Коммерческие расходы — неотъемлемая часть деятельности любой компании. Детализация расходов на категории при составлении Бюджета коммерческих расходов позволяет отследить целевое использование выделенных средств.
Рассмотрим пример составления бюджета коммерческих расходов в Еxсel-модели и последовательность анализа эффективности коммерческих расходов.
Какие расходы относятся к коммерческим
Коммерческие расходы — это расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от специфики деятельности компании.
Если компания производит продукцию, то к коммерческим расходам относят расходы, связанные со сбытом продукции:
• расходы на хранение продукции: арендная плата и амортизационные отчисления за складские помещения, зарплату кладовщиков и грузчиков;
• расходы на «продвижение» продукции: маркетинговые и рекламные услуги;
• расходы на упаковку, отгрузку, доставку, страховку товаров.
Если компания выполняет работы или оказывает услуги, то коммерческими будут считаться в основном расходы, связанные с их продвижением. Хранить и отгружать, собственно, нечего.
Если компания работает в сфере торговли, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров. В этом случае к коммерческим будут относиться затраты:
• на закупку: вознаграждения посредникам-снабженцам, расходы на таможенное оформление импорта, страховка;
• на доставку купленных товаров до своего склада/магазина и проданных товаров до покупателя;
• на зарплату сотрудникам — от директора до продавца — все занимаются продажей;
• на амортизацию или аренду зданий, оборудования и транспорта;
• на маркетинг и рекламу;
• на представительские расходы;
• на гарантийный ремонт;
• на хранение и отгрузку товаров.
Перечень коммерческих расходов у торговых компаний шире, чем у производственных.
Для чего нужен Бюджет коммерческих расходов
Грамотно составленный Бюджет коммерческих расходов — это эффективный инструмент планирования соответствующих затрат и контроля за расходованием средств компании.
Для чего нужен Бюджет коммерческих расходов в компании:
• видеть прогнозные суммы доходов и расходов;
• прогнозировать развитие компании;
• осуществлять стратегическое планирование.
За формирование и исполнение Бюджета коммерческих расходов или отдельных его позиций должны отвечать ответственные работники. Как правило, это коммерческий директор, начальники отделов продаж и маркетинга.
В каждом отдельном случае перечень показателей, статей расходов бюджета коммерческих расходов будет зависеть от потребностей конкретной компании.
Бюджет коммерческих расходов должен обеспечить выполнение бюджета (объема) продаж и формируется исходя из плана продаж (объемов продаж). Эти два бюджета тесно друг с другом связаны, потому как значительная часть коммерческих расходов относится к переменным затратам. А они, в свою очередь, корректируются в зависимости от бюджета продаж.
Как работать с Exсel-моделью бюджета коммерческих расходов
Проанализируем бюджет коммерческих расходов (см. табл.).
В первой строке бюджета коммерческих расходов отображается информация о плановых объемах продажах в денежном выражении (руб.).
Все коммерческие издержки для удобства бюджетирования можно условно разделить на две группы: постоянные и переменные. К постоянным относят те издержки, которые в обычных условиях не зависят от объемов продаж, к переменным — те, которые будут изменяться при изменении объемов продаж:
Рассмотрим формирование каждой статьи в нашей Еxсel-модели более подробно.
Переменные коммерческие расходы
К переменным коммерческим расходам относятся:
• зарплата менеджеров по продажам;
• страховые взносы по оплате труда менеджеров по продажам;
• транспортные расходы;
• прочие переменные расходы.
Зарплата менеджеров по продажам
К категории затрат «Зарплата менеджеров по продажам» относят зарплату персонала по сбыту продукции, в нашем случае это менеджеры по продажам.
Традиционно зарплата этой категории работников зависит от объемов продаж. Главное правило при планировании этой статьи — размер фонда заработной платы должен находиться в пределах рентабельности. Тут все зависит от множества факторов: маржинальность продукта, величина издержек и накладных расходов.