Нас ожидает «оптимизация» отдельных социальных льгот. Некоторые социальные выплаты будут производить только тем, кто попадет под критерии нуждаемости.

    В России дан старт масштабной социальной реформе: пособия на ребенка, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медработникам и фармацевтам, компенсация расходов на оплату жилых помещений сельским учителям, компенсация родителям дошкольного образования, будут производиться только тем, кто подпадет под критерии нуждаемости

    Пакет законопроектов об оптимизации отдельных социальных льгот с учетом применения критериев нуждаемости подготовил Минтруд по поручению президента, обсуждавшего этот вопрос на заседании Госсовета 11 марта 2015 года.
     

    Что поменяется

    Законопроект предусматривает применение принципа нуждаемости при предоставлении регионом :

    • пособия по уходу за ребенком,
    • мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам,
    • компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в образовательных организациях субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций,
    • компенсации родителям в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

     

    «Речь идет о наиболее полном учете критериев нуждаемости в предоставлении различных видов преференций, которые государство предоставляет в основном на региональном уровне», – пояснил министр труда Максим Топилин.


                В год региональные бюджеты тратят на социальные выплаты более 1,1 трлн руб., по оценке Минтруда. В том числе, по данным, которые приводит министерство, социальную поддержку получают 3,4 млн неработающих пенсионеров, 2,7 млн малоимущих граждан, 6,7 млн многодетных семей и одиноких родителей. Расходы на эти категории льгот составляют около 766,5 млрд руб. Именно эту сумму и предлагается отрегулировать по принципу критериев нуждаемости. Их будут устанавливать регионы.

                Сейчас родитель имеет право на получение пособия по уходу за ребенком вне зависимости от уровня его доходов. Когда заработают критерии нуждаемости, пособие будут получать только граждане с низкими доходами, — поясняет чиновник правительства. — В результате у регионов высвободятся средства, которые они будут вправе направить, в том числе на то, чтобы скорректировать критерии нуждаемости в большую сторону».

     

                По словам Топилина: «Законопроект расширяет полномочия регионов по применению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. У регионов появится возможность направлять ресурсы на поддержку действительно нуждающихся граждан и увеличить размер такой помощи»,
               

                Самостоятельно определять меры социальной поддержки регионам уже разрешено действующим законодательством. Для стимулирования местных властей устанавливать критерии нуждаемости для льготников предлагается ввести понижающий коэффициент при распределении субсидий из федерального бюджета. Обязательный учет категорий нуждаемости предлагается закрепить в Бюджетном кодексе.
                Льготников Минтруд предлагает учитывать в федеральном регистре лиц, имеющих право на меры социальной защиты. Ведение этого регистра предлагается передать Пенсионному фонду — эта работа должна быть отдельно оплачена из федерального бюджета. Сбор, обработку и передачу сведений о гражданах, имеющих право на соцподдержку, предлагается передать территориальным органам соцстраха.

    Что сохранится

                При разработке законопроектов Минтруд учитывал позицию других министерств, часть их более жестких предложений удалось отбить. Правда, все еще может поменяться при обсуждении документов.
               

    В частности, как следует из предложений Минфина,  министерство предлагало выдавать некоторые технические средства реабилитации только тем инвалидам, которые имеют доход ниже определенного уровня, заменить ежемесячную денежную выплату и дополнительное материальное обеспечение Героям СССР и России, Героям Соцтруда и Героям Труда России единой социальной выплатой, а выплаты компенсации чернобыльцам — на дополнительные услуги в рамках ОМС.
               

                Максим Топилин подчеркнул, что законопроект не вводит критерии нуждаемости по федеральным мерам соцподдержки – выплатам ветеранам, чернобыльцам, инвалидам, поскольку данные меры предоставляются за конкретные заслуги, в связи с ограничением жизнедеятельности, последствиями техногенных аварий и др. «Здесь не может быть критериев нуждаемости: человек заслужил своим трудом или подвигом какие-то преференции», – сказал министр.

     

                Нововведения не распространятся и на ряд региональных льгот. По информации регионов, на которые ссылается Минтруд, в России числятся 10,5 млн ветеранов труда, 1,5 млн тружеников тыла в период Великой Отечественной войны, 1 млн жертв политических репрессий. На эти категории льготников, которых не коснется реформа, расходуется 322,3 млрд руб. в год.

    Зачем это делается

                На введении принципов нуждаемости в качестве меры, которая позволила бы сэкономить бюджетные средства, неоднократно настаивал Минфин. «Несмотря на постоянно растущие бюджетные расходы, уровень бедности населения снижается. Чем больше направляется в сложившуюся систему социальной поддержки бюджетных средств, тем выше социальное неравенство и ниже эффективность расходов на эти цели», — говорится в докладе министерства «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета».

                По оценкам экспертов, на которых ссылается в своем докладе Минфин, среди граждан, получающих социальные выплаты, более 50% не относятся к категории нуждающихся в социальной поддержке. А среди нуждающихся соцподдержку получают менее 50%.

                В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017–2018 годов также говорится о том, что необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода. Минфин, в частности, предлагает исключить из числа получателей мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ членов семей носителей соответствующих льгот, ввести принцип соцоплаты стоимости санаторно-курортного лечения.


     По материалам  сайта Минтруда и РБК.
     

     

    19.07.2015, 00:00

    Нас ожидает «оптимизация» отдельных социальных льгот. Некоторые социальные выплаты будут производить только тем, кто попадет под критерии нуждаемости.

    В России дан старт масштабной социальной реформе: пособия на ребенка, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медработникам и фармацевтам, компенсация расходов на оплату жилых помещений сельским учителям, компенсация родителям дошкольного образования, будут производиться только тем, кто подпадет под критерии нуждаемости

    Пакет законопроектов об оптимизации отдельных социальных льгот с учетом применения критериев нуждаемости подготовил Минтруд по поручению президента, обсуждавшего этот вопрос на заседании Госсовета 11 марта 2015 года.
     

    Что поменяется

    Законопроект предусматривает применение принципа нуждаемости при предоставлении регионом :

    • пособия по уходу за ребенком,
    • мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам,
    • компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в образовательных организациях субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций,
    • компенсации родителям в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

     

    «Речь идет о наиболее полном учете критериев нуждаемости в предоставлении различных видов преференций, которые государство предоставляет в основном на региональном уровне», – пояснил министр труда Максим Топилин.


                В год региональные бюджеты тратят на социальные выплаты более 1,1 трлн руб., по оценке Минтруда. В том числе, по данным, которые приводит министерство, социальную поддержку получают 3,4 млн неработающих пенсионеров, 2,7 млн малоимущих граждан, 6,7 млн многодетных семей и одиноких родителей. Расходы на эти категории льгот составляют около 766,5 млрд руб. Именно эту сумму и предлагается отрегулировать по принципу критериев нуждаемости. Их будут устанавливать регионы.

                Сейчас родитель имеет право на получение пособия по уходу за ребенком вне зависимости от уровня его доходов. Когда заработают критерии нуждаемости, пособие будут получать только граждане с низкими доходами, — поясняет чиновник правительства. — В результате у регионов высвободятся средства, которые они будут вправе направить, в том числе на то, чтобы скорректировать критерии нуждаемости в большую сторону».

     

                По словам Топилина: «Законопроект расширяет полномочия регионов по применению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. У регионов появится возможность направлять ресурсы на поддержку действительно нуждающихся граждан и увеличить размер такой помощи»,
               

                Самостоятельно определять меры социальной поддержки регионам уже разрешено действующим законодательством. Для стимулирования местных властей устанавливать критерии нуждаемости для льготников предлагается ввести понижающий коэффициент при распределении субсидий из федерального бюджета. Обязательный учет категорий нуждаемости предлагается закрепить в Бюджетном кодексе.
                Льготников Минтруд предлагает учитывать в федеральном регистре лиц, имеющих право на меры социальной защиты. Ведение этого регистра предлагается передать Пенсионному фонду — эта работа должна быть отдельно оплачена из федерального бюджета. Сбор, обработку и передачу сведений о гражданах, имеющих право на соцподдержку, предлагается передать территориальным органам соцстраха.

    Что сохранится

                При разработке законопроектов Минтруд учитывал позицию других министерств, часть их более жестких предложений удалось отбить. Правда, все еще может поменяться при обсуждении документов.
               

    В частности, как следует из предложений Минфина,  министерство предлагало выдавать некоторые технические средства реабилитации только тем инвалидам, которые имеют доход ниже определенного уровня, заменить ежемесячную денежную выплату и дополнительное материальное обеспечение Героям СССР и России, Героям Соцтруда и Героям Труда России единой социальной выплатой, а выплаты компенсации чернобыльцам — на дополнительные услуги в рамках ОМС.
               

                Максим Топилин подчеркнул, что законопроект не вводит критерии нуждаемости по федеральным мерам соцподдержки – выплатам ветеранам, чернобыльцам, инвалидам, поскольку данные меры предоставляются за конкретные заслуги, в связи с ограничением жизнедеятельности, последствиями техногенных аварий и др. «Здесь не может быть критериев нуждаемости: человек заслужил своим трудом или подвигом какие-то преференции», – сказал министр.

     

                Нововведения не распространятся и на ряд региональных льгот. По информации регионов, на которые ссылается Минтруд, в России числятся 10,5 млн ветеранов труда, 1,5 млн тружеников тыла в период Великой Отечественной войны, 1 млн жертв политических репрессий. На эти категории льготников, которых не коснется реформа, расходуется 322,3 млрд руб. в год.

    Зачем это делается

                На введении принципов нуждаемости в качестве меры, которая позволила бы сэкономить бюджетные средства, неоднократно настаивал Минфин. «Несмотря на постоянно растущие бюджетные расходы, уровень бедности населения снижается. Чем больше направляется в сложившуюся систему социальной поддержки бюджетных средств, тем выше социальное неравенство и ниже эффективность расходов на эти цели», — говорится в докладе министерства «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета».

                По оценкам экспертов, на которых ссылается в своем докладе Минфин, среди граждан, получающих социальные выплаты, более 50% не относятся к категории нуждающихся в социальной поддержке. А среди нуждающихся соцподдержку получают менее 50%.

                В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017–2018 годов также говорится о том, что необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода. Минфин, в частности, предлагает исключить из числа получателей мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ членов семей носителей соответствующих льгот, ввести принцип соцоплаты стоимости санаторно-курортного лечения.


     По материалам  сайта Минтруда и РБК.
     

     

    19.07.2015, 00:00
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам