Отдаем журнал бесплатно!

Риски при освоении контрактной стоимости СМР при строительстве на объектах госзаказа

Особенности формирования контрактной (договорной) цены при строительстве объекта

Нормативно-правовое обновление в сфере ценообразования

Риски освоения контрактной (договорной) стоимости СМР

 

Нормативно-правовые изменения в сфере ценообразования строительства обязывают подрядную организацию проводить полноценную аналитику технической и конкурсной документации на этапе тендерных торгов, соотносить полученные результаты с особенностями ведения производственно-хозяйственной деятельности. В статье обобщен опыт экспертных проверок СМР на объектах государственного заказа в течение 2020 г., на конкретных примерах рассматриваются наиболее распространенные риски при определении контрактной стоимости СМР.

Особенности формирования контрактной (договорной) цены при строительстве объекта

При формировании контрактной (договорной) цены при строительстве объекта необходимо учитывать следующие особенности:

1. Источник инвестиций:

1.1. Государственные источники как распорядители бюджетных средств (ГРБС).

1.2. Внебюджетные источники.

2. Тип заказчика:

2.1. Бюджетные организации системы РФ.

2.2. Муниципальные организации.

2.3. Юридические лица с государственным участием.

2.4. Иные.

3. Применяемую в закупочной деятельности нормативно-правовую базу:

3.1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 24.02.2021; далее — Закон № 44-ФЗ), а также все действующие методики Минстроя России.

3.2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 24.02.2021; далее — Закон № 223-ФЗ), действующие методики Минстроя России и действующие методики отрасли.

3.3. Закон № 223-ФЗ, действующие методики Минстроя России, действующие методики отрасли и действующие методики предприятия.

3.4. Методики Минстроя России по усмотрению заказчика (только для внебюджетных источников инвестиций).

4. Тип цены строительного объекта:

4.1. Твердая (ст.709 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ)).

4.2. Приблизительная (ст.709 ГК РФ).

5. Метод определения стоимости строительства объекта на стадии архитектурно-строительного проектирования[1]:

5.1. Базисно-индексный метод.

5.2. Ресурсно-индексный метод.

5.3. Ресурсный метод.

6. Организационно-технические особенности:

6.1. Природно-климатическое влияние (разная доля зимнего периода на территории РФ, сезонность выполняемых СМР, разная доля затрат на организацию строительного процесса).

6.2. Мобильность используемых ресурсов (вахтовый метод работ, перебазировка техники, сложности транспортировки материалов и оборудования).

6.3. Соотношение СМР, выполняемых собственными силами и с помощью субподряда.

7. Степень сложности ресурсообеспечения строительства:

7.1. Высокая (объекты со сложными логистическими схемами доставки или доставка только воздушным транспортом).

7.2. Средняя (объекты с доставкой ресурсов разными видами транспорта из близлежащих областей на расстояние более 30 км).

7.3. Низкая (объекты с доставкой ресурсов одним видом транспорта в пределах области строительства объекта на расстояние до 30 км).

8. Виды выполняемых на объекте СМР:

8.1. Строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.2. Реконструкция объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.3. Капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.4. Снос объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.5. Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории РФ.

8.6. Строительство объектов некапитального строительства, расположенных на территории РФ.

9. Вид закупки подрядных работ:

9.1. Конкурентный способ определения подрядчика.

9.2. Закупка у единственного Поставщика.

10. Способ выполнения СМР:

10.1. Субподрядный.

10.2. Собственными силами генподрядной организации.

10.3. Комбинированный.

Нормативно-правовое обновление в сфере ценообразования

С 2004 г. для определения стоимости строительства объекта действовала МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Ее положения распространялись на все предприятия строительного комплекса РФ при определении стоимости строительства объектов, вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории РФ, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

По сути МДС 81-35.2004 была универсальным документом по определению стоимости строительства объекта практически на всех стадиях жизненного цикла строительства для всех источников инвестиций. Она была обоснованием принятых ценовых решений как для заказчика, так и для подрядчика при исполнении обязательств по контракту.

Но эта Методика больше не применяется — отменена Приказом Минстроя России от 06.10.2020 № 592/пр (далее — Приказ № № 592/пр). Поэтому рассмотрим актуальный механизм формирования контрактной (договорной) цены строительства объекта, в котором акцент сделан на снижение рисков производственно-хозяйственной деятельности для подрядной организации.

Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ в ред. от 13.07.2020) четко разграничил понятия сметной стоимости, начально-максимальной цены и цены контракта на законодательном уровне (см. схему 1):

• сметная стоимость строительства определяется и применяется на стадиях подготовки проектной документации и прохождения ее экспертизы;

• начально-максимальная цена контракта определяется и применяется на стадиях осуществления закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

• цена контракта определяется и применяется на стадиях исполнения сторонами своих обязательств по итогам проведения конкурсных (иных) процедур определения подрядчика.

Благодаря этому разграничению определены этапы определения цены контракта, разработаны нормативно-правовые основы для ее расчета.

При формировании договорной цены подрядная организация, выполняющая СМР на объектах государственного заказа, должна учитывать следующие нововведения (см. также схему 2):

• с 31.03.2020 введена в действие новая редакция сметно-нормативной базы ФСНБ-2020: ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ценники на перевозки грузов[2]

• при расчете сметной стоимости базисно-индексным методом нужно применять новую Методику по расчету индексов к СМР[3];

• введена новая Методика[4] для определения сметной стоимости строительства на стадии архитектурно-строительного проектирования для объектов государственного бюджета;

• введена новая Методика расчета начально-максимальной цены контракта (НМЦК) проектно-сметным методом[5].

Теперь подрядная организация, принимая решение об участии в строительстве объекта, должна соотносить плановые затраты на СМР с совершенно новыми нормативно-правовыми методиками, по которым определяется НМЦК. Причем этот подход распространяется как на генерального подрядчика, так и на Субподрядные организации, которые, как правило, выполняют СМР по «зеркальному» договору.

При исполнении обязательств по контракту (договору) все участники строительства объекта должны соблюдать принцип эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Риски освоения контрактной (договорной) стоимости СМР

Игнорирование новых Методик в определении начально-максимальной цены контракта приведет к срыву сроков строительства объекта, появлению кассовых разрывов в производственно-хозяйственной деятельности, невозможности выплачивать заработную плату работающим и покупать материалы для СМР. Есть огромный риск пополнить ряды объектов незавершенного строительства в РФ.

По итогам проверки Счетной палаты РФ от 19.11.2020, общий объем вложений в объекты незавершенного строительства (ОНС) по главным распорядителям средств федерального бюджета и субъектам Российской Федерации составил 3,9 трлн руб., а количество ОНС составило 63,9 тыс. Число объектов, строительство которых было законсервировано или приостановлено, — 4,3 тыс., а количество объектов со сроком строительства более 5 лет («долгострой») достигло 3,4 тыс.

Поэтому потенциальному генподрядчику очень важно предусмотреть возможные риски освоения контрактной (договорной) стоимости СМР при строительстве или реконструкции объектов государственного заказа еще на стадии тендерных торгов. Для этого нужно изучить конкурсную и техническую документацию, проекта контракта и соответствующие приложения.

Рассмотрим самые распространенные риски, которые были выявлены при экспертных проверках СМР на объектах государственного заказа в течении 2020 г.

 

Риск 1. Неверно определен тип контрактной (договорной) цены.

Потенциальный генподрядчик, по опыту выполнения СМР на прежних объектах, при планировании рентабельности по объекту рассчитывал, что стоимости СМР увеличится на 10 %.

Согласно ст. 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Если в договоре подряда нет других указаний, цена работы считается твердой.

Если заключается контракт с твердой ценой, она определяется на весь срок исполнения контракта, а изменять его условия нельзя. Исключение — случаи, предусмотренные ст. 95 Закона № 44-ФЗ[6].

Изменить существенные условия контракта можно по соглашению сторон, если эта возможность была предусмотрена конкурсной документацией и самим контрактом[7]. Задача экспертов службы потенциального генподрядчика — изучить конкурсную документацию и констатировать, что согласно тексту проекта контракта на строительство объекта такая возможность есть.

Пороговый процент допустимых изменений регламентирует подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которому при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, допускается изменение цены контракта не более, чем на 10 % с учетом положений бюджетного законодательства РФ.

Итак, перечислим все случаи, когда можно изменить условия контракта:

• ст. 709 ГК РФ;

• ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ;

• п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ;

• подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

Как устранить риск?

Службе потенциального генподрядчика необходимо проверить, предусмотрена ли в проекте контракта возможность изменить цену строительства (или реконструкции) объекта. Такая возможность предполагается государственным распорядителем бюджетных средств далеко не на каждом строительном объекте.

 

[1] Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации утверждена Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее соответственно Методика Минстроя, Приказ № 421/пр).

[2] Приказы Минстроя России от 26.12.2019 № 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр, 876/пр.

[3] Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства утверждена Приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр.

[4] Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации на территории Российской Федерации утверждена Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.

