Электронная версия журнала

Данные по бухучету не совпадают с данными управленческого учета. Что делать с отклонениями?

«Справочник экономиста» №6 2021 / Себестоимость и ценообразование

Не совпадают данные учетов

 

Так как вопрос читателя получился «многослойным», я отвечу отдельно по каждому аспекту озвученной проблемы.

 

Аспект 1

В бухгалтерском учете при формировании документа на выпуск продукции расходы списываются на себестоимость единицы согласно заложенной в программе калькуляции. При этом нужно учитывать, что в калькуляции присутствуют только нормативные значения расходов, которые по факту отчетных месяцев, во-первых, никогда в точности не совпадают с нормативными, а во-вторых имеют неравномерный характер, то есть в одном месяце фактические расходы могут быть меньше, а в другом больше нормативных.

 

Соответственно при подведении итогов отчетного месяца постоянно присутствуют как положительные, так и отрицательные отклонения фактических затрат на выпуск продукции по сравнению с нормативными, которые отражаются в учетной бухгалтерской программе заключительными проводками месяца.

 

В течение месяца предприятие выпустило три вида продукции:

• Изделие А — 2500 шт. по плановой учетной цене 5000 руб./ед.;

• Изделие В — 2000 шт. по плановой учетной цене 2000 руб./ед.;

• Изделие С — 1000 шт. по плановой учетной цене 3000 руб./ед.

В бухгалтерской программе этот выпуск был отражен в течении отчетного месяца проводками:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство»

на следующие суммы:

• Изделие А: 2500 шт. × 5000 руб. = 12 500 000 руб.;

• Изделие В: 2000 шт. × 2000 руб. = 4 000 000 руб.;

• Изделие С: 1000 шт. × 3000 руб. = 3 000 000 руб.

В себестоимость реализации данная продукция в течении отчетного месяца также списывалась по плановый учетным ценам (5000, 2000 и 3000 руб.) и отражалась проводками:

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 43 «Готовая продукция».

По окончании отчетного месяца была рассчитана фактическая себестоимость выпуска каждого вида продукции:

• Изделие А — 4889 руб./ед.;

• Изделие В — 2222 руб./ед.;

• Изделие С — 3333 руб./ед.

Как видим, по всем трем видам продукции плановая себестоимость отличается от фактической:

• по Изделию А — на –111 руб./ед. (4889 руб. – 5000 руб.);

• по Изделию В — на 222 руб./ед. (2222 руб. – 2000 руб.);

• по Изделию С — на 333 руб./ед. (3333 руб. – 3000 руб.).

На сумму этих отклонений бухгалтерия делает проводки, которые приводят учет выпуска продукции к фактической себестоимости отчетного месяца:

• по Изделию А:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство» — = –227 500 руб. (2500 шт. × (–111 руб.));

• по Изделию В:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство» — 444 000 руб. (2000 шт. × 222 руб.);

• по Изделию С:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство» — 333 000 руб. (1000 шт. × 333 руб.).

Далее на эти же суммы корректируем проводки по себестоимости реализации видов продукции:

Дебет счета 90-2 «Себестоимость реализации» Кредит счета 43 «Готовая продукция».

 

Таким образом, независимо от того, какие плановые цены были заложены в калькуляции себестоимости видов продукции, в бухгалтерском учете на конец отчетного месяца они пересчитываются по фактическим расходам компании.

 

В управленческом учете также отражаются фактические расходы отчетного месяца, поэтому общие суммы в части себестоимости выпуска и реализации продукции должны быть в обоих видах учета полностью идентичны. А вот себестоимость единицы каждого вида продукции в управленческом учете вполне может отличаться от бухгалтерского.

 

Аспект 2

Себестоимость единицы выпускаемой продукции складывается из прямых расходов на ее производство и косвенных расходов, связанных с обеспечением выпуска продукции.

Прямые расходы непосредственно относятся на конкретные виды продукции и учитываются на счете 20 «Основное производство». Косвенные сначала собираются на счетах 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общецеховые расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а затем распределяются на счет 20 по видам продукции пропорционально утвержденным в компании драйверам распределения (это могут быть объем выпуска, сумма материальных затрат, ФОТ основного производства и т. д.).

 

 

А. А. Гребенников,
главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2021.