. Мальчик просто горько плакал и говорил: «Я хочу к маме». Поэтому классный руководитель привел Максима ко мне.


    Почему так случилось?


    Познакомившись с мальчиком, я поняла, что проблема не в том, что ему плохо в школе. Он охотно пошел со мной на контакт и рассказал, что уже год как папа не живет с ними, только приходит в гости, у них поселился дядя Гоша, который с ним не играет.

    Мама теперь редко берет его на руки, не читает сказки на ночь. У меня получилось выстроить с Максимом доверительные отношения, и вскоре я заметила, что он стал проявлять желание подойти, обнять меня, прижаться всем телом, заглянуть мне в глаза и сказать: «Я хочу к маме». При этом, общаясь со мной, мальчик не плакал, но когда попадал в класс, его слезы текли непрерывно.

    Мама Максима, придя на консультацию, утверждала, что с ее стороны ребенку уделяется огромное внимание. По мнению Ольги Александровны, мальчик уже большой и ласкать его, как девочку, она не считает важным, а дядя Гоша, который теперь живет с ними, – это будущий предполагаемый ее муж, которого сын должен полюбить.

    Что делать?


    Ситуация могла бы стать тупиковой и неразрешимой, но Ольга Александровна прислушалась к моим доводам. Если у вас возникают такие же проблемы и вы понимаете, что это может стать камнем преткновения для обучения малыша, уделяйте ему больше внимания, говорите с ним о чем угодно – о том, как он вам дорог, что очень значим и важен для вас, как вы его любите. Если же намечаются какие-то изменения в личном плане, подготовьте ребенка к тому, что с вами будет жить новый человек. Тогда проблемы как таковой не возникнет у малыша: он будет знать, что не один, что у него есть вы, папа и этот дядя, который теперь поселился в вашей квартире. В подобной ситуации удастся избежать трудностей адаптации к школе, а ребенок будет весел и бодр.

    Ситуация № 2: «Моя мама меня не любит»

    Юля – ученица 2-го класса, ей восемь лет. Адаптация к школе прошла легко и быстро, нашла друзей. Юля проявляла активность и интерес к учебным и внеучебным мероприятиям. Проблемы начались в 2-м классе. У девочки резко пропал интерес к учебе, появились двойки. Юля замкнулась и перестала играть с детьми. На вопрос психолога о том, что же случилось, девочка ответила: «Моя мама меня не любит». При подробном анализе проблемы выяснилось, что до пяти лет у Юли был папа, потом родители развелись и воспитанием занималась только мама.

    Полгода назад у Ирины Николаевны появился новый муж – дядя Леша, который неплохо относится к девочке, и она его тоже любит и зовет папой. Однако проблема возникла, когда девочка узнала, что мама беременна. Ирина Николаевна пыталась общаться дочерью, говорила о том, какой у нее будет хороший братик, как они вместе будут играть. Говорила, но ни в чем девочку не убедила.


    Почему так случилось?


    Основная ошибка мама заключалась в том, что она не говорила Юле, как сильно ее любит, как много дочка значит для нее, даже если у них в семье родится Артемка. С этим горем девочка и пришла к психологу и озвучила свои переживания.


    Что делать?


    1. Проявляйте открытость по отношению к своим детям. Говорите с ними о том, что ничего в их жизни не изменится после появления бра-
    тика или сестры, что они также важны для вас. Это поможет принять ситуацию и не вызовет учебных проблем.


    2. Любите своего первого ребенка. Несмотря на то что у вас теперь двое детей, не забывайте: ваш старший ребенок – малыш. Он не может отдавать себе отчета в том, что его братик еще маленький и потому вы чаще берете его на руки и уделяете ему внимание.

    3. Проявляйте заботу и ласку по отношению к старшему ребенку, дарите ему массу прикосновений, ведь тактильный контакт в данном возрасте очень важен и значим, играйте с ним. И главное – помните: малыш – это своеобразная «копилка», что в нее будет заложено сейчас, то в последующем проявится на других этапах жизни.

    ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ И УТРАТА ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ


    Утрата интереса школьников к обучению – серьезная проблема, возникающая из-за информационной перегруженности. Родителям необходимо вовремя заметить и бороться с ней, т.к. в первую очередь у ребенка будет страдать успеваемость.


    Ситуация № 3: «Зачем мне все это»


    Вове 12 лет. Учится в 6-м классе, внешне активный, ответственный, помогает всем в трудную минуту. Несмотря на это, он неуспевающий ученик. Проблема развивалась постепенно. Еще в 2-м классе папа подарил Вове первый в жизни планшет. Мальчик обрадовался и стал с ним играть, искать что-то важное и интересное. Учеба в начальной школе при этом не страдала, т.к. Вова считал, что новые знания ему необходимы.

    Когда мальчик перешел в 5-й класс, мама подарила ему на день рождения другой телефон – более модный, с дополнительными функциями, что отрицательно сказалось на обучении. Вова перестал слушать учителей, говоря о том, что их много, но толку нет, все объясняют по-разному, а ему это мешает.

    В дальнейшем мальчик выделил для себя «важных» и «неважных» учителей и стал говорить о том, что нужно слушать только тех, которые дают знания, а остальное можно поискать в телефоне.

    Почему так случилось?


    Во время первой консультации у психолога родители Вовы не увидели особой проблемы: мальчик растет и развивается подобно его ровесникам. Как и все дети, он практически не ходит гулять, не посещает кружки, получает двойки, а потому нет ничего страшного: выровняется ребенок.

    Однако в 6-м классе Вова решил вообще не учиться. При общении с психологом он сказал: «А зачем это надо? Зачем зубрить, учить, когда все есть в телефоне и Интернет всегда под рукой?!» Все это свидетельствует о том, что у мальчика пропало желание учиться в школе. Из-за того, что он не посещает никаких дополнительных кружков и занятий, не гуляет, а только «сидит» в телефоне, появились и другие проблемы: сужение круга общения, утрата интереса к знаниям, замедленное развитие познавательной сферы.

    На повторной консультации с психологом родители забили тревогу.

    Что делать?


    Выход на самом деле прост. Даже если ваш ребенок – подросток, уделяйте его обучению как можно больше внимания, контролируйте оценки, интересуйтесь им и хвалите за успехи.

    Чтобы телефон не имел такой острой значимости, а познавательная сфера развивалась, покажите ему другой мир! Всегда можно поговорить с ним о том, чем бы он хотел заниматься, какие кружки посещать.

    Энергия ребенка будет направлена в нужное русло, а сам телефон утратит свою первостепенную значимость. Родители Вовы прислушались к моим словам и поговорили с сыном. Спросили, что ему интересно на самом деле, чем бы он хотел заниматься в свободное от учебы время.

    Результат налицо: мальчик посещает баскетбол и занимается плаванием, стремится наверстать упущенное, исправить плохие оценки и отмечает, что времени на «близкое общение» с телефоном у него просто не остается, т.к. появились новые друзья, новые интересы, новые знания, которые нужно проверять на практике.

    ПРОБЛЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

    Проблема урегулирования споров, конфликтов, развитие умения договариваться и понимать друг друга – важная задача школьников. От ее решения зависит очень многое в жизни ребенка в школе. Часто бывает так, что конфликтные ситуации мешают учебному процессу, ведь все внимание малыша направлено именно на возможность избавиться от тягостных переживаний.

    Ситуация № 4: «Не хочу ходить в школу, хочу учиться дома»

    Станиславу 11 лет. В этом году мальчик перешел в 5-й класс и сменил школу, потому что семья переехала на новое место жительства. Сюда он ходил в 1-й класс, потом с родителями жил в деревне, где и учился. Ко мне обратилась мама мальчика, Галина Петровна. Она рассказала о том, что ее ребенка не принимают в классе, обижают, обзывают. У сына есть прозвище – Капуста (его фамилия – Капустин). Из-за этого мальчик не желает посещать школу, а мечтает о надомном обучении.

    При общении с ребенком выяснилось, что это тот самый Стасик, с которым я работала раньше. Проблема была аналогичная, и мама винила педагога и всю школу в том, что ее сыну здесь некомфортно.

    Однако при близком общении Станислав признался, что ему было некомфортно и в сельской школе. Он постоянно оставался один без друзей, не посещал никаких кружков. По его мнению, там тоже люди были злые.

    Таким образом, я поняла, что у ребенка семье нет достаточного уровня поддержки, мама даже не пытается разрешить эту ситуацию и научить своего сына способам эффективного общения. Наоборот, она подарила ему модный телефон и сказала, что друзей он найдет в интернете, а настоящей дружбы с живыми людьми вне соцсетей не бывает.

    В итоге ребенок постоянно плачет, жалуется, что все плохо, что все плохие. Конфликт может вспыхнуть на пустом месте. Например, кто-то не так посмотрел на мальчика, кто-то не то сказал. В такой ситуации возникают как внешние, так и внутренние причины для развития и внешнего, и внутреннего конфликта. Внутренний – конфликт с самим собой: «Почему я такой, какой я есть». Внешний – конфликт с окружающими людьми: «Как я вас всех ненавижу!».

    Почему так случилось?

    Я стала заниматься с ребенком. Мальчик принял психолога и возвел его в ранг близких людей, неспособных конфликтовать и приносить ему зло. Это радует. Однако работа с ним не принесла никаких результатов. Почему? Все просто: в семье у мальчика авторитетом является только мама. Папа от воспитания устранился, т.к. мать не дала в свое время такой возможности проявить отцовские чувства и научить сына адекватным мужским способам реагирования на трудности.

    На самом деле никакой проблемы может и не быть, но мальчик использует стандарты поведения своей мамы: все вокруг обидят, они злые, бойся и опасайся! А результатом является внутренний и внешний конфликт, от которого ребенок пытается убежать, но не может этого сделать, т.к. от психолога возвращается в замкнутый круг.

    Что делать?


    Пришлось вновь вызвать маму ребенка уже для того, чтобы обсудить с ней сложившуюся ситуацию и дать рекомендации по формированию адекватного бесконфликтного поведения у Станислава.


    1. Формирование модели семьи. Мальчик лишен этого по причине недомолвок между родителями. Мать должна обратиться к мужу – отцу ребенка – и сказать о том, что она была не права в своей стратегии воспитания. Тем самым отец хотя бы эпизодически примет участие в воспитании сына.


    2. Всестороннее развитие ребенка. Проблема в том, что мама не говорит с мальчиком о дополнительных кружках и занятиях, а, наоборот, стремится оградить сына посредством общения в социальных сетях, думая, что его там не обидят. Необходимо же направить энергию Стаса в нужное русло: научить его быть интересным для окружающих людей, а это достигается с помощью занятий чем-либо, помимо школы. В такой ситуации прозвище Капуста, так угнетающее мальчика, перестанет существовать.


    3. Смена стратегии внутрисемейного воспитания. Нужно думать не о том, как было в семье у вас, а о том, как же помочь своему ребенку и научить его общаться с людьми.


    4. Ролевое проигрывание сложных ситуаций. Например, завтра будет контрольная работа. Стас, естественно, боится и переживает, что его опять будут обижать. Необходимо поиграть в данную ситуацию: выполнить вместе какие-то задания, где мама или папа выступает в роли учителя, а мальчик является учеником. Да, это не те задания, которые будут на контрольной работе, но сама подготовка к испытанию принесет положительный результат.

    Если же ребенок озвучивает, что хотел бы пообщаться с другим мальчиком и подружиться с ним, но боится от него услышать обидное слово, – это тоже не беда. Всегда можно про- играть и такую ситуацию, когда вы предполагаемый приятель, а он пытается с вами поговорить.

    На самом деле все просто с одной стороны и очень сложно – с другой. Да, вашего ребенка, как и Стаса, все вокруг могут обижать и унижать. Но это не основная проблема. Беда в том, что он не умеет общаться, не способен выстраивать границы общения, понимать и принимать людей такими, какие они есть, и в итоге не знает способов, как постоять за себя. В подобной ситуации конфликт неизбежен. Многое зависит от того, как вы будете содействовать его разрешению и какими способами будете обучать ребенка адекватному общению.


    ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ


    Возрастание учебной нагрузки приводит к особой проблеме, связанной с нехваткой временного ресурса у наших детей. Дефицит проявляется не только по отношению к выполняемым домашним заданиям – он отрицательно влияет на отдых детей. Мы же не видим и не хотим этого видеть. Напротив – еще более усугубляем ситуацию. Мы ведем ребенка в массу кружков, требуем от него ответственного отношения и не понимаем, почему наш послушный и покладистый малыш вдруг стал злым по отношению к нам.


    Ситуация № 5: «Вы меня достали»

    Вова – ученик 4-го класса. Это обычный ребенок со средними способностями к обучению. Мальчик легко приспосабливается к разным школьным и внешкольным ситуациям. Если надо идти гулять – он быстро делает уроки, нужно помочь другу – проявляет активность.


    Однако Сергей Петрович – папа Вовы – пришел ко мне на прием и сказал, что сын стал злым и ему хочется ударить своего ребенка. Как это проявляется? Отец в силу своего опыта в военной специализации сделал вывод о том, что его сын должен после школы, как бы долго он не занимался, посещать английский и учиться играть в шахматы. По его мнению, в жизни это пригодится. Однако мальчик бурно отреагировал. На спокойные доводы отца и его грозное повествование о том, что он должен то и это, Вова вдруг начал выкрикивать: «Вы меня достали», при этом упал, стал биться головой об пол и дрыгать руками и ногами. По словам Сергея Петровича, случилась истерика, во время которой ему захотелось ударить сына, но за что – он сам себе не может объяснить.

    Почему так случилось?


    В разговоре выяснилось, что папа никогда не думал о том, что мальчик психологически перегружен, а его предложения заняться дополнительными делами просто вызывают агрессию по отношению к родителям. 

    Что делать?


    Я объяснила Сергею Петровичу, что такое поведение Вовы – крик о помощи, и дала два совета.


    1. Снизить нагрузку. Для этого следует убрать совсем или уменьшить до минимума занятия по предметам, которые не входят в ЕГЭ. Если вы не планируете сделать из своего ребенка
    профессионального шахматиста (спортсмена и т.д.), то тратить его время и ресурсы на такие занятия – ваша прихоть. В случае Вовы это уменьшает его конкурентоспособность в будущем.


    Я порекомендовала Сергею Петровичу сосредоточить внимание на предметах, баллы ЕГЭ по которым важны для дальнейшего образования и карьеры Вовы: русском языке, математике – для технических специальностей, экономистов, физике – для технических специальностей, химия и биология – для химиков и медиков, литературе – для гуманитариев, истории и обществознании – для юристов. И конечно, необходим английский язык вне зависимости от того, куда Вова собирается поступать, – тут я с отцом ребенка согласна.

    Я пыталась убедить Сергея Петровича, что требовать от ребенка пятерки или даже четверки по всем школьным предметам крайне вредно. Время и усилия не надо распылять на все предметы, надо выбрать вектор развития и ему следовать.


    2. Нанять репетиторов по выбранным предметам или помогать самим в обучении. Наивно полагать, что знаний, которые Вова получит в обычной общеобразовательной школе, будет достаточно для того, чтобы победить в жесткой конкурентной борьбе за бюджетное место в высшем учебном заведении. Теоретически можно сменить школу на платную, хотя и в ней вам никто не гарантирует высокого качества образования (в таких школах оно иногда откровенно низкое). В любом случае репетиторы обойдутся дешевле. Плюс занятия могут быть не привязаны к месту проживания – проводиться по «Скайпу» (кроме математики, физики и химии).

    РАННЯЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫБОР


    Осознанно сделанный выбор – важное приобретение взрослеющего человека. Таким образом можно облегчить наши переживания в той или иной ситуации. Однако выбор своей будущей профессии, выбор предметов, которые придется сдавать на экзаменах школьнику, часто является очень сложным. Можно ли эту ситуацию изменить?

    Ситуация № 6: «Куда пойти учиться»


    Яне 15 лет, она ученица 9-го класса. В начале года классный руководитель сообщила, что теперь все ученики – взрослые люди, а потому им нужно сделать самостоятельный выбор тех предметов, которые они будут сдавать на итоговых экзаменах и которые позволят им определиться с профессией в дальнейшем.

    Для Яны данный вопрос оказался сложным. Ее родители никогда не говорили с ней о будущей жизни и не интересовались, кем она хочет быть. Общение с родителями всегда сводилось к бытовым проблемам. А тут выбор… Яна обратилась за помощью к классному руководителю, но услышала в ответ: «С твоими знаниями ты пойдешь в дворники, ты бездарная девчонка». Круг замкнулся.

    При анализе результатов психологической диагностики выяснилось, что девочка не может выбрать ни предметы для экзаменов, ни будущую профессию. Сама Яна отметила, что очень боится окончания учебного года и предстоящих экзаменов, а советоваться более не станет ни с кем, кроме психолога.

    Почему так случилось?


    Родители проявили пассивное участие в данной работе. По их мнению, Яна сама решит, кем быть и какой стать, и выберет учебное заведение.

    Что делать?


    Я вызвала родителей. Пришлось немного надавить на их чувства и переживания в данном возрасте – и это сработало!

    Мама девочки вдруг раскрылась и сказала, что у нее только потому нет образования, что родители никогда с ней об этом не разговаривали. Тактика ее поведения изменилась. Она начала разговаривать с дочерью о разных профессиях, даже съездила с ней в некоторые учебные заведения, чтобы Яна смогла сама посмотреть, что такое студенческая жизнь, и понять, что учиться не страшно, а даже интересно!

    Совместные просмотры тематических передач, чтение книг и обсуждение различных ситуаций, связанных с формированием самостоятельного выбора, привело к тому, что Яна определилась с профессией медицинской сестры.


    Как сделать самостоятельный выбор вашему ребенку? Ответ прост. Помогайте школьнику выбрать ту сферу деятельности, которая ему по душе. Разговаривайте с ребенком о будущем, т.к. ваша пассивность отрицательно скажется на дальнейшей его жизни, а так быть не должно.

    СЛАБОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

    Формирование положительного отношения к себе – основа успешной жизни человека. Однако часто наши дети невольно попадают в число отверженных изгоев. Хотя так ли это на самом деле?

    Ситуация № 7: «Я не такая, как все»

    Ангелина учится в 11-м классе. До 10-го класса у нее все было хорошо: много друзей, серьезные занятия спортом, перспектива на профессиональную карьеру спортсменки.


    Жизнь изменилась в одночасье, когда девочка училась в 10-м классе: сложная операция по удалению опухоли головного мозга и – рухнувший мир. Вдобавок у Ангелины развилась эпилепсия с редкими малыми приступами. Проблема незначительная для школы. Здесь приступов не бывает, но эти таблетки, которые надо пить, эти косые взгляды педагогов и одноклассников… А главное – как теперь жить, общаться с людьми, ведь «я не такая, как все»? Как им доказать, а возможно, показать, что «я такой же обычный человек, несмотря на мой дефект»? Вопрос оказался сложным, девочка начала переживать – и эпилептические приступы начались и в школе.


    Доктор говорил о том, что это пройдет, но девочка перестала верить во что бы то ни было и утратила смысл и цель жизни.

    Почему так случилось и что делать?


    На прием к психологу пришла ее мама Наталья Васильевна. Она подробно рассказала о проблеме и попросила помощи.

    Нужно было сформировать у мамы Ангелины правильное отношение к дочери после операции. У родительницы проскальзывали пессимистические высказывания, которые развили у девочки чувство ущербности и убогости. С этого мы и начали.


    Далее в работе с самой Ангелиной мне удалось добиться положительного отношения к себе и наметить путь для личностного и профессионального развития. Девочка выбрала профессию психолога, чтобы помогать людям, оказавшимся в подобной ситуации.


    Да, выбор пока был односторонний, с ориентацией на себя и на таких же людей, как сама, но он был сделан.

    После активной работы с классом у ребят изменилось отношение к Ангелине, круг общения восстановился.


    Сейчас Ангелина – жизнерадостный человек, имеющий массу разных друзей, увлечений. Девочка и не думает унывать и кому-то что-то доказывать! Она поняла, что она такая же, как и все люди, а дефект – это всего лишь внутреннее состояние ее организма, который постепенно пройдет. Мама изменила свои взгляды на недуг дочери. Наталья Васильевна сама организовала клуб для родителей с подобными проблемами и учит их выживать в сложных жизненных ситуациях.

     

    Ю.Е. Криводонова, психолог

    01.09.2021, 10:29
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам