Способы пережить сезонность производства с наименьшими потерями

«Справочник экономиста» №5 2020 / Управление затратами

Методика определения наличия сезонности спроса на продукцию компании и величины потерь компании в периоды его спада.

Способы минимизировать потери, связанные с фактором сезонности производства

 

Реализация продукции большинства производственных компаний не отличается равномерностью, при этом на такую динамику оказывают влияние многие рыночные факторы. Конечно, руководство и менеджмент компании стараются минимизировать потери компании в периоды спада покупательского спроса, но для того чтобы эта работа принесла максимальный результат, необходимо сначала убедиться в том, что сезонность спроса — основной фактор падения объемов выручки, и только затем принимать управленческие решения по оптимизации процессов и затрат на периоды снижения покупательского спроса.

Если проанализировать успешную практику работы производственных компаний, то можно выделить несколько основных способов минимизации потерь на время сезонного снижения спроса. Рассмотрим их.

ОПРЕДЕЛЯЕМ НАЛИЧИе СЕЗОННОСТИ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ КОМПАНИИ И ВЕЛИЧИНУ ПОТЕРЬ В ПЕРИОДЫ ЕГО СПАДА

На деятельность компании может воздействовать столько различных внешних и внутренних факторов, что менеджерам бывает сложно разобраться, какие из них основные, а какие — сопутствующие. Но это необходимо делать, потому что разница между ними огромна.

 

Основные факторы требуют системного подхода для минимизации их негативного влияния на деятельность компании ввиду их постоянного наличия, а сопутствующие можно нивелировать в текущем режиме, так как они носят кратковременный характер.

Фактор сезонности покупательского спроса относится к первой группе, так как он связан с потребительскими свойствами продукции и его влияние не может быть минимизировано в краткосрочной перспективе.

В то же время на неравномерность динамики продаж воздействуют и такие факторы, как сбытовая и маркетинговая политика компании, эластичность спроса (т. е. изменение отпускных цен на продукцию компании), динамика покупательной способности населения, насыщенность рынка и изменения покупательских предпочтений, действия конкурентов и т. д. Поэтому прежде чем начинать разрабатывать мероприятия по минимизации потерь от снижения выручки, следует убедиться в том, что фактор сезонности спроса для компании является достаточно существенным.

Выявить фактор сезонности достаточно просто. Для этого необходимо проанализировать структуру реализации продукции за достаточно длительный период (как минимум три года) и определить удельный вес каждого из месяцев в общей структуре продаж. Если динамика реализации продукции в любом из анализируемых годов периода будет совпадать не менее чем на 85 %, можно с уверенностью делать вывод о выраженной сезонности спроса на продукцию компании.

 

Обратите внимание!

Чтобы нивелировать влияние ценовых факторов, продажи следует анализировать не в суммовом, а в натуральном выражении.

 

Для наглядности возьмем данные о продажах в натуральном выражении (декалитрах) компании «Альфа», специализирующейся на производстве безалкогольных напитков (табл. 1.1).

Шаг 1. Рассчитаем для каждого года анализируемого периода удельный процентный вес месяцев в годовом объеме

Чтобы выяснить, есть ли фактор сезонности спроса, рассчитаем для каждого года анализируемого периода удельный процентный вес месяцев в годовом объеме по формуле:

 

Доля продаж месяца = Объем продаж в месяц / Объем продаж в год × 100 %.

 

Результаты расчетов показаны в табл. 1.2.

Как видим, динамика продаж в каждом из трех анализируемых отчетных лет помесячно практически совпадает и не выходит значительно за рамки среднего за период удельного веса в структуре реализации продукции, что свидетельствует о ярко выраженном сезонном спросе. Данный вывод подтверждается и графическим отображением структуры продаж (см. диаграмму).

Помесячные доли реализации всех трех лет на графиках сопоставимы, поэтому необходимо разработать мероприятия по минимизации потерь на время сезонного спада потребительского спроса (с ноября по апрель).

Шаг 2. Рассчитаем величину потерь компании «Альфа» в указанный период

Основные потери в период сезонного падения спроса на продукцию компании:

  • излишние запасы сырья и материалов требуют затрат на хранение;
  • естественная убыль излишних запасов сырья и материалов при их хранении;
  • арендная плата за неиспользуемые складские помещения, которая уплачивается в соответствии договорами аренды;
  • расходы на обслуживание автотранспортных средств, которые не могут быть в полной мере задействованы в периоды сезонного спада покупательского спроса;
  • расходы на заработную плату производственных рабочих в невыработанной части фонда рабочего времени во время сезонного спада покупательского спроса;
  • расходы на переменную часть оплаты труда технического и административного персонала, которые не зависят от динамики объемов выпуска продукции;
  • маркетинговые и рекламные расходы компании в периоды сезонного падения спроса на продукцию.

Чтобы оценить общую величину потерь, рассмотрим показатели работы компании «Альфа» за последний прошедший год (табл. 2).

Из данных табл. 2 хорошо видно, что прибыль и рентабельность деятельности компании значительно зависят от фактора сезонности спроса. В периоды роста покупательского спроса (с мая по октябрь) эти показатели находятся в наивысшем значении, а в периоды сезонного спада (с ноября по апрель) достигают наименьших значений.

Конечно, потери у компании могут возникать по разным причинам, но в данном случае фактор сезонности является доминирующим, поэтому рассчитаем величину потерь исходя из этого вывода.

А. А. Гребенников,
главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2020.

Получить статью целиком бесплатно

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.