Электронная версия журнала

Карточка вежливости

«Секретарь-референт» №8 2004 / Деловой этикет

Новая страница 1

Такие разные

Сегодня существуют персональные (деловые), корпоративные и именные визитные карточки.

Персональная (деловая) визитка представляет ее владельца лично – на ней указываются фамилия, имя, должность,  название компании, в которой он работает, рабочие номера телефонов, факса, адреса официального или персонального сайта и электронной почты.

Если в организации меняется номер телефона, то допускается аккуратно вписать новый номер, зачеркнув старый. Зачеркивать наименование старой должности и вписывать новую считается дурным тоном, поэтому при смене должности следует как можно скорее заказать новые визитные карточки.

У представителей организаций, имеющих несколько филиалов, на деловых визитных карточках может быть указано несколько адресов.

Корпоративная визитная карточка представляет фирму, услугу или товар. Поэтому личные данные человека, который пользуется визиткой, на ней не указываются. Вся дополнительная информация записывается в момент знакомства на оборотной стороне. Такими карточками пользуются агенты, продавцы, сотрудники, работающие на сдельной основе, а также руководители компании, которые ценят каждый новый контакт, но предпочитают не давать всем новым знакомым свои прямые координаты.

Именная визитная карточка содержит только фамилию, имя, отчество, название компании на ней не указывается. Именная карточка может содержать сведения о звании или ученой степени, которые печатаются под именем: профессор, доктор, кандидат технических наук, генерал и т.п.

Такие визитки обычно имеют люди свободных профессий – адвокаты, журналисты, актеры. Но часто ее используют и те, кто занимается бизнесом, например предприниматели, которые ведут несколько различных направлений в бизнесе, имеют несколько компаний с разными сферами деятельности. Вся дополнительная информация записывается на оборотной стороне.

Семейная визитная карточка представляет собой разновидность именной карточки. Она используется при знакомствах, отправке поздравлений друзьям семьи, прилагается к подаркам. Необходимо помнить, что имя жены ставится перед именем мужа. Адрес на семейной визитке можно не указывать.

На именной визитке вашего зарубежного партнера вместо домашнего адреса может указываться адрес его клуба. Иногда в левом нижнем углу указывается клубный адрес, в правом нижнем углу – домашний.

Часто встречаются комбинированные визитные карточки – разновидность деловой и именной визитных карточек, где наряду со служебным адресом (в левом нижнем углу) указывается и домашний адрес (в правом нижнем углу). Такие визитные карточки подходят для сотрудников, которые много работают дома. Женщины, как правило, не указывают на таких карточках свой домашний адрес, ограничиваясь номером телефона.

Сейчас принято иметь визитки разных видов для использования в разных ситуациях. Например, одна карточка предназначена для бизнес-контактов, другая – для личных и т.д.

 

Размеры

Строгих правил, касающихся размеров визитных карточек, не существует. Стандартный размер – 90х50 мм. Визитные карточки женщин (в качестве супруги) чаще всего меньше по размерам – 80х40 мм (однако в Великобритании визитные карточки женщин, наоборот,  больше). Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше – как правило, это 70х35 мм. В последнее время визитки других размеров выходят из обращения в связи с тем, что появились специальные альбомы для хранения карточек. Указанные размеры карточек являются стандартными, общепризнанными, однако и здесь есть исключения. Например, менеджеры высшего звена могут иметь визитки размером 60х100 см.

 

Обязательные реквизиты и дизайн

Поговорим о размещении реквизитов на персональных (деловых) визитках. Итак, на карточке обязательно должны быть указаны название организации, Ф.И.О., занимаемая должность, адрес, контактные телефоны, сайт, адрес электронной почты.

Независимо от того, будете вы разрабатывать визитные карточки силами своей организации или закажете их у специалистов, первым вопросом, который вам придется решить, будет стиль. Визитная карточка специалистов отдельных сфер деятельности (дизайн, реклама, полиграфия, туризм и т.д.) может быть выполнена в необычном стиле (хай-тек, ретро, супрематический, минималистский и т.д.), реквизиты могут располагаться не традиционно горизонтально, а вертикально, по диагонали и т.д. Для остальных компаний предпочтителен классический, строгий дизайн, и визитки должны быть разработаны в соответствии с корпоративным дизайном организации.

Некоторые специалисты считают, что наиболее важная информация должна быть расположена в левой стороне карточки. При этом важно помнить, что левый нижний угол обязательно нужно оставлять свободным: он предназначен для записей, которые делаются карандашом на визитке, которая куда-нибудь отправляется. Кроме того, текст нужно располагать так, чтобы его можно было читать, держа визитку за уголок.

Кстати, существует правило, согласно которому название фирмы, Ф.И.О. и должность должны располагаться с выключкой по центру. Впрочем, это правило сегодня  редко соблюдается.

Чтобы выделить Ф.И.О., их зрительно отделяют от названия компании. Самый простой способ – больший или, наоборот, меньший размер шрифта (кегль) или жирное начертание. Например, название компании может быть набрано двенадцатым кеглем, адрес – девятым (десятым), а инициалы владельца – десятым (одиннадцатым).

Пласкеева О.А.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2004.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.