Что такое финансовое планирование?
Как составить финансовый план на год для промышленного предприятия?
Как провести анализ полученных результатов?
Финансовое планирование — это прогнозирование, предвидение всех будущих доходов и расходов, предполагающее также проведение стоимостной оценки деятельности предприятия. Главная цель любого коммерческого предприятия — получить положительный финансовый результат, то есть прибыль. В рамках финансового планирования не только анализируется предполагаемый размер прибыли, но и изучаются направления ее расходования после уплаты налогов.
Финансовые планы составляет финансовый или экономический отдел (реже — бухгалтерия). Финансовый планы обычно разрабатываются на год или более долгосрочные периоды.
Мы составим финансовый годовой план для ООО «Альфа», занимающегося производством деревянных стульев.
Разделы финансового плана:
- прогноз объемов реализации;
- прогноз прибылей и убытков;
- прогноз финансовых доходов и расходов;
- прогноз баланса активов и пассивов предприятия.
Прогноз объемов реализации
Любое планирование, в том числе финансовое, начинается с прогнозирования объема реализации и составления бюджета (плана) продаж.
Бюджет продаж представляет собой объемы реализации в разрезе каждого месяца по всем видам продукции на протяжении отчетного периода (в нашем случае — календарный год). Объемы реализации прогнозируются на основе анализа рынка, его конъюнктуры, конкурентов и их ценовой политики, включая потенциальных, анализе собственной конкурентоспособности. При этом следует реально оценивать свои сильные и слабые стороны.
Главное на данном этапе — провести анализ потенциальных покупателей и их возможностей приобрести ваш товар, ответить на вопросы, каким будет спрос на вашу продукцию при нынешней ситуации на рынке и какова ее оптимальная цена.
Разработкой плана объемов реализации занимается обычно отдел маркетинга, а анализом по результатам прогноза — финансовый или экономический отдел. План продаж деревянных стульев производства ООО «Альфа» представлен в табл. 1.
Прогноз прибылей и убытков
Прибыль — основная цель работы любого предприятия. Чтобы спрогнозировать ее размер, необходимо понимать, какая будет выручка от реализации продукции и каковы расходы на ее производство и реализацию.
Выручку на конец анализируемого периода можно определить на основе плана продаж, умножив прогнозируемый объем реализации на предполагаемую цену продажи за единицу:
4640 × 24 000 = 111 360 000,00 руб.
Теперь перейдем к анализу расходов на производство и реализацию продукцию, то есть перед нами стоит задача оценить размер себестоимости продукции.