Отдаем журнал бесплатно!

Формируем отчеты в Excel для руководства

 

Как разработать формы отчетности для руководства в Excel?

Какие расчетные формулы в них следует прописать?

Как заполнить управленческие отчеты в Excel данными о работе компании?

Как визуализировать данные управленческих отчетов с помощью Excel?

 

Разработчики программных продуктов для учета хозяйственной деятельности предприятия значительно продвинулись в функционале управленческих отчетов для руководства. Однако по-прежнему есть три основные проблемы:

  • во-первых, перечень таких отчетов ограничен типовым функционалом программы, набор показателей в них зафиксирован возможностями аналитики данных в этой программе. Соответственно, чтобы расширить перечень отчетов или их показателей, необходимо привлекать к доработке программистов и нести дополнительные расходы;
  • во-вторых, большинство отчетов представлены в виде табличных форм. В них есть колонки «План», «Факт» и «Отклонения», но этого недостаточно, чтобы информативно и наглядно продемонстрировать руководству результаты деятельности компании;
  • в-третьих, когда речь заходит о формировании комплексной отчетности, то неизбежно сталкиваемся с тем, что в программе легко можно сформировать несколько отчетов с разноплановыми показателями, но сделать один отчет с общими данными нескольких отчетов пользователю программы просто невозможно — для этого нужно создавать как минимум дополнительные обработки, которые опять же ограничены техническими возможностями используемой программы.

В данной ситуации руководителю финансово-экономической службы гораздо проще использовать известный всем функционал табличного редактора Excel, тем более что все современные учетные программы позволяют сохранять сформированные в них отчеты также в виде файла Excel. А это открывает почти неограниченные возможности для консолидации данных разных отчетов, быстрого создания и перенастройки отчетных форм и их показателей, а также визуализации цифровых данных управленческих отчетов.

Разработка форм отчетности для руководства в Excel с расчетными формулами

На первом этапе подготовки управленческой отчетности руководству компании нужно создать собственно сами отчетные формы в файле Excel и прописать в них формулы для консолидации данных отчетного периода.

Для того чтобы отчетность для руководства получилась информативной и наглядной, достаточно сначала сформировать типовые отчеты в программе и сохранить их как файлы формата Excel. Затем данные этих файлов копируем как отдельные листы в новой книге и далее формируем в ней листы с формами управленческой отчетности.

Например, руководителю финансово-экономической службы компании «Альфа» нужно предоставить руководителю и собственнику компании отчеты о результатах работы компании за I полугодие 2019 г. исходя из типовых форм регламентированной отчетности — баланса и формы 2 к нему.

Прямо скажем: те данные, которые содержатся в указанных формах, руководству компании мало что скажут без дополнительной обработки, потому что они предназначены в основном для узкопрофильных специалистов и контролирующих органов.

Чтобы преобразовать это огромное количество цифр в нужный нам формат, создадим дополнительно в книге Excel несколько листов:

  • «Структура баланса» — для расчета динамики структуры агрегированных показателей имущества компании и источников его финансирования;
  • «Оборотный капитал» — для определения размера чистого оборотного капитала компании;
  • «Безубыточность» — для расчета точки безубыточности и запаса финансовой прочности на начало и конец отчетного периода;
  • «ФинПоказатели» — для расчета комплекса финансовых показателей и коэффициентов, характеризующих состояние компании;
  • «Сводные показатели» — для визуализации обобщенной динамики финансового положения компании по итогам рассматриваемого периода.

Следующий этап построения управленческой отчетности — заполнение созданных на этих листах отчетных форм данными из представленных выше финансовых отчетов — баланса и формы 2 к нему.

Заполнение управленческих отчетов в Excel данными о работе компании

Заполнение шаблонов управленческой отчетности для руководства компании, заключается в наполнении формы данными управленческого учета и проверке корректности полученных в отчетности результатов.

Начнем с первого из отчетов — «Структура баланса»:

  • в колонках отчета «01.01.2019» и «01.07.2019» по сумме пропишем ссылки на ячейки с показателями листа «Баланс»;
  • в колонках отчета «01.01.2019» и «01.07.2019» по процентам пропишем расчет доли значения каждой из строки актива или пассива в общей их сумме;
  • в колонке «Динамика» пропишем разность между значениями колонок «01.07.2019» и «01.01.2019».

Полученный отчет представлен в табл. 3.

На основе данных этого отчета уже можно легко увидеть, что за I полугодие 2019 г. у компании «Альфа» в структуре активов увеличилась доля дебиторской задолженности и уменьшилась доля внеоборотных активов и запасов ТМЦ.

Такую динамику активов можно признать положительной, поскольку в целом доля оборотных активов увеличилась, что положительно сказывается на платежеспособности компании.

А вот анализ структуры пассивов компании показывает, что оборотные активы увеличились за счет роста кредитов и займов, что создает риски снижения финансовой устойчивости.

Далее переходим к отчету «Оборотный капитал»: заполним ячейки по строкам «Внеоборотные активы», «Инвестированный капитал»» «Оборотные активы» и «Краткосрочные пассивы» ссылками на соответствующие разделы листа «Баланс» и пропишем по строке «Чистый оборотный капитал» расчетную формулу «Оборотные активы-Краткосрочные пассивы».

А. А. Гребенников
финансовый директор ООО «Ипатовский пивзавод»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Формируем отчеты в Excel для руководства

 

Как разработать формы отчетности для руководства в Excel?

Какие расчетные формулы в них следует прописать?

Как заполнить управленческие отчеты в Excel данными о работе компании?

Как визуализировать данные управленческих отчетов с помощью Excel?

 

Разработчики программных продуктов для учета хозяйственной деятельности предприятия значительно продвинулись в функционале управленческих отчетов для руководства. Однако по-прежнему есть три основные проблемы:

  • во-первых, перечень таких отчетов ограничен типовым функционалом программы, набор показателей в них зафиксирован возможностями аналитики данных в этой программе. Соответственно, чтобы расширить перечень отчетов или их показателей, необходимо привлекать к доработке программистов и нести дополнительные расходы;
  • во-вторых, большинство отчетов представлены в виде табличных форм. В них есть колонки «План», «Факт» и «Отклонения», но этого недостаточно, чтобы информативно и наглядно продемонстрировать руководству результаты деятельности компании;
  • в-третьих, когда речь заходит о формировании комплексной отчетности, то неизбежно сталкиваемся с тем, что в программе легко можно сформировать несколько отчетов с разноплановыми показателями, но сделать один отчет с общими данными нескольких отчетов пользователю программы просто невозможно — для этого нужно создавать как минимум дополнительные обработки, которые опять же ограничены техническими возможностями используемой программы.

В данной ситуации руководителю финансово-экономической службы гораздо проще использовать известный всем функционал табличного редактора Excel, тем более что все современные учетные программы позволяют сохранять сформированные в них отчеты также в виде файла Excel. А это открывает почти неограниченные возможности для консолидации данных разных отчетов, быстрого создания и перенастройки отчетных форм и их показателей, а также визуализации цифровых данных управленческих отчетов.

Разработка форм отчетности для руководства в Excel с расчетными формулами

На первом этапе подготовки управленческой отчетности руководству компании нужно создать собственно сами отчетные формы в файле Excel и прописать в них формулы для консолидации данных отчетного периода.

Для того чтобы отчетность для руководства получилась информативной и наглядной, достаточно сначала сформировать типовые отчеты в программе и сохранить их как файлы формата Excel. Затем данные этих файлов копируем как отдельные листы в новой книге и далее формируем в ней листы с формами управленческой отчетности.

Например, руководителю финансово-экономической службы компании «Альфа» нужно предоставить руководителю и собственнику компании отчеты о результатах работы компании за I полугодие 2019 г. исходя из типовых форм регламентированной отчетности — баланса и формы 2 к нему.

Прямо скажем: те данные, которые содержатся в указанных формах, руководству компании мало что скажут без дополнительной обработки, потому что они предназначены в основном для узкопрофильных специалистов и контролирующих органов.

Чтобы преобразовать это огромное количество цифр в нужный нам формат, создадим дополнительно в книге Excel несколько листов:

  • «Структура баланса» — для расчета динамики структуры агрегированных показателей имущества компании и источников его финансирования;
  • «Оборотный капитал» — для определения размера чистого оборотного капитала компании;
  • «Безубыточность» — для расчета точки безубыточности и запаса финансовой прочности на начало и конец отчетного периода;
  • «ФинПоказатели» — для расчета комплекса финансовых показателей и коэффициентов, характеризующих состояние компании;
  • «Сводные показатели» — для визуализации обобщенной динамики финансового положения компании по итогам рассматриваемого периода.

Следующий этап построения управленческой отчетности — заполнение созданных на этих листах отчетных форм данными из представленных выше финансовых отчетов — баланса и формы 2 к нему.

Заполнение управленческих отчетов в Excel данными о работе компании

Заполнение шаблонов управленческой отчетности для руководства компании, заключается в наполнении формы данными управленческого учета и проверке корректности полученных в отчетности результатов.

Начнем с первого из отчетов — «Структура баланса»:

  • в колонках отчета «01.01.2019» и «01.07.2019» по сумме пропишем ссылки на ячейки с показателями листа «Баланс»;
  • в колонках отчета «01.01.2019» и «01.07.2019» по процентам пропишем расчет доли значения каждой из строки актива или пассива в общей их сумме;
  • в колонке «Динамика» пропишем разность между значениями колонок «01.07.2019» и «01.01.2019».

Полученный отчет представлен в табл. 3.

На основе данных этого отчета уже можно легко увидеть, что за I полугодие 2019 г. у компании «Альфа» в структуре активов увеличилась доля дебиторской задолженности и уменьшилась доля внеоборотных активов и запасов ТМЦ.

Такую динамику активов можно признать положительной, поскольку в целом доля оборотных активов увеличилась, что положительно сказывается на платежеспособности компании.

А вот анализ структуры пассивов компании показывает, что оборотные активы увеличились за счет роста кредитов и займов, что создает риски снижения финансовой устойчивости.

Далее переходим к отчету «Оборотный капитал»: заполним ячейки по строкам «Внеоборотные активы», «Инвестированный капитал»» «Оборотные активы» и «Краткосрочные пассивы» ссылками на соответствующие разделы листа «Баланс» и пропишем по строке «Чистый оборотный капитал» расчетную формулу «Оборотные активы-Краткосрочные пассивы».

А. А. Гребенников
финансовый директор ООО «Ипатовский пивзавод»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам