Отдаем журнал бесплатно!

Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в текстах документов о внесении изменений. Часть 3

Мы завершаем цикл статей, который появился благодаря вопросу, поступившему в редакцию: «Какие нормативные акты устанавливают правила оформления документов о внесении изменений? Какие устойчивые формулировки при этом применяются?».

Из третьей статьи цикла[1] вы узнаете, какие устойчивые языковые формулы (слова и словосочетания) надо использовать в текстах правовых актов о внесении изменений.

Внесение изменений в текст правового акта: четыре общих правила

1. Изменения вносят в основной правовой акт 

Изменения, как правило, вносятся только в основной правовой акт.

Обратите внимание, что вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт не допускается. Допускается внесение изменений в правовые акты о внесении изменений при необходимости изменения порядка вступления в силу правового акта о внесении изменений, изменения срока исполнения поручения либо устранения нарушений, касающихся юридико-технического оформления правового акта о внесении изменений.

Изменения вносят в основной правовой акт

2. Текст правого акта чаще всего начинается с преамбулы о внесении изменений 

Текстовая часть правового акта о внесении изменений может подразделяться:

 

  • на констатирующую часть – преамбулу и
  • постановляющую (распорядительную) часть.

Преамбула – вступительная часть правового акта о внесении изменений. Не является обязательным элементом его структуры, но часто бывает необходима. В преамбуле указываются основания, цели, причины внесения изменений, например: «В связи с кадровыми изменениями…», «В целях рационального расходования бюджетных средств…».

Если правовой акт издается на основании другого документа, то в преамбуле указывается наименование этого документа в соответствующем падеже, его дата, номер и заголовок, а также статья или пункт. В конце преамбулы ставится двоеточие, например: «В соответствии с пунктом 2.38 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, а также в целях актуализации порядка работы с документами в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации приказываю:…».

В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается.

Преамбула о внесении изменений в документ

Преамбула может начинаться с устойчивой формулировки. Употребление в преамбуле сокращений, формулировки «с действующим законодательством» не допускается.

Для преамбулы характерно использование таких устойчивых формулировок, как «в соответствии», «на основании», «в целях», «руководствуясь», «в связи», «во исполнение» (п. 2.1 Методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов[4]).

Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении, например:

Отсутствие преамбулы в распорядительной части

 

В постановляющей (распорядительной) части не допускается использование следующих формулировок[5]:

  • «слова… заменить на слова»;
  • «изложить в редакции:»;
  • «в пункте 1 дополнить слова»;
  • «дополнить через запятую словами»;
  • «приложение № 1 заменить»;
  • «признать (считать) утратившим силу пункт 1»;
  • «считать утратившим силу Указ (постановление)»;
  • «отменить Указ (постановление)».

[1] Начало см.: Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: обзор нормативно-правовой базы. Часть 1 // Секретарь-референт. 2023. № 2. С. 39–46; Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в заголовках документов о внесении изменений. Часть 2 // Секретарь-референт. 2023. № 3. С. 18–25.

[2] Утв. распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым от 12.04.2017 № 280-р (в ред. от 01.12.2022).

[3] Утв. приказом Минюста России от 23.04.2020 № 105.

[4] Подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018.

[5] Пункт 94 Правил подготовки проектов правовых актов (утв. Указом Губернатора Омской области от 08.05.2003 № 82; в ред. от 16.04.2021; далее – Правила подготовки проектов правовых актов Омской области).

О.А. Чуковенкова, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в текстах документов о внесении изменений. Часть 3

Мы завершаем цикл статей, который появился благодаря вопросу, поступившему в редакцию: «Какие нормативные акты устанавливают правила оформления документов о внесении изменений? Какие устойчивые формулировки при этом применяются?».

Из третьей статьи цикла[1] вы узнаете, какие устойчивые языковые формулы (слова и словосочетания) надо использовать в текстах правовых актов о внесении изменений.

Внесение изменений в текст правового акта: четыре общих правила

1. Изменения вносят в основной правовой акт 

Изменения, как правило, вносятся только в основной правовой акт.

Обратите внимание, что вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт не допускается. Допускается внесение изменений в правовые акты о внесении изменений при необходимости изменения порядка вступления в силу правового акта о внесении изменений, изменения срока исполнения поручения либо устранения нарушений, касающихся юридико-технического оформления правового акта о внесении изменений.

Изменения вносят в основной правовой акт

2. Текст правого акта чаще всего начинается с преамбулы о внесении изменений 

Текстовая часть правового акта о внесении изменений может подразделяться:

 

  • на констатирующую часть – преамбулу и
  • постановляющую (распорядительную) часть.

Преамбула – вступительная часть правового акта о внесении изменений. Не является обязательным элементом его структуры, но часто бывает необходима. В преамбуле указываются основания, цели, причины внесения изменений, например: «В связи с кадровыми изменениями…», «В целях рационального расходования бюджетных средств…».

Если правовой акт издается на основании другого документа, то в преамбуле указывается наименование этого документа в соответствующем падеже, его дата, номер и заголовок, а также статья или пункт. В конце преамбулы ставится двоеточие, например: «В соответствии с пунктом 2.38 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, а также в целях актуализации порядка работы с документами в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации приказываю:…».

В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается.

Преамбула о внесении изменений в документ

Преамбула может начинаться с устойчивой формулировки. Употребление в преамбуле сокращений, формулировки «с действующим законодательством» не допускается.

Для преамбулы характерно использование таких устойчивых формулировок, как «в соответствии», «на основании», «в целях», «руководствуясь», «в связи», «во исполнение» (п. 2.1 Методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов[4]).

Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении, например:

Отсутствие преамбулы в распорядительной части

 

В постановляющей (распорядительной) части не допускается использование следующих формулировок[5]:

  • «слова… заменить на слова»;
  • «изложить в редакции:»;
  • «в пункте 1 дополнить слова»;
  • «дополнить через запятую словами»;
  • «приложение № 1 заменить»;
  • «признать (считать) утратившим силу пункт 1»;
  • «считать утратившим силу Указ (постановление)»;
  • «отменить Указ (постановление)».

[1] Начало см.: Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: обзор нормативно-правовой базы. Часть 1 // Секретарь-референт. 2023. № 2. С. 39–46; Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в заголовках документов о внесении изменений. Часть 2 // Секретарь-референт. 2023. № 3. С. 18–25.

[2] Утв. распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым от 12.04.2017 № 280-р (в ред. от 01.12.2022).

[3] Утв. приказом Минюста России от 23.04.2020 № 105.

[4] Подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018.

[5] Пункт 94 Правил подготовки проектов правовых актов (утв. Указом Губернатора Омской области от 08.05.2003 № 82; в ред. от 16.04.2021; далее – Правила подготовки проектов правовых актов Омской области).

О.А. Чуковенкова, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам