Почерк человека весьма информативен и может рассказать о его характере. Специалист-графолог способен сообщить о личности автора порой больше, чем он сам знает о себе. Это происходит потому, что почерк формируется не столько сознанием, сколько подсознательными процессами мозга, а он не лжет.
ПОЧЕРК – ЗЕРКАЛО ХАРАКТЕРА
Анализ почерка позволяет идентифицировать как сознательное (установки, ценности, ориентации), так и подсознание – автоматические стереотипы поведения человека, формирующие основные сценарии взаимоотношений, мотивации, мировоззрение, сильные и слабые стороны личности, различные комплексы. По почерку можно определить таланты, уровень IQ, склонность к каким-либо видам деятельности, степень агрессии, чувство юмора, уступчивость, подозрительность, конфликтность.
Безусловно, следует учитывать, что провести профессиональную оценку почерка и указать на степень проявления тех или иных личностных качеств может только профессиональный графолог. Мы же рассмотрим примеры, отражающие общую тенденцию.
ЗАГЛЯНУТЬ ПОД МАСКУ
Представьте типичную ситуацию: на собеседовании кандидат преподносит себя позитивно, в тестах все в пределах нормы, резюме – безукоризненное, перед нами – человек с активной жизненной позицией. Верить своим глазам или нет? Часто такой идеальный образ получается благодаря повышенной степени маскировки личности (в психологии это явление называется социальной маской).
Кандидатов, надевающих социальную маску, то есть стремящихся показать себя с наиболее выгодной стороны, сложно оценить адекватно, поскольку они выдают желаемое за действительное.
Стоит оговориться, что не всегда человек делает это намеренно и осознанно. На собеседовании практически всем соискателям присуще стремление показать себя с лучшей стороны. Однако существует тип людей, которые ведут себя при самопрезентации несколько неестественно и не совсем адекватно оценивают свои достижения (как правило, подчеркивают свои личные заслуги, неудачи же списываются на волю обстоятельств). Причем они играют эту роль не только на собеседовании (в специально созданных условиях), а постоянно, она как будто прирастает к ним, лишая адекватного самовосприятия.
Так как же понять, кто перед нами – человек-маска или личность, оценивающая себя адекватно? Изучаем почерк.
Чужой опыт
На сегодняшний день графоанализ – одна из современных методик отбора кадров. При приеме сотрудников на высокие управленческие должности и другие позиции графологический анализ их почерка применяется уже около 30 лет. Графологическое тестирование распространено в странах Европы, Израиле и США, оно выявляет взаимосвязи между моторикой пишущей руки и особенностями психофизического состояния соискателя. Установленные и экспериментально проверенные закономерности позволяют определять слабые и сильные стороны будущего сотрудника, его интеллектуальный уровень, склад мышления и барьер возбудимости.
ЛИЧНОСТЬ ИЛИ МАСКА?
У Юнга есть определение личности-маски: «Это социальная роль, которую человек играет, выполняя требования, обращенные к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека. Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой».
Поскольку почерк – это отражение нашей сущности и особенностей жизненной адаптации на бумаге, то, как и в жизни, в почерке всегда отражается борьба между двумя началами: естеством (собственным «я», индивидуальностью) и маской (необходимостью играть социальную роль). Если побеждает естество, человек живет в соответствии со своими внутренними побуждениями и желаниями. Если же побеждает маска, человек не живет естественной жизнью, а играет социальную роль, искренне полагая, что эта роль и есть его личность. Оба варианта – крайности и отражают дезадаптацию. Умеренное же сочетание этих начал с небольшим перевесом в ту или иную сторону создает более здоровую, интегративную личность, сочетающую в себе индивидуальность и социальную роль в умеренной пропорции.
В почерке наше естество отражается посредством скорости, а социальная роль – через форму. Те люди, чей почерк беглый, быстрый, легко продвигающийся вперед, свободны и непосредственны в поведении и отношении к жизни. А вот акцент на выписывании букв, их приукрашивание в ущерб беглости свидетельствуют о довлеющей роли маски. Сочетание беглости почерка с относительной «читабельностью» (небольшой акцент на форме) – самое лучшее соотношение естества и маски, которое говорит о стремлении человека оставаться самим собой и умении интегрироваться с окружающей средой, придерживаться общепринятых традиций, культуры и уклада.
Рассмотрим несколько примеров.
Сильный акцент на форму, приукрашенность букв, их выписанность, стилизованность забирают в почерке спонтанность и активное продвижение вперед (беглость).
Человек сосредоточивает все свои усилия на оформлении почерка, а не на его главной задаче – быстро и оптимальными усилиями донести информацию. Для такого человека внешняя сторона дела становится намного важнее сути, и собственный имидж – главная цель, которой посвящается вся жизнь в ущерб истинному содержанию. На собеседовании именно такой кандидат проявит себя образцово-показательно, понравится, произведет максимально положительное впечатление, но в реальной жизни, в рабочих условиях может не справиться с задачами, возникшими проблемами, возможно, будет пытаться переложить ответственность на другого. Не ждите от него особой инициативы – он боится навредить своей репутации.
Излишняя беглость, спонтанность, активное движение почерка в ущерб форме (нарушение читабельности, поспешность, сочетающаяся с небрежностью, искажение букв) говорят о присутствии в личности слишком сильного индивидуального начала, которое мешает хорошей социальной адаптации, провоцирует игнорирование общепринятых норм и ценностей.
Сочетание беглости почерка с относительной читабельностью и небольшим акцентом на форму указывает на сбалансированное сочетание индивидуальности и маски. Личность продуктивная, социально зрелая, обладающая способностью принимать самостоятельные решения, не игнорируя общепринятые нормы и правила поведения
ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ СОТРУДНИКА, КОТОРЫЙ ПИШЕТ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ ПОЧЕРКОМ?
Не раз приходилось сталкиваться с такой позицией некоторых руководителей и HR-менеджеров: обладатель красивого каллиграфического почерка – хороший сотрудник. Действительно, обыденная логика подсказывает, что каллиграфическим почерком пишут положительные и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с невысоким интеллектом и отрицательными личностными качествами. Так ли это на самом деле? Действительно ли почерк отличника свидетельствует о том, что перед нами толковый работник, и наоборот?
В своей статье «Каллиграфия и графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» руководитель графологического агентства Инесса Гольдберг пишет: «Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке) – нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения) и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».
Так что каллиграфичность как основная характеристика почерка отражает проявление усиленного супер-эго, нашего идеального «я», в ущерб индивидуальности. К чему это приводит? К усиленному самоконтролю, четкому следованию инструкциям и правилам, шаблонному, стереотипному восприятию и мышлению.
С одной стороны, люди, обладающие правильным, каллиграфическим почерком руководствуются словами «надо», «должен», «обязан». Они перфекционисты, ответственны, стремятся все сделать на «отлично» (в психологии это называется синдромом отличника), социально правильные, с точки зрения общества, люди.
Вроде бы отличные качества для работника. Но у всего этого есть и оборотная сторона. Эти люди зажимают в себе проявление индивидуальности (нестандартные задачи ставят их в тупик, как и необходимость разруливать непредвиденную ситуацию). Поскольку стабильность, потребность постоянно перестраховываться и страх оступиться для них важнее всего, то настолько же чужды и неприятны для них будут любые моменты неопределенности или необходимости принятия самостоятельного решения, проявления инициативы. Им крайне важна оценка состороны (авторитеты имеют для них огромное значение, при этом они обидчивы и ранимы, чувствительны к критике в свой адрес), все свои и чужие действия соизмеряют с жесткими нормами и правилами поведения (очень критичны по отношению к другим людям, завышают планки, им трудно быть снисходительными, терпимыми к недостаткам окружающих).
Многие руководители ошибаются, думая, что соискатель, справляющийся с работой на «отлично» на рядовой позиции, будет так же отлично функционировать на более высокой должности, требующей проявления инициативы, гибкости, креатива или лидерства.
«Каллиграфам» порой трудно адаптироваться, так как они не обладают необходимой для этого гибкостью поведения. Жесткий самоконтроль приводит к накоплению отрицательных эмоций, которые периодически выплескиваются на окружающих, когда «терпение кончилось», либо приобретают застойный характер и проявляются в виде психосоматических расстройств.
Стрессоустойчивость таких людей тоже небезгранична. Не умея расслабляться как физиологически, так и психологически, они держат удар, пока хватает энергетических резервов, постепенно истощая их. Итак, сильными сторонами человека, обладающего каллиграфическим или близким к нему аккуратным красивым почерком, являются:
- ответственность;
- ориентация на качество;
- нацеленность на результат;
- тактическое планирование и организация процесса;
- анализ проблем.
Слабые стороны заключаются в сниженном уровне либо полном отсутствии:
- адаптивности;
- позитивного мышления, легкости и непосредственности;
- инновационного и коммерческого мышления;
- системного мышления (умения отделять главное от второстепенного);
- инициативности, смелости;
- гибкости;
- лидерства.
Таким образом, принимая на работу сотрудника с правильным, каллиграфическим почерком, вы получаете исполнительного, ответственного сотрудника, однако не ждите от него инициативы, креативности, умения быстро реагировать на изменяющиеся условия и перестраивать свою линию поведения сообразно им – что бывает крайне важно в кризисные времена.