Отдаем журнал бесплатно!

Когда можно оформить распоряжение?

По каким вопросам издают распоряжения и какими они бывают, что говорит на этот счет новый ГОСТ Р 7.0.97-2025? На что влияет право подписания этого документа? Как помочь исполнителю определиться с выбором – оформлять приказ или распоряжение? Получите ответы на эти вопросы, а также перечень критериев, соответствие которым характеризует распоряжение.

1. По каким вопросам издают распоряжения?

В соответствии с п. 3.3.8 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству[1] виды издаваемых в организации распорядительных документов и их назначение следует закрепить в локальной инструкции по делопроизводству.

Согласно п. 3.15 Примерной инструкции по делопроизводству[2] распорядительные документы организации издаются в форме приказов и распоряжений. Это наиболее распространенные в работе государственных и коммерческих организаций виды документов. Иные – например, указ, постановление – характерны для органов власти.

 

В п. 3.15 этого же документа приведен список вопросов, по которым может издаваться приказ. Так, в форме приказа можно фиксировать:

  • решения нормативного характера;
  • решения организационного, административного, в том числе оперативного, характера по вопросам основной деятельности организации.

В отношении распоряжения такого списка нет.

В п. 3.1.4 Регламента Правительства Москвы[3] распоряжение характеризуется как документ, фиксирующий решения по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера.

Подобное описание распоряжения находим также в изданном ВНИИДАД в 2014 году Словаре видов и разновидностей современной управленческой документации:

Распоряжение – 1. Правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа государственной власти, организации в целях разрешения оперативных вопросов.

Между тем тот же Словарь дает и другое определение понятию «Распоряжение», отождествляя его с приказом:

Распоряжение – 2. См. Приказ.

В целом, можно предположить, что вид распорядительного документа не является определяющим для юридической силы оформляемого решения, поскольку строгого разграничения между приказом и распоряжением не установлено. Но лучше придерживаться традиции, в которой фундаментальные, нормативные решения оформляются приказами, а распоряжения носят более прикладной характер.


[1] Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 25.12.2020 № 199).

[2] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).

[3] Утв. постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП.

Е.С. Буслаева, канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Когда можно оформить распоряжение?

По каким вопросам издают распоряжения и какими они бывают, что говорит на этот счет новый ГОСТ Р 7.0.97-2025? На что влияет право подписания этого документа? Как помочь исполнителю определиться с выбором – оформлять приказ или распоряжение? Получите ответы на эти вопросы, а также перечень критериев, соответствие которым характеризует распоряжение.

1. По каким вопросам издают распоряжения?

В соответствии с п. 3.3.8 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству[1] виды издаваемых в организации распорядительных документов и их назначение следует закрепить в локальной инструкции по делопроизводству.

Согласно п. 3.15 Примерной инструкции по делопроизводству[2] распорядительные документы организации издаются в форме приказов и распоряжений. Это наиболее распространенные в работе государственных и коммерческих организаций виды документов. Иные – например, указ, постановление – характерны для органов власти.

 

В п. 3.15 этого же документа приведен список вопросов, по которым может издаваться приказ. Так, в форме приказа можно фиксировать:

  • решения нормативного характера;
  • решения организационного, административного, в том числе оперативного, характера по вопросам основной деятельности организации.

В отношении распоряжения такого списка нет.

В п. 3.1.4 Регламента Правительства Москвы[3] распоряжение характеризуется как документ, фиксирующий решения по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера.

Подобное описание распоряжения находим также в изданном ВНИИДАД в 2014 году Словаре видов и разновидностей современной управленческой документации:

Распоряжение – 1. Правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа государственной власти, организации в целях разрешения оперативных вопросов.

Между тем тот же Словарь дает и другое определение понятию «Распоряжение», отождествляя его с приказом:

Распоряжение – 2. См. Приказ.

В целом, можно предположить, что вид распорядительного документа не является определяющим для юридической силы оформляемого решения, поскольку строгого разграничения между приказом и распоряжением не установлено. Но лучше придерживаться традиции, в которой фундаментальные, нормативные решения оформляются приказами, а распоряжения носят более прикладной характер.


[1] Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 25.12.2020 № 199).

[2] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).

[3] Утв. постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП.

Е.С. Буслаева, канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам