Электронная версия журнала

Саммит финансовых директоров России: экономика после кризиса

«Справочник экономиста» №1 2011 / Разное

Основатель экономической теории Адам Смит говорил когда-то, что всякий расточитель — враг общества, всякий бережливый человек — благодетель. Применяя это высказывание к нашей современной жизни, мы сегодня можем утверждать, что руководитель финансово-экономической службы предприятия, избравший неправильную финансовую стратегию развития, нередко наносит непоправимый урон своей компании. В то же время грамотная финансовая стратегия, отвечающая вызовам времени, приводит компанию к процветанию. Что, собственно, и доказал недавний финансовый кризис…

Недавно в Москве прошла седьмая ежегодная конференция Института Адама Смита «Саммит финансовых директоров России». Это знаменательное событие для представителей бизнеса нашей страны. Участники обсуждали вопросы повышения эффективности работы финансовой службы, ведущую роль CFO в делах компании. Особый интерес гостей саммита вызвал макроэкономический прогноз. Ведь именно представителям финансово-экономических служб предприятия каждый день приходится сталкиваться на практике с вызовами рынка, времени и другими быстро меняющимися условиями и решать проблемы, связанные с внешними факторами.

Этот форум сегодня прочно утвердился в качестве ежегодного места встречи лучших CFO, где собираются сотни финансовых специалистов ведущих компаний России для установления новых контактов, обмена опытом и идеями. Саммит, по сути, — уникальная возможность услышать непосредственно от финансовых экспертов о том, как они преодолевают общие для всех экономистов и финансистов проблемы. Поскольку по мере вхождения в послекризисную фазу деловой и экономический климат постоянно меняется, сейчас как никогда важно проводить встречи и проверять ориентиры, равняясь на лучшую практику отрасли. Саммит CFO предоставил идеальный шанс именно для этого.

С гостевой экономической лекцией саммита CFO–2010 выступил С. Гуриев, ректор Российской экономической школы, на сегодняшний день один из самых авторитетных экономистов в России. Лучшие CFO России проанализировали более 50 уникальных примеров корпоративной практики широчайшего спектра секторов промышленности.

В ходе саммита проводились отраслевые дискуссии за круглым столом под руководством экспертов из группы докладчиков. У присутствующих был шанс получить ответы на ключевые вопросы, имеющие большое значение для конкретных отраслей, в неформальной обстановке. Были представлены следующие отрасли: металлургия и горнодобывающая промышленность; телекоммуникации, IT и массмедиа; финансовые услуги; транспорт; товары массового спроса и потребления; нефтегазовая промышленность; розничная торговля и недвижимость и др.

На саммите подробно рассматривались следующие темы: корпоративное лидерство, повышение эффективности финансовой службы, ключевые методы привлечения финансирования, реструктуризация долга, регулирование финансовых операций и др. В рамках данной статьи не представляется возможным дать полный обзор вышеназванных тем, поэтому мы остановимся на некоторых из них.

Эффективный инструмент минимизации бизнес-рисков

Т. Касьянова, генеральный директор «2К Аудит», ознакомила участников саммита с процедурой Due diligence. В докладе были проанализированы последствия экономического кризиса. В частности, упоминалось, что снизился общий уровень доверия, обострилась конкуренция; с 2009 г. число сделок M&A растет; компании, испытавшие кризис ликвидности, продают активы; у компаний возникает естественное желание обезопасить себя от рисков при сделках и др.

Как результат, процедура комплексного анализа сопровождения сделок — Due diligence — является наиболее действенным инструментом для минимизации рисков по сделкам и формирования объективной стоимости актива.

В настоящее время 75 % участников рынка, предоставляющих услуги Due diligence, предлагают четыре основные процедуры: финансовый, правовой, налоговый и операционный Due diligence. Проводится оценка актива с учетом выявленных рисков:

·        цена актива с учетом выявленных рисков является наиболее выгодной для компании, совершающей покупку;

·        на основе анализа данных разрабатывается оптимальная стратегия для переговоров;

·        карта рисков, ранжирование и вероятность их возникновения — это инструмент для минимизации этих рисков в будущем.

Стратегия и инновации

Влиянию инноваций на стратегическую роль и функциональные обязанности CFO посвятил свой доклад Е. Лунеев, CFO «AFI Development». В своем выступлении он подробно остановился на том, что изменения бизнес-среды вносят коррективы в работу финансового директора, который должен адекватно реагировать на вызовы времени. В частности, у CFO как одного из ключевых топ-менеджеров компании прослеживается прямое изменение функционала: вводятся новые виды отчетности, усложняется процесс финансового моделирования, добавляются новые функции и возможности (возрастает сложность анализа, добавляется риск-менеджмент, появляется возможность повысить эффективность работы).

Е. Лунеев привел примеры того, как в современном мире возрастает скорость обмена информации в бизнес-среде, перечислил информационные ресурсы. Среди них:

·        Epinions.com — отчеты пользователей обо всем;

·        CyberAlert4.0 — мониторинг 40,000 различных источников за $400 в месяц;

·        Data Leakage Protection — техническая защита внутренней информации компании.

В своем докладе он подчеркнул важность готовности компании дать реакцию на информацию на рынке в течение минут (пример: компания Apple, 16.05.2007 — фальшивый e-mail о iPhone и последовавшая незамедлительная реакция руководства компании). Е. Лунеев заострил внимание слушателей на том, что в современных условиях сложность финансового моделирования (особенно в макроэкономических моделях) достигла предельного значения для понимания топ-менеджеров, а долгосрочное моделирование вызывает все больше вопросов. Он согласился с мнением профессора менеджмента школы Уортона Университета Пенсильвании Р. Л. Акоффа относительно того, что сегодня руководители страдают от избытка информации, в то время как само по себе увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Эффективным решением многих задач в компании может служить передача определенных функций на аутсорсинг. Современный уровень развития коммуникаций позволяет передать на аутсорсинг практически все функции, которые не являются для компании основными. В качестве примера можно привести Индию: оборот проектов, отданных на аутсорсинг в эту страну, достиг $ 11 млрд уже в 2008 г., а это более 1 млн занятых. Не стоит сбрасывать со счетов и хоумсорсинг, розыгрыш контрактов на конкурсах, аутсорсинг в социальные и профессиональные сети, freeware…

Рассказывая о новых возможностях финансирования проектов, докладчик остановился на следующих примерах компаний, предоставляющих услуги такого рода в интернете:

·                          «Zopa» — «Everybody wins, except for fat cats!» — P2P-кредитование в действии. Общий объем P2P-кредитов превышает $ 700 млн;

·                         «Kiva», «MyC4» — социальное микрокредитование;

·                         «Virginmoney» – управление займами F&F;

·                         «Pioneer On Line Investment Club (POLIC)»— первый инвестиционный клуб в сети, основанный в 1998 г. (сейчас их несколько тысяч);

·                         Angelsoft.net + TheFunded.com + LinkedIn.com — поиск венчурных инвесторов в сети.

Также в своем докладе Е. Лунеев затронул тему влияния внешней среды на стратегию, выразив мысль, что окружение, в котором работает компания, предопределяет тип ее стратегии. Так, при высокой скорости изменений в индустрии (рынке) и низкой сложности бизнеса наличие долгосрочной стратегии вредит компании, конкуренция на новообразовавшемся рынке — активная, маржа — высокая. При высокой скорости изменений в индустрии (рынке) и высокой сложности бизнеса (продукта) присутствует жесткая конкуренция, требуются массивные инвестиции, стратегия требует постоянного изменения и направлена на инновации, что приводит либо к супермарже, либо к огромным потерям. При низкой скорости изменений в индустрии (рынке) и низкой сложности бизнеса присутствует ценовая конкуренция и конкуренция затрат, необходима среднесрочная стратегия, направленная на повышение эффективности работы компании, маржа низкая. При низкой скорости изменений в индустрии (рынке) и высокой сложности бизнеса характерны высокие входные барьеры, возможна высокая конкуренция, поэтому очевидна необходимость долгосрочной стратегии.

Е. Лунеев подчеркнул, что последние концепции стратегического планирования предлагают компаниям отделять инновационные стратегические эксперименты от основной стратегии компании.

Особенности финансового лизинга в России и за рубежом

Генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Д. Зотов в своем выступлении на саммите финансовых директоров затронул вопрос эффективного способа привлечения финансирования — лизинга. Он отметил несомненные плюсы этой финансовой процедуры:

·        доступность получения (принятие риска на предмет лизинга);

·        быстрое принятие решения (три-пять дней) в отличие от обычного кредитования;

·        получение скидок от вендоров;

·        ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль;

·        минимизация финансовой нагрузки на бизнес;

·        отсутствие необходимости дополнительного обеспечения (оборудование выступает обеспечением по сделке);

·        гибкие графики платежей — учет сезонности бизнеса и окупаемости проекта;

·        возвратный лизинг — привлечение средств для развития бизнеса;

·        очистка баланса (при выходе на IPO);

·        финансирование неприемлемых для банков сделок;

·        внебалансовое финансирование;

·        отсутствие НДС при оплате лизинговых платежей;

·        рассрочка оплаты таможенной пошлины и НДС в режиме временного ввоза;

·        сравнимость лизинговых платежей с арендными (при семилетнем лизинге).

Интересно, что в настоящее время рынок лизинга Европы в 28 (!) раз больше рынка лизинга РФ.

Приведем краткую характеристику европейского рынка лизинга:

·        высокая концентрация: на 7 компаний, приходится 47 % нового бизнеса на рынке лизинга Европы;

·        79 % компаний на рынке лизинга Европы являются компаниями при крупных банках или финансовых группах;

·        доля лизинга в инвестициях в странах Восточной Европы составляет 15–17 %;

·        доля лизинга в инвестициях в странах Западной Европы доходит до 30 %.

По сути европейский рынок лизинга — это целевой ориентир для рынка лизинга РФ.

Рынок лизинга РФ в настоящее время составляет 3,5 % европейского рынка, то есть фактически этот рынок в нашей стране не развит. Залог лидирующих позиций в будущем — это работа в партнерстве с крупным банком (финансирование, дистрибуция) и развитие вендорских каналов продаж.

Если мы коснемся отраслевой структуры рынка лизинга Европы, то там доминирует лизинг автотранспорта. Кроме того, высока доля лизинга недвижимости - около 11 %, в некоторых странах Европы достигает 30 % (Италия). В структуре рынка лизинга наиболее высокая доля лизинга легкового и коммерческого автотранспорта (около 52 % объема). Развит оперативный лизинг и система дополнительных сервисов. Около 980 тыс. единиц автотранспорта было передано в оперативный лизинг (легковой автотранспорт — 35 %, грузовой автотранспорт — 17 %, оборудование — 36 %, недвижимость — 11 %).

В настоящее время перед российскими финансовыми институтами стоят задачи: сконцентрироваться на лизинге недвижимости (высокий потенциал сегмента лизинга недвижимости РФ); увеличить долю на рынке лизинга автотранспорта за счет продаж через каналы вендоров и Сбербанк. В перспективе также внедрение оперативного лизинга и системы дополнительных сервисов, в том числе флит-менеджмента.

 

О. А. Степанцева

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2011.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.