Как оформить исполнение обязанностей работника в период его отпуска?

«Секретарь-референт» №4 2021 / Отдел кадров

При заключении трудового договора определяется круг обязанностей каждого работника. Если он не может их выполнять, нарушается нормальный ход работы организации. В статье расскажем, как грамотно оформить возложение обязанностей директора и секретаря на период их отпуска, какую роль играет приказ о передаче полномочий и доверенность.

СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ОТСУТСТВУЮЩЕГО РАБОТНИКА

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает четыре способа оформления замещения отсутствующего работника. Их различия мы упорядочили в Таблице 1.

 

obyazannosti_otpusk

Если в отпуск уходят директор или секретарь, чаще всего оформляют совмещение должностей. Этот вариант имеет неоспоримые преимущества:

• обязанности выполняет «свой» человек, знающий специфику работы;

• проще оформить документы;

• работа по замещаемой должности выполняется в привычное рабочее время;

• работник не освобождается от выполнения обязанностей по прежней должности, ход работы организации не останавливается.

 

КАК ВОЗЛОЖИТЬ ОБЯЗАННОСТИ СЕКРЕТАРЯ НА ДРУГОГО РАБОТНИКА?

Рассмотрим ситуацию, когда секретарь уходит в отпуск, а его обязанности поручают другому работнику в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ.
 
obyazannosti_otpusk
 

Для поручения дополнительной работы следует оформить:

 
• дополнительное соглашение к трудовому договору;
• приказ о совмещении должностей;
• доступ к персональным данным (конфиденциальной информации (при
необходимости)), если работник, который будет замещать секретаря, еще не
имеет права на доступ;
• доверенность на получение документов (например, писем на почте), которые раньше имел право получать только секретарь.
 

Как оформить дополнительное соглашение к трудовому договору?

 
ТК РФ не содержит прямого требования обязательно оформлять соглашение к трудовому договору при поручении работнику дополнительной работы. В статье 60.2 ТК РФ говорится только о письменном согласии работника.
 
obyazannosti_otpusk
 
Статья 151 ТК РФ, которая регулирует оплату за дополнительную работу, также не содержит требования оформлять соглашение именно в письменном виде.
 
obyazannosti_otpusk
 
Получается, что соглашение к трудовому договору о совмещении должностей может отсутствовать, ведь договориться о размере доплаты стороны могут устно, а свое согласие выполнять определенный объем работы работник может выразить на предложении дополнительной работы или путем оформления отдельного документа. То есть какой-то документ все же оформить надо. Однако на практике предпочтение отдают дополнительному соглашению к трудовому договору (Пример 1). Этот документ закрывает все вопросы и больше отвечает интересам работника, поскольку опыт работы по другой должности не отражается в его трудовой книжке (и соответственно, в сведениях о трудовой деятельности), а для человека важно показать свою компетентность и опыт работы в другой сфере.
 
obyazannosti_otpusk
Дополнительное соглашение к трудовому договору – это как раз тот документ, который остается у работника и подтверждает срок выполнения и объем работы по другой должности. В соглашении к трудовому договору надо указать:
• содержание дополнительной работы (перечислить конкретные обязанности, которые будет выполнять работник);
• срок, на который поручено выполнять дополнительную работу;
• размер доплаты за совмещение должностей.
 
Доплату можно установить разными способами (Таблица 2). Работодатель вправе выбрать любой вариант. Если кроме оклада заработная плата работника включает премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, в соглашении лучше указать, начисляются ли они на доплату за работу по совмещению должностей. А вот районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются обязательно[1].
 
obyazannosti_otpusk
 
Доплата должна соответствовать объему и содержанию дополнительной работы. В дополнительном соглашении к трудовому договору о совмещении должностей (Пример 1) работнику поручили примерно половину обязанностей, которые зафиксированы в должностной инструкции секретаря, поэтому и доплата составляет не полный оклад.
 
Законодательство не ограничивает размер доплаты. Если работник будет успевать выполнять обязанности по совмещаемой должности в полном объеме (что в реальности трудновыполнимо, поскольку надо еще делать и свою обычную работу), можно установить доплату даже в размере 100 %.
 
[1] См. Письмо Роструда от 19.02.2021 № ПГ/01549-6-1.

А.Н. Славинская,
специалист по кадрам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2021.