Отдаем журнал бесплатно!

Возмещение НДС из бюджета: когда и как его получают?

 

В какой ситуации у компании возникает право на возмещение НДС из бюджета?

Что должен предпринять налоговый орган при возникновении такой ситуации?

Что может сделать в этом случае компания?

НДС представляет собой часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Он перечисляется в бюджет по мере их реализации. Однако одной из особенностей данного налога является то, что не всегда у компании есть обязательства по его уплате. Нередки такие ситуации, когда по объективным причинам, связанным с хозяйственной деятельностью, у налогоплательщика «входной» НДС больше начисленного. Что же делать в этих ситуациях?

В какой ситуации у компании возникает право на возмещение НДС из бюджета

Обычно в ходе хозяйственной деятельности:

• начисляется НДС по производимым операциям по реализации;

• принимаются к зачету суммы НДС, уплаченные поставщикам;

• возникает разница, подлежащая уплате в бюджет.

Обычно начисленный НДС больше «входного», и у компании возникает обязательство уплатить этот налог в бюджет.

ООО «Варяг» в отчетном периоде приобрело под заказ партию оборудования стоимостью 9 600 000 руб. (в том числе НДС —1 600 000 руб.).

Продажная стоимость этого оборудования составляет 10 000 000 руб. без учета НДС или 12 000 000 руб. с учетом НДС.

Исходя из этих значений, получим, что:

• покупная стоимость оборудования — 8 000 000 руб. (9 600 000 – 1 600 000);

• НДС, уплаченный поставщику, — 1 600 000 руб.;

• НДС по реализации — 2 000 000 руб.

Таким образом, добавленная стоимость составит 2 000 000 руб. (10 000 000 – 8 000 000).

НДС, причитающийся к уплате, будет равен 400 000 руб. (2 000 000 – 1 600 000).

Можно проверить результат: если мы умножим добавленную стоимость на ставку НДС (20 %), то получим те же 400 000 руб. (2 000 000 руб. × 20 %).

Но так бывает не всегда. Может случиться, например, так, что товар закуплен с запасом, чтобы застраховаться от повышения цен, перебоев в поставках и т. п., а продажи в отчетном периоде невелики. В этом случае «входной» НДС может превысить НДС, начисленный в бюджет, то есть окажется, что последний должен компании.

Такая ситуация может возникать и при приобретении дорогостоящих основных средств, реализации инвестиционных проектов.

 

Воспользуемся данными предыдущего примера, но предположим, что в отчетном периоде ООО «Варяг» приобрело грузовой автомобиль для доставки грузов потребителям. Стоимость автомобиля составляет 3 600 000 руб. (в том числе НДС — 600 000 руб.).

В этом случае начисленные в бюджет по реализации продукции 400 000 руб. будут уменьшены на сумму НДС, выставленного поставщиком автомобиля.

Получим 200 000 руб., причитающихся к возмещению из бюджета (600 000 – 400 000).

Что должен предпринять налоговый орган при возникновении такой ситуации

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику[1].

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки. Эта проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К сведению

При необходимости налоговый орган может запрашивать у организации недостающую информацию, документацию.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)[2]. Это общий срок проведения камеральной проверки.

При этом камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации.

Если в течение двухмесячной проверки будут найдены нарушения, то срок ее проведения может быть продлен до трех месяцев.

При наличии нарушений проверяющие составят акт налоговой проверки, оформляемый в течение 10 рабочих дней после окончания проверки. Акт вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления[3].

Если условия, предусмотренные для возмещения НДС, соблюдены, а нарушений не выявлено, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней по окончании камеральной проверки декларации[4].

Как видим, процесс возврата НДС по факту может растянуться более чем на три месяца (срок проведения камеральной проверки + время для принятия решения). В то же время вернуть деньги можно и в более короткие сроки.

Камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Подробный порядок действий проверяющих в этом случае предусмотрен письмом ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 «О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС».

Так, в частности, они будут оценивать соответствие налогоплательщика следующим условиям:

1. Налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска.

2. Более 80 % вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50 % суммы налоговых вычетов приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период.

3. Сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога, заявленную к возмещению из бюджета по такой декларации.

4. Возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70 % от суммы налога, заявлявшейся к возмещению.

Кроме того, все налогоплательщики оцениваются на предмет:

• отсутствия ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (от других налогоплательщиков), приводящих к изменению налоговых обязательств;

• отсутствия признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Оценка производится и по другим параметрам, позволяющим выявить недостоверность представленных данных.

Таким образом, денежные средства будут возвращены организации только после проведения камеральной проверки и при отсутствии фактов, препятствующих вынесению решения о возврате средств.

Для получения средств из бюджета также необходимо будет подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)[5].

Какие же сложности могут возникать в ходе проведения камеральной налоговой проверки?

 

[1] Пункт 1 ст. 176 НК РФ.

[2] Пункт 2 ст. 88 НК РФ.

[3] Пункты 1 и 5 ст. 100 НК РФ.

[4] Пункт 2 ст. 176 НК РФ.

[5] Его форма установлена в приложении 1 к Приказу ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@ «Об утверждении форм и форматов представления документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами при осуществлении зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, а также излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины» (в ред. от 30.11.2022)).

А.В. Васильев,
канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Возмещение НДС из бюджета: когда и как его получают?

 

В какой ситуации у компании возникает право на возмещение НДС из бюджета?

Что должен предпринять налоговый орган при возникновении такой ситуации?

Что может сделать в этом случае компания?

НДС представляет собой часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Он перечисляется в бюджет по мере их реализации. Однако одной из особенностей данного налога является то, что не всегда у компании есть обязательства по его уплате. Нередки такие ситуации, когда по объективным причинам, связанным с хозяйственной деятельностью, у налогоплательщика «входной» НДС больше начисленного. Что же делать в этих ситуациях?

В какой ситуации у компании возникает право на возмещение НДС из бюджета

Обычно в ходе хозяйственной деятельности:

• начисляется НДС по производимым операциям по реализации;

• принимаются к зачету суммы НДС, уплаченные поставщикам;

• возникает разница, подлежащая уплате в бюджет.

Обычно начисленный НДС больше «входного», и у компании возникает обязательство уплатить этот налог в бюджет.

ООО «Варяг» в отчетном периоде приобрело под заказ партию оборудования стоимостью 9 600 000 руб. (в том числе НДС —1 600 000 руб.).

Продажная стоимость этого оборудования составляет 10 000 000 руб. без учета НДС или 12 000 000 руб. с учетом НДС.

Исходя из этих значений, получим, что:

• покупная стоимость оборудования — 8 000 000 руб. (9 600 000 – 1 600 000);

• НДС, уплаченный поставщику, — 1 600 000 руб.;

• НДС по реализации — 2 000 000 руб.

Таким образом, добавленная стоимость составит 2 000 000 руб. (10 000 000 – 8 000 000).

НДС, причитающийся к уплате, будет равен 400 000 руб. (2 000 000 – 1 600 000).

Можно проверить результат: если мы умножим добавленную стоимость на ставку НДС (20 %), то получим те же 400 000 руб. (2 000 000 руб. × 20 %).

Но так бывает не всегда. Может случиться, например, так, что товар закуплен с запасом, чтобы застраховаться от повышения цен, перебоев в поставках и т. п., а продажи в отчетном периоде невелики. В этом случае «входной» НДС может превысить НДС, начисленный в бюджет, то есть окажется, что последний должен компании.

Такая ситуация может возникать и при приобретении дорогостоящих основных средств, реализации инвестиционных проектов.

 

Воспользуемся данными предыдущего примера, но предположим, что в отчетном периоде ООО «Варяг» приобрело грузовой автомобиль для доставки грузов потребителям. Стоимость автомобиля составляет 3 600 000 руб. (в том числе НДС — 600 000 руб.).

В этом случае начисленные в бюджет по реализации продукции 400 000 руб. будут уменьшены на сумму НДС, выставленного поставщиком автомобиля.

Получим 200 000 руб., причитающихся к возмещению из бюджета (600 000 – 400 000).

Что должен предпринять налоговый орган при возникновении такой ситуации

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику[1].

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки. Эта проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К сведению

При необходимости налоговый орган может запрашивать у организации недостающую информацию, документацию.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)[2]. Это общий срок проведения камеральной проверки.

При этом камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации.

Если в течение двухмесячной проверки будут найдены нарушения, то срок ее проведения может быть продлен до трех месяцев.

При наличии нарушений проверяющие составят акт налоговой проверки, оформляемый в течение 10 рабочих дней после окончания проверки. Акт вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления[3].

Если условия, предусмотренные для возмещения НДС, соблюдены, а нарушений не выявлено, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней по окончании камеральной проверки декларации[4].

Как видим, процесс возврата НДС по факту может растянуться более чем на три месяца (срок проведения камеральной проверки + время для принятия решения). В то же время вернуть деньги можно и в более короткие сроки.

Камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Подробный порядок действий проверяющих в этом случае предусмотрен письмом ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 «О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС».

Так, в частности, они будут оценивать соответствие налогоплательщика следующим условиям:

1. Налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска.

2. Более 80 % вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50 % суммы налоговых вычетов приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период.

3. Сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога, заявленную к возмещению из бюджета по такой декларации.

4. Возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70 % от суммы налога, заявлявшейся к возмещению.

Кроме того, все налогоплательщики оцениваются на предмет:

• отсутствия ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (от других налогоплательщиков), приводящих к изменению налоговых обязательств;

• отсутствия признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Оценка производится и по другим параметрам, позволяющим выявить недостоверность представленных данных.

Таким образом, денежные средства будут возвращены организации только после проведения камеральной проверки и при отсутствии фактов, препятствующих вынесению решения о возврате средств.

Для получения средств из бюджета также необходимо будет подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)[5].

Какие же сложности могут возникать в ходе проведения камеральной налоговой проверки?

 

[1] Пункт 1 ст. 176 НК РФ.

[2] Пункт 2 ст. 88 НК РФ.

[3] Пункты 1 и 5 ст. 100 НК РФ.

[4] Пункт 2 ст. 176 НК РФ.

[5] Его форма установлена в приложении 1 к Приказу ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@ «Об утверждении форм и форматов представления документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами при осуществлении зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, а также излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины» (в ред. от 30.11.2022)).

А.В. Васильев,
канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2024.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам