Новости

    Портал госуслуг (ЕПГУ) будет направлять гражданам и организациям уведомления от госорганов в форме электронного документа

    Назад к списку новостей

    /upl/2021/dok_1_2.jpg

    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций подготовило и разместило для общественного обсуждения проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по использованию портала госуслуг (ЕПГУ) для информирования граждан и организаций о направлении им от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, осуществляющих публично значимые функции, уведомлений, юридически значимых сообщений и (или) документов в почтовых отправлениях в форме электронного документа.

     

    Предполагаемая дата проведения эксперимента - с 1 июня 2021 г. по 1 сентября 2022 г.

     

    Пресс-служба Минцифры рассказала корреспонденту ComNews, что действующий порядок взаимодействия госорганов с гражданами и бизнесом для направления уведомлений и юридически значимых сообщений предполагает преимущественное использование традиционных бумажных писем. "Это не самый современный и удобный способ коммуникации, в связи с чем Минцифры России ставит перед собой задачу перевести взаимодействие между госорганами, гражданами и бизнесом в современный цифровой формат с использованием сервисов единого портала госуслуг и информационной системы "Почты России", которая сейчас используется для пересылки писем с возможностью их доставки как в электронном, так и в бумажном формате - для пользователей, которые в силу различных причин не готовы к использованию современных электронных сервисов. Эксперимент нужен для выработки оптимальных организационно-технических и нормативно-правовых решений, которые позволят решить указанную задачу, - рассказывает пресс-служба Минцифры. - В основу эксперимента заложен принцип добровольности, и участие в эксперименте не повлечет расходов для отправителей и адресатов уведомлений. По сути, в рамках эксперимента для пользователей единого портала госуслуг будет автоматически оформлена бесплатная подписка на получение информации о направляемых им от госорганов почтовых отправлениях с различными уведомлениями с возможностью ознакомиться с копиями таких уведомлений. Для этого не потребуется отдельной регистрации и совершения каких-либо дополнительных действий. При этом для пользователей единого портала госуслуг всегда есть возможность отменить указанную подписку".

     

    Сейчас с использованием информсистемы (ИС) "Почты России" в год отправляется примерно 131 миллион писем в электронной форме, из которых доставляется около 10%. По данным на 2020 г., общее количество писем, ежегодно направляемых гражданам и организациям от государственных органов, составляет около 520 млн. Количество пользователей ИС "Почты", давших согласие на получение писем в электронной форме, составляет 2,7 млн, что менее 3% от количества пользователей ЕПГУ с подтвержденной учетной записью (75 млн), говорится в пояснительной записке. По оценке Минцифры, предлагаемое решение будет способствовать увеличению объема электронных коммуникаций органов и организаций с гражданами и организациями, а также позволит упростить и ускорить процедуру получения информации о направленных им уведомлениях, повысить эффективность соответствующего взаимодействия.

     

    В пояснительной записке сказано: "Факты доставки и вручения уведомлений, направленных с использованием почтовой связи и влекущие за собой возможные гражданско-правовые последствия для адресатов, в предлагаемой юридической и организационной конструкции в рамках эксперимента не будут привязаны к получению соответствующей информации гражданином или организацией с использованием единого портала".

     

    По завершении эксперимента Минцифры проведет оценку его результатов и представит в правительство доклад и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования соответствующих отношений. Как именно ведомство проведет оценку, на какие показатели и результат будет ориентироваться, в Минцифры не ответили.

     

    На ЕПГУ уже функционирует сервис "Госпочта". Как сказано в описании сервиса, "Госпочта" - это сервис на портале госуслуг, куда уведомления и заказные письма от государственных органов приходят не в бумажной, а в электронной форме.

     

    Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал пояснил, что сейчас сервис "Госпочта" позволяет получать письма от Госавтоинспекции и "Почты России" и оповещения от Федеральной государственной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования (ФГИС ДО). "Проведение эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" для информирования граждан и организаций о направлении им от государственных органов - это важный этап развития сервиса, позволяющий существенно улучшить качество отправления электронной корреспонденции и юридически значимых сообщений. В период пандемии стало понятно, что в стране необходима масштабная цифровизация сервисов и услуг, в том числе и тех, которые позволяют отправлять и получать письма от государственных органов и хранить их в электронном виде. Особенно это важно для документов, которые содержат информацию о срочной оплате пошлин и штрафов: если пропустить срок - копятся пени", - прокомментировал Павел Сигал.

     

    Владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков отметил, что данный правовой эксперимент является по сути еще одним шагом по развитию "Госуслуг". "Например, сегодня налоговые уведомления направляются в личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной Налоговой Службы (ФНС), в аккаунт соответствующего лица в системе "Госуслуг", а также в бумажном виде по "Почте России". Казалось бы, речь идет о дублировании и государство пытается исключить бумажный носитель, только и всего. Однако при реализации этого благого намерения необходимо обеспечить добросовестную, информационно-полную и единообразную работу этого института. Например, сегодня налоговый орган нередко направляет информацию налогоплательщику разрозненно во все три источника, при этом делает это зачастую в последний момент перед блокировкой счета. Такие недостатки необходимо устранять, чтобы цифровая система не привела к ущемлению прав тех же налогоплательщиков, - считает Павел Катков. - Что касается механизма, то здесь все прозрачно: гражданин единожды является в МФЦ, там "привязывает" свой паспорт к аккаунту на Госуслугах, и далее действует через СНИЛС. Мы, юристы, давно используем его для направления документов в суд через систему Кад.Арбитр, назначение онлайн-заседаний через "Электронный страж" и других дистанционных действий в системе правосудия. При качественной реализации это очень удобная модель взаимодействия с судебной системой и властью в целом".

     

    В феврале 2020 г. в Госдуму внесен законопроект о государственной электронной почте. В марте документ был возвращен авторам из-за отсутствия заключения правительства. В мае 2020 г. Минцифры представило законопроект, предусматривающий возможность получения всех уведомлений от органов власти гражданам и организациям через ЕПГУ или через мобильное приложение госуслуг.

     

    Источник: https://www.comnews.ru/

    Подписаться на журнал
    16.04.2021, 11:24