Отдаем журнал бесплатно!

Разработка экспериментальной продукции: учет и отчетность

Как организовать учет экспериментов и связанных с ними затрат?

Как оперативно отчитаться руководству?

Как вести учет опытных образцов?

 

Учитывая запросы клиентов и требования рынка, предприятия активно расширяют ассортимент выпускаемой продукции. Основа конкурентоспособных новинок — достоверная экспериментальная база. Поговорим о том, как организовать учет экспериментов и затрат, связанных с ними, как обеспечить условия для фиксации хода эксперимента, проконтролировать незавершенные эксперименты и сформировать отчетность.

Учет затрат на эксперименты

Затраты на экспериментальные работы, изготовление опытных образцов и пробных партий продукции учитывают с помощью карт эксперимента.

К оформлению карт привлекают рабочую группу. Как правило, в ее состав входит экономист, технолог, руководитель отдела контроля качества, начальник основного производства. Состав группы может меняться в зависимости от направления экспериментальных работ.

Надлежаще оформленная карта эксперимента позволяет оценить целесообразность эксперимента, наличие необходимых ресурсов, соразмерность затрат с результатом.

В карте эксперимента указывают:

 

  • номер эксперимента. Он должен быть уникальным, при двух экспериментах с одним номером возможны ошибки в отнесении затрат;
  • направление экспериментальных работ, тему;
  • заказчика и исполнителя эксперимента;
  • тип эксперимента или иной классификатор;
  • техническую и проектную документацию, программу экспериментальных работ (если она есть);
  • обоснование целесообразности проведения эксперимента и его задачи;
  • сроки выполнения экспериментальных работ;
  • плановые затраты;
  • фактические результаты эксперимента;
  • иную важную с точки зрения учетных и технических специалистов, руководства компании информацию.

Карту подписывают должностные лица, которые санкционируют расходы на эксперимент, несут ответственность за объем работ и результат.

Важно обязать производственный персонал оформлять карты на каждый эксперимент.

Отметим, что даже положительный результат эксперимента не говорит о том, что он применим в серийном или массовом производстве на предприятии (например, как в случае с экспериментом № 19). Причин несколько:

  • из нескольких экспериментальных технологий в итоге выбирают одну, наиболее экономичную;
  • из всего разнообразия полученных цветов или фактур выбирают только конкурентоспособные, уникальные или более дешевые;
  • для производства крупных партий по разработанной технологии не хватает производственных мощностей, невозможно обеспечить нужную ритмичность производства или выдержать все технологические параметры;
  • слишком высокая стоимость вспомогательных процессов.

Сведения из карт систематизируют в журнале экспериментальных работ (табл. 1). Графы журнала заполняют строго в соответствии с картами эксперимента и предварительно проработанными классификаторами (табл. 2).

 

Оксана Полякова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Разработка экспериментальной продукции: учет и отчетность

Как организовать учет экспериментов и связанных с ними затрат?

Как оперативно отчитаться руководству?

Как вести учет опытных образцов?

 

Учитывая запросы клиентов и требования рынка, предприятия активно расширяют ассортимент выпускаемой продукции. Основа конкурентоспособных новинок — достоверная экспериментальная база. Поговорим о том, как организовать учет экспериментов и затрат, связанных с ними, как обеспечить условия для фиксации хода эксперимента, проконтролировать незавершенные эксперименты и сформировать отчетность.

Учет затрат на эксперименты

Затраты на экспериментальные работы, изготовление опытных образцов и пробных партий продукции учитывают с помощью карт эксперимента.

К оформлению карт привлекают рабочую группу. Как правило, в ее состав входит экономист, технолог, руководитель отдела контроля качества, начальник основного производства. Состав группы может меняться в зависимости от направления экспериментальных работ.

Надлежаще оформленная карта эксперимента позволяет оценить целесообразность эксперимента, наличие необходимых ресурсов, соразмерность затрат с результатом.

В карте эксперимента указывают:

 

  • номер эксперимента. Он должен быть уникальным, при двух экспериментах с одним номером возможны ошибки в отнесении затрат;
  • направление экспериментальных работ, тему;
  • заказчика и исполнителя эксперимента;
  • тип эксперимента или иной классификатор;
  • техническую и проектную документацию, программу экспериментальных работ (если она есть);
  • обоснование целесообразности проведения эксперимента и его задачи;
  • сроки выполнения экспериментальных работ;
  • плановые затраты;
  • фактические результаты эксперимента;
  • иную важную с точки зрения учетных и технических специалистов, руководства компании информацию.

Карту подписывают должностные лица, которые санкционируют расходы на эксперимент, несут ответственность за объем работ и результат.

Важно обязать производственный персонал оформлять карты на каждый эксперимент.

Отметим, что даже положительный результат эксперимента не говорит о том, что он применим в серийном или массовом производстве на предприятии (например, как в случае с экспериментом № 19). Причин несколько:

  • из нескольких экспериментальных технологий в итоге выбирают одну, наиболее экономичную;
  • из всего разнообразия полученных цветов или фактур выбирают только конкурентоспособные, уникальные или более дешевые;
  • для производства крупных партий по разработанной технологии не хватает производственных мощностей, невозможно обеспечить нужную ритмичность производства или выдержать все технологические параметры;
  • слишком высокая стоимость вспомогательных процессов.

Сведения из карт систематизируют в журнале экспериментальных работ (табл. 1). Графы журнала заполняют строго в соответствии с картами эксперимента и предварительно проработанными классификаторами (табл. 2).

 

Оксана Полякова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам