Электронная версия журнала

Экономические потери организации: причины и способы устранить риски

«Справочник экономиста» №8 2020 / Риски

 

С какими мошенническими действиями сотрудников может столкнуться раблотодатель?

Как эти действия могут повлиять на экономические показатели предприятия?

Как минимизировать риски, связанные с мошенничеством?

 

Мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием[1].

В данной статье мошенничеством мы будем называть любой обман работодателя, который так или иначе ухудшает экономическое состояние организации. Мы сделали это уточнение потому, что в некоторых ситуациях, которые будут описаны в статье, привлечь работника к уголовно-правовой ответственности не удастся из-за того, что они не будут полностью соответствовать критериям мошенничества, данным в Уголовном кодексе РФ.

МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ЗАКУПКАХ ПРОДУКЦИИ

Пример 1

Закупка некачественного основного средства, товара, работы услуги

Знакомый главбух жалуется на то, что их компания так оптимизировала расходы, что экономическое состояние предприятия стало хуже, чем было. Закупаются самые дешевые оборудование и оргтехника. Они очень плохого качества (быстро ломаются). Приходится часто покупать новые либо тратить значительные средства на ремонт. В общем, вместо экономии — лишние траты.

«Вообще-то оптимизация затрат заключается в том, чтобы найти лучшее предложение на рынке по соотношению «цена-качество», а не в том, чтобы найти самое дешевое», — говорю я.

 

На самом деле часто менеджеры по закупкам получают «откаты» от продавцов за то, что приобретают у них для организации ту или иную продукцию. Это могут быть не только средства производства, но и некачественные товары, которые потом организация не сможет реализовать конечным покупателям, спецодежда, строительные материалы и т. д.

Негативные экономические последствия такого мошенничества зависят от того, что именно было приобретено.

Так, если это некачественные средства производства, то, как это стало понятно из примера выше, для организации это выльется в лишние незапланированные траты на ремонт или покупку оборудования, т. е. у организации увеличатся расходы.

Проиллюстрируем сказанное на цифрах. Допустим, у организации две альтернативы:

• первая: приобрести дорогое оборудование за 10 млн руб. без НДС, которое будет работать 9 лет;

• вторая: приобрести гораздо более дешевое оборудование — за 5 млн руб. без НДС, которое будет ломаться 1 раз в три года. То есть за 9 лет организация потратит 15 млн руб. на покупку оборудования, что на 5 млн руб. больше, чем в первом случае.

Если же закупаются некачественные товары для продажи, скорее всего, продать их все не получится, и у организации уменьшатся доходы в ближайшем периоде. Кроме того, при продаже некачественной продукции у организации могут возникнуть репутационные риски, что приведет к падению выручки в долгосрочной перспективе.

МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ПРОДАЖАХ

Типичные виды мошенничества при продажах:

• вместо товара (работы, услуги) организации менеджер продает свою продукцию (работу, услугу);

• товар (работа, услуга) продаются на невыгодных для предприятия условиях;

• присваиваются бонусы, баллы и пр., полагающиеся покупателю.

Продажа вместо товара (работы, услуги) организации своей продукции (работы, услуги)

Пример 2

Наемный директор строительной компании «А» перенаправляет клиентов, которые обращаются в компанию «А», в компанию «Б», уверяя, что цены там значительно ниже. Компания Б принадлежит его другу.

Пример 3

В фитнес-центре часть услуг тренеры оказывают неофициально. Деньги за эти услуги идут в карман тренеров в обход кассы, руководители организации об этом не знают.

 

Негативные экономические последствия мошенничества

Первая организация (пример 2) несет текущие расходы (на аренду, зарплату, рекламу и т. д.), а вот доходов для их покрытия она может так никогда и не получить. И однажды это приведет ее к банкротству.

Вторая организация (пример 3) не получает часть выручки, что скажется на ее финансовом состоянии.

 

[1] Статья 159 Уголовного кодекса РФ.

Ю. А. Хачатурян,
генеральный директор компании Nika, risk plan

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 8, 2020.