Электронная версия журнала

Система оперативного планирования основного производства

«Справочник экономиста» №10 2021 / Организация и планирование производства

Цели и задачи оперативного производственного планирования

Организация оперативного производственного планирования в компании

Формирование производственной программы

Формирование технологического графика производства и ежемесячного производственного план-графика

Формирование производственного плана-отчета

Цели и задачи оперативного производственного планирования

Планирование на предприятиях осуществляется изначально на календарный год, а только потом формируются более детализированные планы: сначала по кварталам, потом по месяцам и т. д. При этом обычно сначала формируют планы в целом по предприятию, а затем детализируют их по цехам (а если есть необходимость, то и по бригадам или производственным участкам).

 

Оперативное планирование основного производства — основной фактор, обеспечивающий ритмичность работы предприятия и выполнения заказов в срок. Это комплекс мероприятий, направленных на создание производственных планов (заданий) с четко установленным сроком (как правило, месяц, неделя, рабочий день, смена), прогноз производственной деятельности с технической и экономической точки зрения, а также учет показателей и контроль за исполнением намеченных планов.

Цель оперативного планирования — создать такие условия на производстве, при которых трудовые ресурсы, площади и оборудование будут задействованы в производственном процессе, т. е. обеспечить ритмичную и бесперебойную работу предприятия, результат которой — выпуск продукции в запланированном объеме в назначенный срок и надлежащего качества.

При эффективном оперативном планировании основного производства компания сможет:

• выполнить плановые сроки поставок;

• обеспечить ритмичность производства;

• оптимизировать запасы сырья и материалов;

• уменьшить длительность производственного цикла и т. д.

Система оперативного планирования должна быть «настроена» на разных уровнях управления компанией:

• на уровне производства в целом этим занимаются планово-экономический отдел (ПЭО), производственно-диспетчерский отдел (ПДО) и др.;

• на уровне структурных подразделений (цехов) ответственность за оперативное планирование несут производственно-диспетчерское бюро (ПДБ), планово-распределительное бюро (ПРБ) и др.;

• на уровне производственных участков — инженерный состав (мастера, начальники участков и др.).

Оперативное планирование должно учитывать:

• специфику отрасли компании;

• тип производства (мелкосерийное, массовое, единичное и т. д.);

• конструктивные и технологические особенности выпускаемой продукции;

• характер используемых технологий (например, использование групповых технологий обработки);

• уровень внешней кооперации (аутсорсинга) основного производства и т. д.

Оперативное производственное планирование на предприятии помогает решить следующие задачи:

• разработать планы работы предприятия, цехов и/или производственных участков на определенный период времени (как правило, месяц);

• довести планы до непосредственных исполнителей;

• организовать равномерный и ритмичный выпуск продукции;

• согласовать и увязать работы между цехами, производственными участками и иными производственными звеньями;

• обеспечить прием и оформление заказов (наряд-заказов) и установить последовательность и сроки их выполнения;

• обеспечить рабочие места материалами, запасными частями, инструментом, оснасткой и всеми видами энергии;

• организовать оперативный учет и контроль за выполнением установленных заданий;

• анализировать результаты производственной деятельности цехов и производственных участков.

Как наладить оперативное производственное планирование на предприятии

С чего все начинается? Как правило, производственное планирование в любом случае начинается с формирования годового плана в целом по предприятию. В дальнейшем годовой план детализируется по цехам и по иным отчетным периодам (например, по месяцам).

Чтобы наладить производственное планирование, воспользуйтесь алгоритмом:

 

Алгоритм производственного планирования

 

Под оперативно-производственным планированием в данном случае мы имеем в виду месячные, декадные, еженедельные, суточные/сменные планы и т. д.

Месячный производственный план по каждому цеху в отдельности включает в себя:

• производственную программу;

• показатели по труду и заработной плате;

• показатели себестоимости.

Дополнительно в производственные планы включите информацию об ожидаемом объеме незавершенного производства (НЗП).

Рассчитанный норматив НЗП нужно увеличить на величину страхового задела (определяется опытным путем).

В производственные планы включите и информацию об объемах товарной и валовой продукции.

Валовая продукция — это общий объем произведенной предприятием продукции за анализируемый период; товарная продукция — это часть валовой продукции, которая и готова для реализации.

Как сформировать производственную программу

В основе планирования деятельности предприятия лежат два основных (годовых) плана:

• план продаж;

• производственная программа.

Бюджет продаж дает пользователю информацию о планируемых объемах реализации продукции в разрезе каждого месяца (или квартала) по всем видам продукции на протяжении отчетного периода (как правило, это календарный год). Прогнозируются объемы реализации с учетом результатов анализа:

• рынка, его конъюнктуры, конкурентов и их ценовой политики, включая потенциальных;

• собственной конкурентоспособности, реально оценивая свои сильные и слабые стороны;

• потенциальных покупателей и их возможностей приобрести конкретный товар.

Производственная программа представляет собой плановое задание по выпуску продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении, составляется на определенный отчетный период (например, календарный год).

Составляется производственная программа изначально по всему предприятию в целом, а в дальнейшем уже детализируется на иные (более короткие) периоды. Также может детализироваться по исполнителю, т. е. по каждому производственному цеху, если их несколько, каждому производственному участку, каждой бригаде, группе и т. д.

Производственная программа (или план производства) и план продаж в количественном выражении никогда не будут идентичны — они отличаются на количество запасов готовой продукции (и/или НЗП), которое необходимо, чтобы обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Таким образом, производственная программа должна учитывать запасы готовой продукции на планируемый период:

• фактические остатки готовой продукции на складе на конец предшествующего отчетного периода, что будет являться стартом отсчета для нового отчетного периода;

• прогнозируемые остатки готовой продукции на складе из месяца в месяц в течение отчетного периода.

Данные по запасам готовой продукции рассчитываются на начало и конец каждого месяца в течение отчетного периода (года).

Чтобы спрогнозировать объем готовой продукции, заложите страховой запас, который предназначен для обеспечения бесперебойности производственного процесса (как правило, не более 15 %).

Для более детального планирования оцените производственную мощность предприятия: расчетным путем установите, какое количество продукции в каждый месяц предприятие может выпустить при имеющейся численности работников и производственных возможностях всего предприятия.

План производства может представлять собой развернутый график с разбивкой по месяцам, отражать планируемый фонд оплаты труда основных производственных работников, затраты на материалы, прогнозируемый объем продаж и производства, прогноз НЗП, прогноз запасов готовой продукции и т. д.

Чтобы не перегружать отчет всей необходимой информацией, разработайте систему планов, отдельно для каждой из сфер деятельности предприятия.

В упрощенном виде план производства на календарный год (табл. 1) будет включать в себя информацию исключительно о планируемом объеме производства и запасах готовой продукции на начало и конец отчетного периода. Дополнительно для сравнения можно включить сведения о прогнозируемом объеме реализации.

 

№ п/п

Наименование

Месяц

Итого год

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

Прогноз продаж, шт. (ед.)

80

80

120

120

120

120

120

120

80

80

80

80

1200,00

2

Запас готовой продукции на начало периода, шт.

10

12

18

18

18

18

18

18

12

12

12

12

×

3

Запас готовой продукции на конец периода, шт.

12

18

18

18

18

18

18

12

12

12

12

18

×

4

Объем производства, шт. (ед.)

82

86

120

120

120

120

120

114

80

80

80

86

1208

 

А. Н. Дубоносова,
заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 10, 2021.