Электронная версия журнала

Банкротство: быть или не быть? Пути вывода предприятия из кризиса

«Справочник экономиста» №2 2013 / Юридический практикум

Как показывает статистика, в настоящее время значительно увеличилось число компаний, приближающихся к банкротству, следствие которого — полное или частичное прекращение деятельности. Оба варианта, как правило, связаны с проблемами в финансовой сфере. Из этого следует только один вывод: в нашей стране наблюдается нестабильная ситуация и многим бизнесменам нужно быть предельно внимательными при решении своих финансовых вопросов. Необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и ее последствия, принимать меры, дабы избежать негативного влияния. В данной статье постараемся дать четкое определение понятию «банкротство» и найти способ выйти из него.

В принципе реализация законодательства о банкротстве должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом — сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон о банкротстве).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона о банкротстве под несостоятельностью (банкротством) (далее — банкротство) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основные процедуры банкротства

Для понимания банкротства в целом необходимо знать ряд основных его процедур, связанных с восстановлением платежеспособности должника.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В данной процедуре органы управления должника действуют в соответствии с ограничениями, установленными Федеральным законом о банкротстве которые направлены в основном на ограничения в совершении определенных видов сделок. Их цель — не допустить еще большего увеличения кредиторской задолженности. Также Федеральным законом о банкротстве установлены иные последствия и ограничения в ходе управления должником.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Однако, в отличие от первой процедуры, в данном случае полномочия руководителя должника полностью прекращаются с передачей полномочий внешнему управляющему.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Если восстановить платежеспособность должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления не представляется возможным либо в результате проведенной процедуры наблюдения по итогам финансового анализа выявляются неспособность и невозможность восстановления платежеспособности должника, выносится решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство — это процедура, которая направлена на консолидацию имущества должника, за счет которого будет произведено соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Мировое соглашение — это процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения с целью прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов, со стороны должника — должником-гражданином или руководителем должника, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

К сведению. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

В общем и целом процесс банкротства состоит из ряда процедур, следующих друг за другом, а именно:

  • наблюдение — процедура банкротства, вводимая с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника;
  • внешнее управление — процедура банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему;
  • конкурсное производство — процедура банкротства, которая проводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника.

В наше время банкротами в одночасье становятся достаточно редко, хотя, бесспорно, особо крупные и неудачные сделки могут подорвать финансовое благополучие даже очень востребованных и устойчивых предприятий. Как правило, неспособность расплатиться с долгами (неплатежеспособность) нарастает постепенно. Долги накапливаются и нарастают как снежный ком, потом начинают обрастать пенями, штрафами, неустойками, исполнительными листами и со временем достигают критической точки, после которой предприятие объявляется банкротом. В неустойчивом финансовом состоянии предприятие может находиться годами и быть на «волоске» от банкротства, но, если действовать правильно и уверенно, этот «волосок» может и не оборваться.

Как избежать банкротства?

Дабы избежать банкротства, необходимы объективный анализ и понимание состояния дел на предприятии. В случае если данный анализ неутешителен, нужно разработать четкий план мероприятий по выводу потенциального банкрота из кризиса. Стоит отметить, что оценка финансового состояния предприятия — довольно сложная задача для управленцев, а вопрос руководителя «Есть ли угроза банкротства?», как правило, приводит счетных работников в замешательство.

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона о банкротстве установлены новые признаки банкротства организаций и индивидуальных предпринимателей, а именно: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Признанным инструментом выявления неблагополучной ситуации в экономике организации является оценка финансового состояния. Она дает возможность не только констатировать улучшение или ухудшение положения организации, но и измерить вероятность ее банкротства.

Для расчета показателей финансового состояния организации используются данные бухгалтерского баланса.

Если в результате проведения соответствующих расчетов и анализа ситуации будут выявлены негативные тенденции состояния экономики организации, необходимо разработать план финансового оздоровления, предусматривающий осуществление ряда мероприятий.

Обычно в таких случаях руководство в спешке начинает принимать различные антикризисные меры, тогда как компания в принципе уже на грани банкротства. А ведь негативного развития событий можно было бы избежать, если бы руководство немного раньше обратило внимание на контрольные индикаторы состояния бизнеса.

Наиболее очевидный и яркий признак наступления кризиса — затруднения при расчетах с кредиторами. Также к предупредительным звоночкам относятся:

  • значительные суммы безнадежной дебиторской задолженности;
  • нехватка оборотных средств (особенно денежных);
  • перепады в производственном цикле.

Основной задачей антикризисного управления является предупреждение и устранение подобных симптомов. Чтобы этого добиться, руководство должно первым делом задуматься об оценке стоимости имущества компании.

На первом этапе санации необходимо провести инвентаризацию основных фондов, незавершенного строительства, склада, дебиторской и кредиторской задолженности.

Следующим шагом является проверка того, правильно ли оформлены права собственности на объекты недвижимости и земельные участки. При этом нужно различать избыточные и непрофильные активы.

Избыточными являются активы, которые компания не использует по прямому назначению на момент инвентаризации и оценки и не будет использовать в дальнейшем.

Под непрофильными активами понимаются такие активы компании, которые не участвовали и в дальнейшем не будут участвовать в технологическом процессе. К ним относят объекты жилищно-коммунальной сферы, учебные специализированные учреждения, подсобные сельскохозяйственные предприятия, учреждения здравоохранения и т. д.

Если компания сможет достаточно быстро выявить непрофильные активы, то она может довольно быстро и без ощутимых потерь для бизнеса их продать. Кроме того, избыточные активы (как правило, специализированные объекты) могут быть переведены в режим консервации. Это актуально, если они старые и не могут больше эксплуатироваться. Также их можно списать и утилизировать, а освободившийся после этого земельный участок, например, продать или сдать в аренду.

Важно! Выявление и оценка избыточных, непрофильных активов и дебиторской задолженности на предприятии весьма эффективны. Это позволяет определить возможные источники погашения возникшей задолженности предприятия.

Особое внимание следует уделить анализу нематериальных активов. Их, как правило, не учитывают в процессе санации. Но для многих предприятий они очень значимы и соизмеримы с основными фондами.

В основном предприятия владеют активами в виде результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В их состав могут входить проекты, техническая документация, технические архивы, информационные базы и т. д. Указанные РИД в основном не оформляются как объекты интеллектуальной собственности, на них отсутствуют охранные документы (патенты, свидетельства на зарегистрированные в установленном порядке базы данных и т. д.). Если провести инвентаризацию РИД, включить их в оборот, правильно оформить на эти объекты документацию, то они станут серьезным резервом для компании. Например, если фирма продаст лицензию на использование такого объекта интеллектуальной собственности, то она сможет дополнительно пополнить свои оборотные средства. Однако если на РИД не оформлены охранные документы, то их на баланс поставить нельзя.

После того как проведены инвентаризация и оценка активов, компания может их реализовать, например:

  • продать активы на открытом конкурсе;
  • внести имущество в уставный капитал вновь создаваемых с кредитором или иным инвестором совместных предприятий;
  • продать дебиторскую задолженность, в том числе просроченную;
  • реализовать имущество на закрытых торгах (в случае согласия комитета кредиторов);
  • выделить из состава предприятия дочернее зависимое общество и передать в него избыточные или непрофильные активы;
  • создать инновационные предприятия, целью которых будет получение дохода от коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности санируемого предприятия.

Все вышеизложенные варианты реализации активов таким или иным образом используют при проведении процедуры санации. Успешность их проведения в основном зависит от скоординированных действий непосредственно руководства предприятия, оценщика и кредитора, привлекаемых к этим работам.

К сведению. Мировая практика выработала достаточно много различных способов реализации нефункционирующих активов. В данный момент наиболее актуальны аукционы — открытые и закрытые, «балковая» распродажа (распродажа целиком), секьюритизация активов и т. д. Эти меры применяют для конкретных видов имущества. Каждая из них является достаточно эффективным способом оздоровления компании.

Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой приняты специальные законы, которые направлены на предотвращение банкротства на досудебной стадии с использованием ряда различных процедур.

Статья 30 Федерального закона о банкротстве хотя и имеет обязательный характер, но по большому счету фактически только содержит призыв к учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия, органам государственной власти и местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. При этом обязанность вышеуказанных лиц не подкрепляется мерами государственного воздействия в случае ее несоблюдения.

Следует обратить внимание на то, что положения ст. 31 Федерального закона о банкротстве позволяют предоставить должнику при наличии установленных законодательством признаков банкротства безвозмездную финансовую помощь в размере, достаточном для восстановления его платежеспособности. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Из представленной формулировки следует, что должник совершенно не обязан принимать на себя обязательства в ответ на помощь со стороны. Однако не стоит забывать о том, что предоставление и получение безвозмездной финансовой помощи зачастую чревато рисками гражданско-правового и налогового характера.

К сведению. Существует мнение, что речь в данном случае идет только о возможности предоставления беспроцентного займа. Но такая возможность существует в принципе всегда и не зависит от наличия или отсутствия признаков банкротства.

Положения абз. 7 п. 1 ст. 57 Федерального закона о банкротстве являются в свою очередь посылкой и юридической основой предотвращения банкротства в рамках уже возбужденного дела, так как в соответствии с данным пунктом должник может выйти из процедуры банкротства на любой стадии, расплатившись со всеми кредиторами, и дело о банкротстве будет прекращено.

Процедуры и этапы банкротства

Ранее были названы все процедуры и этапы банкротства. Сейчас рассмотрим их подробнее.

Процедура наблюдения по сути является предварительной. Она не направлена ни на реабилитацию должника, ни на его ликвидацию. Целью наблюдения является сохранение неприкосновенности активов должника и, по возможности, их увеличение за счет взыскания дебиторской задолженности, а также принятие решения: считать должника банкротом или нет. Иными словами. отсеивание безнадежных должников происходит именно на этой стадии.

Далее следует процедура финансового оздоровления, новая для российского законодательства. По своей направленности она больше похожа на реабилитационную. Ее основной и единственной целью является восстановление платежеспособности организации-должника.

Обратите внимание! Процедуры финансового оздоровления и наблюдения имеют ряд сходных черт и с внешним управлением, и с мировым соглашением. Если рассматривать идеальный вариант, то финансовое оздоровление могло бы способствовать достижению баланса интересов, устанавливать наиболее выгодное для реабилитации должника и удовлетворения кредиторов сочетание прав и обязанностей, инициативы и контроля.

Согласно Федеральному закону о банкротстве максимальный срок как для финансового оздоровления, так и для внешнего управления — два года (п. 6 ст. 80 и п. 2 ст. 93 соответственно), при этом п. 2 ст. 92 устанавливает максимальный совокупный срок для финансового оздоровления и внешнего управления, который также равен двум годам. Из этого следует, что с введением финансового оздоровления начинается отсчет срока сразу для обеих этих процедур, причем по истечении 18 месяцев переход к внешнему управлению уже невозможен.

В условиях, когда процедура финансового оздоровления почти не используется, часто применяется внешнее управление, цель которого — реабилитация должника. Однако при этом, как показывает практика, внешнее управление обычно не приводит к восстановлению платежеспособности должника. Из этого можно сделать вывод, что данная реабилитационная процедура как таковая не ведет к реабилитации должника. В связи с этим возникает главный вопрос: для чего же она нужна?

С одной стороны, в механизме внешнего управления можно выделить положительные стороны:

  • организация управляется сторонним менеджером (внешним управляющим);
  • вводится мораторий на исполнение обязательств должника.

Другими словами, очевидно, что внешнее управление дает возможность посторонним менеджерам управлять представляющей для них интерес организацией на льготных условиях (мораторий).

Скорее всего, проблема заключается не только в процессуальных аспектах данной процедуры. В данном случае имеют значение другие факторы неправового характера: с одной стороны, действительно незавидное экономическое положение многих должников, которым помочь может только одна мера — конкурсное производство, а с другой — изначальная готовность кредиторов использовать внешнее управление прежде всего для получения контроля над организацией, а затем уже для ее оздоровления.

Следующая процедура — конкурсное производство, которое направлено на ликвидацию должника. Однако это не означает, что единственным итогом данной процедуры может быть исключение организации из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с действующим законодательством на стадии конкурсного производства может быть заключено мировое соглашение. Кроме того, во время конкурсного производства должник может сам или с помощью третьих лиц расплатиться с кредиторами и выйти из банкротства (п. 1 ст. 125 Федерального закона о банкротстве). Имеется еще одна альтернатива — переход к внешнему управлению, который дает некоторую надежду на реабилитацию организации-должника.

Важно! Под заключением мирового соглашения следует понимать не восстановление платежеспособности должника, а лишь то, что он не ликвидируется, процедура банкротства в его отношении пока приостанавливается и, если будет соблюден ряд условий, будет прекращена совсем. Тем не менее этот механизм как наиболее гибкий весьма удобен для выхода из банкротства, вполне может быть использован с этой целью, и, как правило, используется. Мировое соглашение является реально работающей конструкцией для выхода из банкротства и последующей реабилитации хозяйствующего субъекта.

При всем этом, к сожалению, на данный момент отсутствуют взаимодейственные механизмы банкротного и налогового законодательства, что создает существенные, а иногда непреодолимые трудности, которые мешают заключению такого соглашения, если в банкротстве участвует государство (а как правило, оно участвует в подавляющем большинстве дел о банкротстве).

Из всего этого следует закономерный вывод: на сегодняшний день статистические данные свидетельствуют о том, что существующая система банкротства в подавляющем большинстве случаев приводит к банкротству предприятия, то есть к его ликвидации. Примечательно и то, что данный результат достигается практически всегда в независимости от выбранной процедуры.

Самый поверхностный анализ цифр делает очевидным следующее:

  • процедура наблюдения работает более-менее нормально, в целом достигаются ее цели;
  • финансовое оздоровление как процедура нежизнеспособно;
  • для благополучного выхода из банкротства участники процесса склонны использовать мировое соглашение;
  • ликвидационная процедура конкурсного производства дает такой же абсолютный показатель оздоровлений, как и изначально реабилитационные процедуры.

На основании всего вышесказанного повторимся:

  • несостоятельность — это неспособность должника исполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в связи с превышением суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества, подлежащая удостоверению арбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, для возникновения комплекса частноправовых и публично-правовых отношений;
  • банкротство — удостоверенная арбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность должника исполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным превышением суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Прояснение вопроса о разделении понятий несостоятельности и банкротства как экономико-правовых категорий позволит более точно определять статус должника и применять адекватные правовые нормы.

Необходимо помнить и понимать, что для предотвращения банкротства и его предупреждения на ранних стадиях надо обязательно систематически проводить анализ финансового состояния организации. Одним из наиболее действенных методов избежания банкротства является оптимизация активов предприятия.

В общем и целом можно сказать, что действующее законодательство, в том числе в сфере банкротства, имеет множество противоречий и пробелов, но оно постоянно дополняется, обновляется, совершенствуется и можно надеяться на то, что все же будет создан оптимальный правовой механизм проведения предприятиями процедуры несостоятельности (банкротства).

 

О. Моисеева, юрист

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.