[5] Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждены Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

[6] Часть 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

[7] Пункт 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

М. В. Паскина,
начальник отдела экспертной оценки затрат на строительство объектов, преподаватель Российского фонда образовательных программ экономики и управления

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 4, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Риски при освоении контрактной стоимости СМР при строительстве на объектах госзаказа

Особенности формирования контрактной (договорной) цены при строительстве объекта

Нормативно-правовое обновление в сфере ценообразования

Риски освоения контрактной (договорной) стоимости СМР

 

Нормативно-правовые изменения в сфере ценообразования строительства обязывают подрядную организацию проводить полноценную аналитику технической и конкурсной документации на этапе тендерных торгов, соотносить полученные результаты с особенностями ведения производственно-хозяйственной деятельности. В статье обобщен опыт экспертных проверок СМР на объектах государственного заказа в течение 2020 г., на конкретных примерах рассматриваются наиболее распространенные риски при определении контрактной стоимости СМР.

Особенности формирования контрактной (договорной) цены при строительстве объекта

При формировании контрактной (договорной) цены при строительстве объекта необходимо учитывать следующие особенности:

1. Источник инвестиций:

1.1. Государственные источники как распорядители бюджетных средств (ГРБС).

1.2. Внебюджетные источники.

2. Тип заказчика:

2.1. Бюджетные организации системы РФ.

2.2. Муниципальные организации.

2.3. Юридические лица с государственным участием.

2.4. Иные.

3. Применяемую в закупочной деятельности нормативно-правовую базу:

3.1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 24.02.2021; далее — Закон № 44-ФЗ), а также все действующие методики Минстроя России.

3.2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 24.02.2021; далее — Закон № 223-ФЗ), действующие методики Минстроя России и действующие методики отрасли.

3.3. Закон № 223-ФЗ, действующие методики Минстроя России, действующие методики отрасли и действующие методики предприятия.

3.4. Методики Минстроя России по усмотрению заказчика (только для внебюджетных источников инвестиций).

4. Тип цены строительного объекта:

4.1. Твердая (ст.709 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ)).

4.2. Приблизительная (ст.709 ГК РФ).

5. Метод определения стоимости строительства объекта на стадии архитектурно-строительного проектирования[1]:

5.1. Базисно-индексный метод.

5.2. Ресурсно-индексный метод.

5.3. Ресурсный метод.

6. Организационно-технические особенности:

6.1. Природно-климатическое влияние (разная доля зимнего периода на территории РФ, сезонность выполняемых СМР, разная доля затрат на организацию строительного процесса).

6.2. Мобильность используемых ресурсов (вахтовый метод работ, перебазировка техники, сложности транспортировки материалов и оборудования).

6.3. Соотношение СМР, выполняемых собственными силами и с помощью субподряда.

7. Степень сложности ресурсообеспечения строительства:

7.1. Высокая (объекты со сложными логистическими схемами доставки или доставка только воздушным транспортом).

7.2. Средняя (объекты с доставкой ресурсов разными видами транспорта из близлежащих областей на расстояние более 30 км).

7.3. Низкая (объекты с доставкой ресурсов одним видом транспорта в пределах области строительства объекта на расстояние до 30 км).

8. Виды выполняемых на объекте СМР:

8.1. Строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.2. Реконструкция объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.3. Капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.4. Снос объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

8.5. Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории РФ.

8.6. Строительство объектов некапитального строительства, расположенных на территории РФ.

9. Вид закупки подрядных работ:

9.1. Конкурентный способ определения подрядчика.

9.2. Закупка у единственного Поставщика.

10. Способ выполнения СМР:

10.1. Субподрядный.

10.2. Собственными силами генподрядной организации.

10.3. Комбинированный.

Нормативно-правовое обновление в сфере ценообразования

С 2004 г. для определения стоимости строительства объекта действовала МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Ее положения распространялись на все предприятия строительного комплекса РФ при определении стоимости строительства объектов, вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории РФ, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

По сути МДС 81-35.2004 была универсальным документом по определению стоимости строительства объекта практически на всех стадиях жизненного цикла строительства для всех источников инвестиций. Она была обоснованием принятых ценовых решений как для заказчика, так и для подрядчика при исполнении обязательств по контракту.

Но эта Методика больше не применяется — отменена Приказом Минстроя России от 06.10.2020 № 592/пр (далее — Приказ № № 592/пр). Поэтому рассмотрим актуальный механизм формирования контрактной (договорной) цены строительства объекта, в котором акцент сделан на снижение рисков производственно-хозяйственной деятельности для подрядной организации.

Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ в ред. от 13.07.2020) четко разграничил понятия сметной стоимости, начально-максимальной цены и цены контракта на законодательном уровне (см. схему 1):

• сметная стоимость строительства определяется и применяется на стадиях подготовки проектной документации и прохождения ее экспертизы;

• начально-максимальная цена контракта определяется и применяется на стадиях осуществления закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

• цена контракта определяется и применяется на стадиях исполнения сторонами своих обязательств по итогам проведения конкурсных (иных) процедур определения подрядчика.

Благодаря этому разграничению определены этапы определения цены контракта, разработаны нормативно-правовые основы для ее расчета.

При формировании договорной цены подрядная организация, выполняющая СМР на объектах государственного заказа, должна учитывать следующие нововведения (см. также схему 2):

• с 31.03.2020 введена в действие новая редакция сметно-нормативной базы ФСНБ-2020: ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ценники на перевозки грузов[2]

• при расчете сметной стоимости базисно-индексным методом нужно применять новую Методику по расчету индексов к СМР[3];

• введена новая Методика[4] для определения сметной стоимости строительства на стадии архитектурно-строительного проектирования для объектов государственного бюджета;

• введена новая Методика расчета начально-максимальной цены контракта (НМЦК) проектно-сметным методом[5].

Теперь подрядная организация, принимая решение об участии в строительстве объекта, должна соотносить плановые затраты на СМР с совершенно новыми нормативно-правовыми методиками, по которым определяется НМЦК. Причем этот подход распространяется как на генерального подрядчика, так и на Субподрядные организации, которые, как правило, выполняют СМР по «зеркальному» договору.

При исполнении обязательств по контракту (договору) все участники строительства объекта должны соблюдать принцип эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Риски освоения контрактной (договорной) стоимости СМР

Игнорирование новых Методик в определении начально-максимальной цены контракта приведет к срыву сроков строительства объекта, появлению кассовых разрывов в производственно-хозяйственной деятельности, невозможности выплачивать заработную плату работающим и покупать материалы для СМР. Есть огромный риск пополнить ряды объектов незавершенного строительства в РФ.

По итогам проверки Счетной палаты РФ от 19.11.2020, общий объем вложений в объекты незавершенного строительства (ОНС) по главным распорядителям средств федерального бюджета и субъектам Российской Федерации составил 3,9 трлн руб., а количество ОНС составило 63,9 тыс. Число объектов, строительство которых было законсервировано или приостановлено, — 4,3 тыс., а количество объектов со сроком строительства более 5 лет («долгострой») достигло 3,4 тыс.

Поэтому потенциальному генподрядчику очень важно предусмотреть возможные риски освоения контрактной (договорной) стоимости СМР при строительстве или реконструкции объектов государственного заказа еще на стадии тендерных торгов. Для этого нужно изучить конкурсную и техническую документацию, проекта контракта и соответствующие приложения.

Рассмотрим самые распространенные риски, которые были выявлены при экспертных проверках СМР на объектах государственного заказа в течении 2020 г.

 

Риск 1. Неверно определен тип контрактной (договорной) цены.

Потенциальный генподрядчик, по опыту выполнения СМР на прежних объектах, при планировании рентабельности по объекту рассчитывал, что стоимости СМР увеличится на 10 %.

Согласно ст. 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Если в договоре подряда нет других указаний, цена работы считается твердой.

Если заключается контракт с твердой ценой, она определяется на весь срок исполнения контракта, а изменять его условия нельзя. Исключение — случаи, предусмотренные ст. 95 Закона № 44-ФЗ[6].

Изменить существенные условия контракта можно по соглашению сторон, если эта возможность была предусмотрена конкурсной документацией и самим контрактом[7]. Задача экспертов службы потенциального генподрядчика — изучить конкурсную документацию и констатировать, что согласно тексту проекта контракта на строительство объекта такая возможность есть.

Пороговый процент допустимых изменений регламентирует подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которому при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, допускается изменение цены контракта не более, чем на 10 % с учетом положений бюджетного законодательства РФ.

Итак, перечислим все случаи, когда можно изменить условия контракта:

• ст. 709 ГК РФ;

• ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ;

• п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ;

• подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

Как устранить риск?

Службе потенциального генподрядчика необходимо проверить, предусмотрена ли в проекте контракта возможность изменить цену строительства (или реконструкции) объекта. Такая возможность предполагается государственным распорядителем бюджетных средств далеко не на каждом строительном объекте.

 

[1] Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации утверждена Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее соответственно Методика Минстроя, Приказ № 421/пр).

[2] Приказы Минстроя России от 26.12.2019 № 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр, 876/пр.

[3] Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства утверждена Приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр.

[4] Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации на территории Российской Федерации утверждена Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.

[5] Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждены Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

[6] Часть 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

[7] Пункт 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

М. В. Паскина,
начальник отдела экспертной оценки затрат на строительство объектов, преподаватель Российского фонда образовательных программ экономики и управления

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 4, 2021.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам