Электронная версия журнала

ГАЛЕРЕЯ В ВАШЕМ ОФИСЕ

«Секретарь-референт» №7 2005 / Офис

Несколько важных замечаний

Картина – самый древний способ украшения интерьера, не утративший своей актуальности и в настоящее время. Решив остановить свой выбор на картине, запомните несколько правил.

- Произведения живописи нужно подбирать в соответствии со стилем, помещения. Если обстановка решена в классических стилях (классицизм, Возрождение, барокко, рококо, ар деко, модерн), то и картина должна быть написана в стилистике старой школы живописи. И никаких репродукций знаменитых шедевров!

- Дорогая картина из антикварного салона с богатой рамой и классической школой живописи может висеть только в кабинете у начальника. Такая картина отнимает много психологического пространства и может существовать в условиях уединенности, а не в суете офисного помещения.

- Если вообще в офисе висят картины, то в кабинете у руководителя должна быть картина не просто любимая им, но и наиболее художественно значимая из всех, что украшают офис.

И еще: если вам поручили заняться оформлением офиса, а вы считаете, что недостаточно хорошо разбираетесь в этом вопросе, – походите по галереям, посоветуйтесь со специалистами.

Жанры

Какие жанры предпочтительнее в офисах? Конечно, первое место занимает пейзаж. Здесь вы не ошибетесь. Петр I любил в свое время украшать рабочий кабинет морскими пейзажами (маринами). Действительно, паруса, корабли, морские волны благотворно действуют на зрителя, внушая ему активность и прививая вкус к приключениям. Нетрудно догадаться, как эти пейзажи влияли на императора. Такая картина идеально подойдет кабинету, хозяином которого является мужчина. В кабинетах женщин-руководителей от марины лучше отказаться, для «женского» варианта можно выбрать пейзаж с мотивами родной природы: рощиц, соснового бора, лесного озера и т.д.

Совсем забыта жанровая (бытовая) живопись. «Малые голландцы», художники XVII столетия, были большими мастерами в этой области, в своих картинах они воспевали трудовые будни и повседневную жизнь. Простым обывателям произведения мастеров живописи так нравились, что они украшали ими свои жилища, мастерские и кабинеты. Если бы кто-нибудь взял на себя труд возродить эту традицию, результаты его непременно порадовали бы. Помещение обрело бы неповторимость, завершенность и более глубокий смысл. В целом классический живописный материал дает нам широкий простор для творчества и поисков нужного художественного акцента.

А что вы скажете о натюрмортах? Нельзя придумать ничего лучше для столовых и гостиных, но только не для офисов. Хотя и здесь есть исключения. Подойдет специально заказанный натюрморт с предметами, отражающими характер работы вашей компании.

Совершенно не прижились в рабочем интерьере живописные портреты. Между тем раньше парадный портрет хозяина или здравствующего императора присутствовали в итерьерах почти повсеместно.

Если интерьер рабочей комнаты выполнен в современном стиле (хай-тек, функционализм, конструктивизм, футуризм и т.д.), картину лучше подобрать в этом же духе, с дерзкими цветами, смелыми формами. Если в первом случае картина будет способствовать созданию атмосферы спокойствия, уверенности, может быть, даже чопорности в отношениях, то второй вариант – это откровенная провокация, неожиданность решений, воля к победе, эксперимент.

В классических интерьерах для декорирования стен могут использоваться старинные карты, гравюры, рисунки, акварели. Карты и гравюры – это очень эффектные вещи, говорящие о серьезности намерений, консерватизме, приверженности традициям. Рисунки и акварели необходимо красиво оформить, поместить под стекло или плексиглас, чтобы они не пылились и не тускнели, и, конечно же, беречь от прямых солнечных лучей. К слову сказать, произведения, выполненные в этой технике, стоят гораздо дешевле, чем в масляной, а эстетическое удовольствие вы получите такое же. Для оформления графических произведений выбирайте картон пастельных тонов: сероватых, белых, сливочных.

 

Формат, рама, размер

Выбирая картину, обращайте внимание на формат, раму и размер. От формата и размера картины зависит ее воздействие на присутствующих и роль в интерьере. Если произведение большое, то на его фоне руководитель может «потеряться», поэтому выбирать нужно нейтральный формат - чуть вытянутый прямоугольник. Квадрат и тондо слишком декоративны, сильно вытянутая по вертикали форма сообщит интерьеру не нужный в данной ситуации оттенок мистичности, вытянутая по горизонтали сделает картину неудобной для размещения. В любом случае по размерам картина должна быть соразмерна предметам, находящимся в комнате, и масштабу помещения.

Рама должна не только подбираться к самому произведению, но и хорошо вписываться в обстановку комнаты. Современные произведения иногда не требуют рамы. Без рамы картина выглядит демократичнее и прекрасно подойдет интерьерам, в которых работают молодые энергичные люди. Классические же вещи без багета выглядят незаконченными.

Вопросы размещения

Можно соблюсти все перечисленные правила и все-таки «загубить» картину, если вы ее неправильно повесите и не обеспечите необходимое освещение. Картину нужно вешать так, чтобы от пола и до середины картины было 152 см. Произведение «читается» тогда, когда оно находится примерно на уровне глаз. Если она висит высоко, и ее трудно достать взглядом, то можете считать, что ваши усилия пошли прахом.

Распределение произведений на стене – это тоже искусство, от которого зависит, в какой мере они смогут раскрыться. Если у вас одна картина, то ее можно повесить над диваном, столом, в нише, специально для этого устроенной, разместить на мольберте – в этом случае она сразу привлечет к себе внимание посетителей. А если у вас в арсенале не одна, а две или несколько картины? Основное правило - не распределяйте их по периметру комнаты, а сосредоточьте в одном месте. Можно повесить картины на разных уровнях, но никогда не расставляйте их в порядке уменьшения размеров. Картины любят, когда их развешивают на одном уровне, но если они разномасштабные, то ровнять их нужно по нижнему или верхнему краям картин.

Освещение для произведений искусства – это серьезная наука. Вы, вероятно, замечали, какая в музее подсветка: освещение достаточно яркое, но не дающее бликов, которые мешают рассматривать картины. В наших условиях важно не помещать произведение рядом с окном - с льющимся боковым светом: свет должен падать перпендикулярно плоскости картины. Хорошо бы установить над картиной специальные светильники с ненагревающейся лампой: в таком случае картина всегда будет в центре внимания.

Фотография в интерьере

Вы узнали, как при помощи произведений искусства создать неповторимый облик кабинета руководителя. А вот что нужно сделать в офисных многолюдных помещениях, чтобы они обрели индивидуальность? Этот вопрос сложнее, чем первый. Но и на него есть ответ. Фотография – блестящий выход из положения.

В позапрошлом веке спорили, заменит ли фотография живопись. Победителей в этом споре не оказалось. Фотография вошла в повседневную жизнь человека и одновременно стала развиваться как совершенно самостоятельная область искусства. Правда уроки живописи фотография все-таки усвоила. Чем фотография, на которой запечатлена сценка, подсмотренная на улице, не жанровая живопись? Сегодня фотография в качестве украшения помещений, будь то офис или жилые апартаменты, гораздо актуальнее, чем живопись. Реальность, которая окружает нас каждый день, может быть показана в разных ракурсах, под разными углами и разных точек зрения. Только не соглашайтесь на постеры! Они чем-то напоминают вырезки из журналов развешенные, которые развешивали над рабочими столами в советских учреждениях. Фотография не настолько дорога, чтобы отказаться от возможности приобретения ее в хорошей галерее.

Фотография запечатлевает жизненные реалии, и потому всегда современна. Она идет в ногу со времнем, а это очень востребованное в деловой обстановке качество. Фотография может дать заряд положительных эмоций, перенести в другое измерение, в другую страну или город, вернуть утраченное равновесие и вселить надежду. Фотография способна передать всю гамму чувств.

Кабинет руководителя украсит фотография с изображениями старинных автомобилей, которые будут напоминать о скорости и путешествиях. В офисе, где работают сотрудники, уместны будут фотографии на производственной тематику, например шахтерскую, а также на тему спорта или балета.

В комнате отдыха и переговоров можно повесить фотографии архитектурных объектов. Они будут напоминать о возможных перспективах или своей архитектоничностью будут выстраивать внутреннее состояние зрителей. Словом, фотография – это великолепная возможность задать необходимую тему рабочему помещению, создать определенное настроение, атмосферу, соответствующую тому или иному характеру работы или виду деятельности. Фотографии под старину вполне подойдут кабинетам высоких начальников, интерьеры которых, как правило, обставлены с историческим шиком. Но в основном фотография – демократичное искусство и требует современного стиля.

Фотографии тоже нужно помещать на стене так, чтобы взор мог свободно входить в ее пространство или изображение на фотографии входило в пространство интерьера – это позволит усилить ее воздействие.

С.И. Большова, искусствовед

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2005.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.