Электронная версия журнала

Компании-«однодневки»

«Справочник экономиста» №8 2008 / Разное

В современных условиях рыночных отношений проблемы существования компаний- «однодневок» затрагивают всех участников рынка: поставщиков, покупателей, государство, контролирующие органы и тех, кто только собирается организовать свой бизнес.

Компании-«однодневки» впервые начали появляться в 90-х гг. прошлого века. Но тогда они служили для осуществления одной-двух мошеннических операций и существовали в течение короткого промежутка времени — одного-двух месяцев. В связи с таким недолгим сроком «жизни» липовые фирмы не сдавали отчетность в контролирующие органы. Сегодняшние «однодневки» существуют и активно работают в среднем около года, сдают формальную отчетность и имеют, как правило, «живых» директоров и учредителей. Тем не менее служат они все тем же целям хищения денег из бюджета, обналичивания и «оптимизации налогов».

Данная статья посвящается вопросам государственного регулирования возникновения фирм-«однодневок» и рискам, возникающим вследствие работы с такими организациями.

Для проведения мероприятий, направленных на борьбу с компаниями-«однодневками», Ассоциация российских банков направила запрос в юридический департамент ЦБ РФ. Данное обращение было обусловлено тем, что в кредитные организации из Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве поступают письма, содержащие списки:

  • адресов массовой регистрации юридических лиц;
  • физических лиц — учредителей (руководителей), которые являются таковыми в ряде уже созданных юридических лиц.

В соответствии с п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

  • отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
  • непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;
  • наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Достаточно новым методом борьбы налоговых органов с компаниями-«однодневками» является дисквалификация должностных лиц предприятия. После открытия компании-«однодневки» учредители назначают в ней генерального директора. Дисквалификация (лишение права генерального директора или главного бухгалтера занимать свою должность в течение определенного срока) производится за подачу ложных сведений в налоговые органы (ст. 3.11, п. 4 ст. 14.25, п. 1 ст. 14.12, ст. 14.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ). При выявлении тех или иных нарушений представители налоговой инспекции составляют специальный протокол. Затем документ передают в суд. Срок дисквалификации на основании судебного решения может составить от шести месяцев до трех лет. В течение этого периода «штрафник» не имеет права работать в качестве руководителя, а договоры, подписанные им, будут недействительными.

Также в целях борьбы с компаниями-«однодневками» налоговыми органами обобщены 109 «типичных признаков» компаний-«однодневок». Чем больше таких признаков у налогоплательщика или его контрагентов будет выявлено, то есть чем выше рейтинг подозрительности, тем больше вероятности налоговой проверки.

Все признаки подозрительности разделены на три группы:

1) признаки, выявляемые на этапе регистрации компании (28);

2) признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет (4);

3) признаки, выявляемые в ходе деятельности компании (77).

Выявление любого из 109 перечисленных ниже признаков означает внесение компании в список юридических лиц, контролируемых в первую очередь. Одновременно в него заносятся все ее учредители. При выявлении ряда признаков налоговым инспекторам предписывается производить особые действия.

 

Признаки, выявляемые на этапе регистрации компании

 

1. Адрес регистрации компании является адресом «массовой» регистрации (то есть по нему зарегистрированы 10 и более фирм). При этом есть заявление владельца помещения, что данное помещение никому не предоставлялось и предоставляться не планируется. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

2. Адрес регистрации компании не существует. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

3. Помещение, находящееся по адресу регистрации компании, предположительно не приспособлено для осуществления деятельности исполнительного органа компании.

4. В заявлении на регистрацию указан недействительный документ, удостоверяющий личность заявителя, учредителя или руководителя. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

5. В заявлении на регистрацию указан недействительный ИНН заявителя, учредителя или руководителя.

6. Заявитель ранее подавал заявление на регистрацию, где указывал недействительный документ, удостоверяющий личность.

7. Лицо, указанное в качестве руководителя компании, имеет действующую дисквалификацию. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

8. Лицо, указанное в качестве руководителя компании, не имеет справки из МВД РФ об отсутствии действующей дисквалификации. Особые действия: отказ в регистрации.

9. Лицо, указанное в качестве заявителя или учредителя компании, имеет действующую дисквалификацию.

10. Лицо, указанное в качестве руководителя, заявителя или учредителя, ранее было дисквалифицировано, но дисквалификация закончилась.

11. Лицо, указанное в качестве руководителя или заявителя компании, не имеет гражданства РФ (имеет документ другого государства, удостоверяющий его личность).

12. Учредитель — юридическое лицо сам сейчас находится в списке ЮЛ-КПО, и у него уже выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.

13. Учредитель (физическое или юридическое лицо) ранее учреждал компании, которые находились или сейчас находятся в списке ЮЛ-КПО, и у него выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.

14. Физическое лицо является учредителем 10 и более компаний («массовый» учредитель). При этом учрежденные им компании находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.

15. Физическое лицо является руководителем 10 и более компаний («массовый» руководитель). При этом возглавляемые им фирмы находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.

16. Физическое лицо является заявителем при регистрации 10 и более компаний («массовый» заявитель). При этом компании сейчас находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.

17. Указанные в заявлении учредитель и руководитель компании — одно и то же лицо.

18. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

19. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась. При этом есть заявление нотариуса, что он не заверял данное заявление на государственную регистрацию. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

20. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, который ранее заверил 10 или более заявлений на государственную регистрацию компаний, которые сейчас находятся или ранее находились в списке ЮЛ-КПО и у них было выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.

21. Указан уставный капитал меньше допустимого для указанного кода (кодов) ОКВЭД. При этом уставный капитал сформирован в «ненадежной форме».

22. Организация использует в качестве единственного исполнительного органа управляющую компанию. При этом организация указала в качестве адреса регистрации адрес УК. Сама УК является исполнительным органом в 10 и более компаниях, находящихся в списке ЮЛ-КПО.

23. Компания зарегистрирована в форме ООО.

24. Относительно учредителя (руководителя) компании стали известны факты, по которым исполнение им функций затруднено или невозможно (преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный и отбывающий наказание, находится на длительном лечении, бомж, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен). Особые действия: проведение расследования.

25. Частое изменение руководителя юридического лица.

26. Руководителем является лицо, зарегистрированное в другом регионе и/или являющееся сельским жителем.

27. Поступило заявление от физического лица о признании его потерпевшим, так как он не учреждал компании (не руководил ей). Особые действия: проведение расследования.

28. Компания «куплена» у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу.

 

Признаки, выявляемые на этапе постановки компании на налоговый учет

 

29. Поступило заявление владельца помещения, что оно никому не предоставлялось. Особые действия: проведение расследования.

30. Установлено, что адрес регистрации не существует. Особые действия инспектора: проведение расследования.

31. Установлено, что помещение, находящееся по адресу ее регистрации, предположительно не приспособлено для деятельности (недостаточная площадь, нарушены санитарные нормы и т. д.). Особые действия инспектора: проведение расследования.

32. Частое изменение (более 1 раза в месяц) места постановки на налоговый учет.

 

Признаки, выявляемые в ходе деятельности компании

 

33. Компания не предоставила информацию об открытии счетов в банке.

34. Компания не сдает отчетность (информацию о численности персонала) в органы статистики.

35. Компания не сдает декларации по налогу на прибыль и по налогу на имущество (с точки зрения налоговиков, фирма, не показывающая прибыль и имущество, — потенциальный нарушитель налогового законодательства. — Примеч. авт.).

36. Компания не сдает декларацию по НДС, хотя есть информация из банка о движении денег по ее счетам. Особые действия: приостановка операций по счетам.

37. Компания не представляет налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов. Особые действия: приостановка операций по счетам.

38. Компания представляет «нулевую» налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.

39. Компания официально заявила об отказе представлять налоговую или бухгалтерскую отчетность.

40. По данному юридическому лицу поступило много (более трех в течение нескольких месяцев) запросов на проведение встречной проверки (истребование документов).

41. Учредитель данной компании часто встречается в числе ее контрагентов. При этом учредитель в цепочке контрагентов находится достаточно далеко — на 6–8-м месте.

42. В цепочке контрагентов находятся компании, которые сейчас или ранее находились в списке ЮЛ-КПО.

43. Поступила информация о дисквалификации физического лица, являющегося руководителем (учредителем) компании.

44. Компания не заменяет дисквалифицированного руководителя.

45. Компания передает владение собой (доли) юридическому лицу, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации.

46. Компания пользуется услугой «почтово-секретарское обслуживание». Это не относится к столичным фирмам, пользующимся услугами территориальных агентств поддержки малого предпринимательства (ТАРП).

47. Компания пользуется услугой «бухгалтерское обслуживание при отсутствующей деятельности».

48. Есть движение денег по счетам компании, не отраженным в бухгалтерской отчетности.

49. Компания проводит финансово-хозяйственные операции, не характерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД.

50. Объем потребленной компанией электро- и теплоэнергии, а также водных ресурсов существенно меньше значений, характерных для зарегистрированных видов деятельности компании по ОКВЭД.

51. Компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за электро-, тепло- и водоснабжение.

52. Компании предъявлены к оплате большие суммы за услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов, либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за услуги связи.

53. Компания перевозит крупные партии товаров (принадлежащих ей и (или) перевозимых на ее адрес). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за перевозку.

54. Компания активно рекламирует свои услуги (со ссылками на успешно выполненные работы) в средствах массовой информации (включая интернет). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров, либо отчетность не представляется.

55. Компания активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров, либо отчетность не представляется.

56. Компания в своей налоговой (бухгалтерской) отчетности указывает такие финансовые показатели своей деятельности, которые существенно отличаются от средних показателей деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков в этой же отрасли (коду ОКВЭД).

57. Компания по факту является малым предприятием (численность, оборот), но при этом выступает контрагентом крупнейшего налогоплательщика с большими суммами сделок.

58. Компания приобретает недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров, либо отчетность не представляется.

59. Физические лица, работающие в компании (на нее), приобретают недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы (камни) на суммы, превышающие их задекларированные доходы.

60. Компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.

61. Компания открыла счет в банке, в котором имеют счета более 10 компаний, находящихся (сейчас или ранее) в списке ЮЛ-КПО.

62. Компания часто «теряет» первичные документы. При этом «потерянные» документы долго или вообще не восстанавливаются.

63. Неритмичный характер бизнеса компании.

64. Компания проводит единичные непрофильные операции.

65. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).

66. Фирма применяет нерыночные цены или цены сильно колеблются.

67. Отсутствие экономической целесообразности операции.

68. Зарплата сотрудников компании меньше прожиточного минимума.

69. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т. п.).

70. Компания открыла новый счет в банке, в котором у нее приостановлены операции по другому счету, и это решение еще не отменено (это запрещено банку в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ и косвенно является признаком «проблемного» банка. — Примеч. авт.).

71. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.

72. Компания использует иностранную рабочую силу без разрешения или с аннулированными разрешениями.

73. У компании отсутствует лицензия на деятельность, которая должна быть лицензирована.

74. Занижение налога на прибыль вследствие необоснованного включения в состав внереализационных расходов затрат, не учитываемых при налогообложении (при условии, что внереализационные расходы составляют значительный процент от выручки отчетного периода).

75. Темп роста внереализационных расходов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года значительно превышает темп роста выручки от реализации.

76. Стоимость экспорта по данным таможенной декларации превышает сумму выручки от реализации по данным бухгалтерской отчетности.

77. Площади земельных участков по данным земельного комитета превышают данные декларации по налогу на землю.

78. Выручка от реализации по данным бухгалтерской отчетности выше аналогичного показателя по декларации по НДС, и полученная разница превышает сумму дебиторской задолженности.

79. Сумма НДС, уплаченная таможенным органам, превышает сумму этого налога в декларации по НДС (необоснованное занижение налога).

80. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности компании.

81. Сумма реализации по декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.

 82. Арендная плата за государственное или муниципальное имущество, с которой начислена сумма НДС арендатором — налоговым агентом, превышает аналогичный показатель по данным комитета по имуществу.

83. Сумма льгот по ЕСН, примененных налогоплательщиком в данном налоговом периоде, превышает сумму льгот предыдущего налогового периода (свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за необоснованного применения льгот. — Примеч. авт.).

84. Затраты на оплату труда, принимаемые при исчислении налога на прибыль, превышают аналогичные данные, принимаемые при исчислении ЕСН.

85. Суммарный доход физических лиц по фирме (по данным формы № 2-НДФЛ) превышает аналогичный показатель, принимаемый для исчисления ЕСН.

86. Выплаты физическим лицам, не учитываемые в целях налогообложения по данным декларации по налогу на прибыль, меньше аналогичного показателя декларации по ЕСН (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за занижения выплат физическим лицам, облагаемым этим налогом).

87. Сумма начисленных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным декларации, представленной компанией, превышает аналогичный показатель по данным ПФР (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за завышения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

88. Количество транспортных средств, по данным декларации по транспортному налогу, меньше их числа, зарегистрированных в ГИБДД.

89. При наличии сведений от ГИБДД об имеющихся у компании транспортных средствах не сдана декларация по налогу на имущество.

90. Компания не представила декларацию по налогу на имущество (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о регистрации сделки по приобретению налогоплательщиком недвижимости.

91. Компания не представила декларацию по налогу на прибыль (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о продаже ею недвижимости.

92. Компания не представила декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представила «нулевую» декларацию). При этом есть сведения о продаже ею транспортных средств.

93. Компания регулярно представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу).

94. Налоговая нагрузка компании уменьшается на фоне роста выручки (свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения. — Примеч. авт.).

95. Компания представляет «нулевую» отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.

96. Сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности (свидетельствует о возможном занижении суммы НДС. — Примеч. авт.).

97. Прирост выручки отстает от прироста стоимости основных средств. (Свидетельствует о возможном занижении налога на прибыль и НДС. — Примеч. авт.).

98. Суммы «дебиторки» значительно превышают величину выручки (свидетельствует о возможном занижении суммы НДС. — Примеч. авт.).

99. Суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки. (свидетельствует о возможном уклонении от налогов. — Примеч. авт.).

100. Значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога.

101. Компания не представляет декларации по ЕНВД (либо сдает «нулевую» отчетность), при этом есть сведения о регистрации ею контрольно-кассовой техники.

102. По итогам предыдущих выездных или камеральных проверок компании выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога.

103. Несоразмерность расходов и доходов компании по данным бухгалтерской отчетности.

104. У компании есть задолженность по уплате основных налогов (НДС и налог на прибыль при обычной системе налогообложения или единый налог — при спецрежиме).

105. Налогоплательщик преимущественно отражает убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности.

106–109. Величина прибыли компании (либо объем реализации компанией алкогольной продукции, либо объем экспортных операций, либо объем операций по импорту) превышает заданное инспектором пороговое значение.

 

Критерии отбора для проведения выездных налоговых проверок

Налоговые органы и арбитражные суды требуют от организаций проявлять осмотрительность при выборе поставщиков. В противном случае компаниям зачастую грозит доначисление налогов. Так, например, на сайте ФНС есть информация по адресам массовой регистрации организаций с целью выявления «недобросовестных» контрагентов.

Однако ВАС РФ напомнил, что фирмы не должны отвечать за выбор своих контрагентов. А для доначисления налогов инспекторам необходимо доказать, что организация была в сговоре с контрагентом или ее операции были фиктивными. Следует отметить, что информация о добросовестности налогоплательщика не является налоговой тайной, поэтому инспекторы обязаны ее предоставлять заинтересованным лицам. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32).

Суд указал, что наличие задолженности у организации не является налоговой тайной. Отказ от предоставления такой информации, вместе с информацией о налоговых правонарушениях компании, со стороны ИФНС не правомерен. Данное утверждение суд подкрепил ссылкой на письмо МНС от 5 марта 2002 г. № ШС-6-14/252.

С целью информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок ФНС РФ разработала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Ярким примером применения налоговыми органами данной Концепции является обращение ООО «Техноинвестпром» в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом его изменения, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Ногинску Московской области от 20 марта 2006 г. № 277 в части отказа в возмещении НДС в размере 5 591 600 руб. за ноябрь 2005 г., а также об обязательстве возместить путем возврата из бюджета НДС в сумме 5 591 600 руб. за ноябрь 2005 г.

Проверяя ООО «Техноинвестпром», инспекция заявила о низкой рентабельности продукции. Она равна всего 1,69 %. Столь маленькая величина, по мнению ревизоров, говорит о создании условий для незаконного возмещения НДС. Арбитраж решил иначе — нельзя считать законными только операции с высокой прибылью. Да и саму рентабельность чиновники исчислили неправильно. «Входной» НДС, заплаченный поставщикам и подрядчикам, они включили в расходы, завысив их сумму. Тут же была занижена прибыль, так что очевидно двойное искажение. Суд поддержал не ИФНС, а организацию (постановление ФАС Московской области от 24 января 2007 г. № КА-А41/13648-06).

Иногда контролеры включают НДС в затраты и начинают обвинять фирму в убыточности деятельности. Это необоснованно, справедливо указывают судьи (пример — постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 апреля 2007 г. № ФОЗ-А51/07-2/466). «Входной» НДС обычно увеличивает расходы лишь у тех, кто выполняет необлагаемые операции (ст. 170 НК РФ).

Компании-«однодневки» — давно известный налоговой инспекции способ укрывательства налоговых платежей. Если налоговые органы в ходе проверки выявили такую организацию, то начинается встречная проверка всех ее контрагентов. Причем налоговый инспектор имеет право признать все сделки, проведенные через подобную организацию, мнимыми и совершенными с целью укрывательства от налогов. Кроме уголовных последствий, это приводит к пересчету НДС и НДФЛ и других налогов.

 

Так, например, в ФАС Поволжского округа поступило заявление от индивидуального предпринимателя Заикина С.С. (г. Астрахань) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ № 5 по Астраханской области в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на доходы, отказа в возмещении из бюджета НДС и др. Данное решение принято налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки соблюдения предпринимателем требований налогового законодательства. Основанием для доначисления НДС, отказа в возмещении налога и в праве на налоговые вычеты налоговый орган указал то, что поставщики предпринимателя — ООО «Меридиан» и ООО «Фортуна» не выполняют обязанности налогоплательщика: первым обществом бухгалтерская отчетность представлена по состоянию на 1 октября 2005 г., второе налоговые декларации за III и IV кварталы 2006 г. не представило, НДС по сделкам с предпринимателем ими не исчислялся и в бюджет не уплачивался, в связи с чем не был образован источник возмещения сумм налога. Кроме того, по мнению налогового органа, предпринимателем при заключении договоров с названными обществами не было проявлено осторожности и осмотрительности, не было предпринято необходимых действий по проверке деятельности и документации контрагентов.

Также доводы налогового органа заключались в том, что поставщики заявителя являются фирмами-«однодневками», так как не представляли соответствующую документацию, не находились по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу.

Однако суд постановил*, что доводы налогового органа о том, что поставщики заявителя являются фирмами-«однодневками», не могут рассматриваться как основание для вывода о несоблюдении налогоплательщиком требований ст. 171, 172 НК РФ и о его недобросовестности. Так как согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-0 по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Для тех, кто только собирается открыть новую фирму, особо остро встает вопрос, купить готовую организацию с юридическим адресом и директором или регистрировать ее самостоятельно в налоговых органах. В России существует множество фирм, занимающихся так называемой «продажей» готовых (зарегистрированных) юридических лиц. При этом, как правило, «покупатель» не знакомится с учредителем покупаемого юридического лица и не производит с ним никаких расчетов. Для исключения рисков производится смена учредителя на лицо, которое указывает «покупатель». Для этого изготавливается решение нового учредителя о внесении изменений в учредительные документы (если это ООО) или вносятся записи в реестр акционеров (если это АО). Изготавливается также передаточное распоряжение (для АО), договор уступки доли (акции).

Кроме того, производится смена генерального директора фирмы. При этом «продавец» представляет «покупателю» решение о назначении новым генеральным директором лица, которое указывает «покупатель». Документы сдаются на регистрацию в налоговую инспекцию, «покупателю» передается комплект регистрационных документов, печать. Далее фирма может осуществлять свою деятельность. Правовыми последствиями создания фирмы на подставное лицо (фиктивного учредителя), являются: 

  • невозможность для юридического лица реализовать свою правоспособность в отсутствие законно созданных органов управления (генерального директора и т. п.);
  • невозможность исправить допущенные при государственной регистрации нарушения при условии, что лицо, чьи паспортные данные были использованы, не одобрит создание общества помимо его воли;
  • недействительность всех возможных сделок с долями (акциями) общества в силу отсутствия их первоначального законного владельца;
  • недействительность всех сделок, заключенных юридическим лицом, имеющим фиктивного учредителя;
  • признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица по заявлению налогового органа или прокуратуры;
  • ликвидация юридического лица по заявлению налогового органа.

Риски компаний, пользующихся услугами «однодневок», можно разделить на следующие группы:

1.   Налоговые риски. В процессе проверки налоговые инспекторы выявляют круг подозрительных контрагентов. То есть те компании, у которых предприятие закупало на значительные суммы товар или списывало на них деньги по затратным схемам. Налоговый орган признает такие расходы неправомерными. Далее инспекция доначисляет НДС и налог на прибыль, штрафы и пени за весь период работы с «однодневками», попавшими в поле зрения проверяющих. Инспекторы выставляют на расчетный счет предприятия-штрафника инкассовое требование о безакцептном списании доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов.

2.   Денежные риски. Если банк занимается оказанием услуг по «оптимизации налогов» с помощью однодневок, то он достаточно быстро попадает в поле зрения правоохранительных органов и межрайонных банковских инспекций. Они проводят комплексную проверку такого банка и требуют отозвать или приостановить лицензию. Это влечет за собой потерю предприятиями — клиентами банка денежных средств.

3.    Правовые риски. Даже если руководители компаний лишь однажды воспользовались услугами «однодневок», то они могут быть привлечены в качестве обвиняемых к расследованию уголовных дел. В этом случае предстоят объяснения со следствием о том, как предприятие сотрудничало с такой фирмой.

Таким образом, принимая решение о заключении контракта с поставщиком (покупателем), следует проверить контрагента по всем признакам фирмы-«однодневки». Данная процедура займет некоторое время, но позволит сэкономить значительные суммы в будущем.



* Постановление ФАС Поволжского округа от 6 марта 2008 г.  № А06-5351/2007-24.

Ю.И. Грищенко,
аудитор, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 8, 2008.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017