С нового года совершать сделки с участием нотариуса станет удобнее

     

    Приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156 утвержден Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее – Регламент). Документ вступает в силу с 1 января 2018 года. Он детально прописывает, какие документы нотариус должен запрашивать у граждан, а какие обязан находить сам. Например, впервые в нормативном акте Минюста перечислены документы, которые можно показать нотариусу, чтобы подтвердить личность (п. 10 Регламента).

    Чтобы удостоверить сделку (в том числе сделку с недвижимостью) нотариус будет проверять стороны сделки на дееспособность и правоспособность – запрашивать в Едином государственном реестре недвижимости информацию о наличии либо отсутствии решения суда о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным (п. 32 Регламента).

    Также нотариусы могут получить информацию:

    • с помощью запросов в Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными;
    • из Росреестра, МВД, ФНС, кредитных организаций и ряда других структур.

    Кроме того, в Госдуме обсуждают законопроект о предоставлении нотариусам права доступа в единую базу данных ЗАГС, которая должна появиться в следующем году.

    Таким образом, клиентам нотариальных контор не понадобится обращаться в различные инстанции, чтобы собрать множество справок и подтверждений.

    «Прежде всего регламент направлен на защиту прав граждан, – говорит президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. – Такой четкий порядок позволит обеспечить единую правоприменительную практику для всех нотариусов страны. При нарушении регламента (например, при запросе не заявленных в нем сведений в рамках того или иного нотариального действия) нотариусу грозит дисциплинарное наказание».

    Введение регламента, по мнению Константина Корсика, снижает риск оспаривания нотариальных действий. Посторонним людям будет гораздо сложнее отменить какую-то сделку через суд. Ведь если нотариус проверил информацию, значит, все действия законны.

    Как поясняют эксперты, появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если он сомневается в подлинности бумаг, то имеет право сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы.

    Регламент устанавливает, что нотариус может зафиксировать информацию о сделке:

    • В реестре регистрации нотариальных действий или реестре регистрации нотариальных действий ЕИС.
    • В тексте нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительной надписи, свидетельстве, если это предусмотрено формой указанных документов.
    • В соответствующем документе или его копии, которые остаются в делах нотариуса.
    • С помощью протокола фиксации информации.
    • Используя средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой.

    Важно отметить, что с 1 января будущего года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие реестры Единой информационной системы.

    07.09.2017, 09:35

    С нового года совершать сделки с участием нотариуса станет удобнее

     

    Приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156 утвержден Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее – Регламент). Документ вступает в силу с 1 января 2018 года. Он детально прописывает, какие документы нотариус должен запрашивать у граждан, а какие обязан находить сам. Например, впервые в нормативном акте Минюста перечислены документы, которые можно показать нотариусу, чтобы подтвердить личность (п. 10 Регламента).

    Чтобы удостоверить сделку (в том числе сделку с недвижимостью) нотариус будет проверять стороны сделки на дееспособность и правоспособность – запрашивать в Едином государственном реестре недвижимости информацию о наличии либо отсутствии решения суда о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным (п. 32 Регламента).

    Также нотариусы могут получить информацию:

    • с помощью запросов в Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными;
    • из Росреестра, МВД, ФНС, кредитных организаций и ряда других структур.

    Кроме того, в Госдуме обсуждают законопроект о предоставлении нотариусам права доступа в единую базу данных ЗАГС, которая должна появиться в следующем году.

    Таким образом, клиентам нотариальных контор не понадобится обращаться в различные инстанции, чтобы собрать множество справок и подтверждений.

    «Прежде всего регламент направлен на защиту прав граждан, – говорит президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. – Такой четкий порядок позволит обеспечить единую правоприменительную практику для всех нотариусов страны. При нарушении регламента (например, при запросе не заявленных в нем сведений в рамках того или иного нотариального действия) нотариусу грозит дисциплинарное наказание».

    Введение регламента, по мнению Константина Корсика, снижает риск оспаривания нотариальных действий. Посторонним людям будет гораздо сложнее отменить какую-то сделку через суд. Ведь если нотариус проверил информацию, значит, все действия законны.

    Как поясняют эксперты, появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если он сомневается в подлинности бумаг, то имеет право сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы.

    Регламент устанавливает, что нотариус может зафиксировать информацию о сделке:

    • В реестре регистрации нотариальных действий или реестре регистрации нотариальных действий ЕИС.
    • В тексте нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительной надписи, свидетельстве, если это предусмотрено формой указанных документов.
    • В соответствующем документе или его копии, которые остаются в делах нотариуса.
    • С помощью протокола фиксации информации.
    • Используя средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой.

    Важно отметить, что с 1 января будущего года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие реестры Единой информационной системы.

    07.09.2017, 09:35
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам