Отдаем журнал бесплатно!

Специфика учета и отчетности при исполнении государственных заказов и оборонных контрактов

Нормативные основы учета деятельности по государственному заказу, в том числе по гособоронзаказу (ГОЗ)

Раздельный учет расходов по ГОЗ

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ

Отчетность по ГОЗ

 

Работа с государственными заказами и оборонными контрактами требует от исполнителей не только раздельного учета расходов, контроля за целевым использованием бюджетных средств, но и составления отчетности для государственных заказчиков ГОЗ. Задача усложняется, если организация — исполнитель ГОЗ является государственной корпорацией или публично-правовой компанией. В этом случае нужно составлять дополнительную отчетность. В статье расскажем о порядке и сроках представления отчетности организацией — исполнителем ГОЗ. Начнем с основных определений.

Государственный контракт, муниципальный контракт — это договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги и который заключен от имени РФ или ее субъекта для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные средства и осуществляющие закупки.

Участник закупок — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением тех, кто поименован в подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Участник закупок должен наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью составлять в определенные сроки специальную отчетность.

Нормативные основы учета деятельности по государственному заказу

Деятельность организаций, заключивших контракт на исполнение государственного заказа, регулируется нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 02.07.2021; далее — Федеральный закон № 44-ФЗ). В нем регламентирован единый цикл формирования, размещения госзаказа и исполнения государственных контрактов.

Один из инструментов контроля за государственными закупками, рационального и целевого использования бюджетных средств — систематическая отчетность исполнителей государственных контрактов перед контролирующими органами.

Нормативные основы учета деятельности по государственному оборонному заказу

Федеральный закон № 44-ФЗ подробно описывает права и обязательства сторон при исполнении государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ).

Также с 2013 г. действует Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в ред. от 26.05.2021; далее — Федеральный закон № 275-ФЗ). В нем предусмотрен полный алгоритм действий по заключению, изменению, выполнению и возможному расторжению ГОЗ.

Исходя из норм Федерального закона № 275-ФЗ ГОЗ — это задание на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ. Перечисленные задания устанавливаются нормативным правовым актом Правительства РФ.

ГОЗ может размещаться строго определенными лицами. Это федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос». На практике они иногда передают свои полномочия государственных заказчиков ГОЗ другим лицам. Такая передача оформляется, например, приказом федерального органа исполнительной власти или договором.

Особое внимание в Федеральном законе 275-ФЗ отводится вопросу отчетности за использование полученного финансирования. Отчетность должны предоставлять все исполнители ГОЗ (и «частники», и «бюджетники»).

Раздельный учет расходов по ГОЗ

На протяжении всего периода действия ГОЗ его исполнитель обязан вести раздельный учет расходов по ГОЗ и затрат по иным договорам. Средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение ГОЗ и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за их нецелевое использование.

Также исполнитель госзаказа (в том числе ГОЗ) обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу. Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации[1].

При разработке такой методики исполнитель госзаказа должен руководствоваться, кроме общих положений бухгалтерского учета, Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности[2].

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ

При осуществлении казначейского сопровождения целевых средств необходимо руководствоваться Порядком[3], утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2020 № 334н.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 Порядка получатель целевых средств по каждому государственному контракту ГОЗ ведет раздельный учет:

• доходов;

• расходов;

• активов (денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности);

• обязательств (кредиторской задолженности);

• иных объектов учета.

Расходы учитываются по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия обособленно по каждому договору (п. 3 Порядка). Фактические затраты, отнесенные на исполнение договора, группируются в регистрах аналитического учета (п. 4 Порядка).

Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с учетной политикой предприятия (п. 5 Порядка). На каждый договор они распределяются пропорционально срокам исполнения, определенным договором, либо срокам использования авансового платежа по нему. При этом оформляется бухгалтерская справка и расчет суммы накладных расходов.

Все учетные записи совершаются только на основании первичных (сводных) учетных документов (п. 6 Порядка).

При ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности должна быть раскрыта и информация о структуре цены договора. Для этого исполнители госзаказа формируют расходную декларацию (п. 10 Порядка).

Организации — исполнители ГОЗ независимо от форм собственности при формировании себестоимости должны руководствоваться Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа[4] (п. 6 Порядка). Применение этого правила подтверждается и судебной практикой[5].

Чтобы обеспечить раздельный учет и сформировать финансовый результат по каждому госзаказу, исполнители предусматривают в рабочем Плане счетов дополнительные субсчета к используемым счетам бухгалтерского учета

Налоговый учет

В Налоговом кодексе РФ нет самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции по госзаказу. Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) только по тем операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Таким образом, при расчете налогов исполнитель госзаказа (в том числе ГОЗ) руководствуется общими нормами их исчисления и применяемой системой налогообложения.

Отчетность по ГОЗ

Операции, отраженные исполнителем работ по ГОЗ, в дальнейшем отражаются в формах отчетности, которые предусмотрены законодательством.

Исполнитель ГОЗ, как и все субъекты хозяйствования, по итогам хозяйственной деятельности составляет и направляет в налоговый орган налоговую отчетность согласно требованиям Налогового кодекса РФ и бухгалтерскую отчетность, установленную п. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ.

Отчетность государственных корпораций и публично-правовых компаний

Если исполнитель ГОЗ является государственной корпорацией или публично-правовой компанией, то ему необходимо дополнительно составлять отчетность о выполнении программ деятельности и достижении ключевых показателей эффективности работы госкорпораций (госкомпаний) и публично-правовых компаний (ППК). Эта отчетность включается в состав годового отчета корпорации (компании).

Требования к составлению такой отчетности утверждены Правительством РФ[6]. Согласно этим требованиям и государственная корпорация, и ПКК самостоятельно утверждают показатели, которые отражаются в годовых отчетах.

 

[1] Пункт 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ); п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018); п. 2, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 07.02.2020).

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 (в ред. от 22.06.2019; далее — Правила № 47).

[3] Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по соглашению, государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, государственному контракту по государственному оборонному заказу, договору (контракту, соглашению), распределения накладных расходов по ним, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора (контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Порядок).

[4] Утвержден Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334.

[5] Постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 № Ф05-2946/12.

[6] Требования к форме и содержанию отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также требований к форме и содержанию отчетов о достижении ключевых показателей эффективности деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2447 (далее — Постановление № 2447).

М. А. Чванова,
аудитор, профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Специфика учета и отчетности при исполнении государственных заказов и оборонных контрактов

Нормативные основы учета деятельности по государственному заказу, в том числе по гособоронзаказу (ГОЗ)

Раздельный учет расходов по ГОЗ

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ

Отчетность по ГОЗ

 

Работа с государственными заказами и оборонными контрактами требует от исполнителей не только раздельного учета расходов, контроля за целевым использованием бюджетных средств, но и составления отчетности для государственных заказчиков ГОЗ. Задача усложняется, если организация — исполнитель ГОЗ является государственной корпорацией или публично-правовой компанией. В этом случае нужно составлять дополнительную отчетность. В статье расскажем о порядке и сроках представления отчетности организацией — исполнителем ГОЗ. Начнем с основных определений.

Государственный контракт, муниципальный контракт — это договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги и который заключен от имени РФ или ее субъекта для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные средства и осуществляющие закупки.

Участник закупок — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением тех, кто поименован в подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Участник закупок должен наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью составлять в определенные сроки специальную отчетность.

Нормативные основы учета деятельности по государственному заказу

Деятельность организаций, заключивших контракт на исполнение государственного заказа, регулируется нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 02.07.2021; далее — Федеральный закон № 44-ФЗ). В нем регламентирован единый цикл формирования, размещения госзаказа и исполнения государственных контрактов.

Один из инструментов контроля за государственными закупками, рационального и целевого использования бюджетных средств — систематическая отчетность исполнителей государственных контрактов перед контролирующими органами.

Нормативные основы учета деятельности по государственному оборонному заказу

Федеральный закон № 44-ФЗ подробно описывает права и обязательства сторон при исполнении государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ).

Также с 2013 г. действует Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в ред. от 26.05.2021; далее — Федеральный закон № 275-ФЗ). В нем предусмотрен полный алгоритм действий по заключению, изменению, выполнению и возможному расторжению ГОЗ.

Исходя из норм Федерального закона № 275-ФЗ ГОЗ — это задание на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ. Перечисленные задания устанавливаются нормативным правовым актом Правительства РФ.

ГОЗ может размещаться строго определенными лицами. Это федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос». На практике они иногда передают свои полномочия государственных заказчиков ГОЗ другим лицам. Такая передача оформляется, например, приказом федерального органа исполнительной власти или договором.

Особое внимание в Федеральном законе 275-ФЗ отводится вопросу отчетности за использование полученного финансирования. Отчетность должны предоставлять все исполнители ГОЗ (и «частники», и «бюджетники»).

Раздельный учет расходов по ГОЗ

На протяжении всего периода действия ГОЗ его исполнитель обязан вести раздельный учет расходов по ГОЗ и затрат по иным договорам. Средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение ГОЗ и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за их нецелевое использование.

Также исполнитель госзаказа (в том числе ГОЗ) обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу. Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации[1].

При разработке такой методики исполнитель госзаказа должен руководствоваться, кроме общих положений бухгалтерского учета, Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности[2].

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ

При осуществлении казначейского сопровождения целевых средств необходимо руководствоваться Порядком[3], утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2020 № 334н.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 Порядка получатель целевых средств по каждому государственному контракту ГОЗ ведет раздельный учет:

• доходов;

• расходов;

• активов (денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности);

• обязательств (кредиторской задолженности);

• иных объектов учета.

Расходы учитываются по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия обособленно по каждому договору (п. 3 Порядка). Фактические затраты, отнесенные на исполнение договора, группируются в регистрах аналитического учета (п. 4 Порядка).

Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с учетной политикой предприятия (п. 5 Порядка). На каждый договор они распределяются пропорционально срокам исполнения, определенным договором, либо срокам использования авансового платежа по нему. При этом оформляется бухгалтерская справка и расчет суммы накладных расходов.

Все учетные записи совершаются только на основании первичных (сводных) учетных документов (п. 6 Порядка).

При ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности должна быть раскрыта и информация о структуре цены договора. Для этого исполнители госзаказа формируют расходную декларацию (п. 10 Порядка).

Организации — исполнители ГОЗ независимо от форм собственности при формировании себестоимости должны руководствоваться Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа[4] (п. 6 Порядка). Применение этого правила подтверждается и судебной практикой[5].

Чтобы обеспечить раздельный учет и сформировать финансовый результат по каждому госзаказу, исполнители предусматривают в рабочем Плане счетов дополнительные субсчета к используемым счетам бухгалтерского учета

Налоговый учет

В Налоговом кодексе РФ нет самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции по госзаказу. Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) только по тем операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Таким образом, при расчете налогов исполнитель госзаказа (в том числе ГОЗ) руководствуется общими нормами их исчисления и применяемой системой налогообложения.

Отчетность по ГОЗ

Операции, отраженные исполнителем работ по ГОЗ, в дальнейшем отражаются в формах отчетности, которые предусмотрены законодательством.

Исполнитель ГОЗ, как и все субъекты хозяйствования, по итогам хозяйственной деятельности составляет и направляет в налоговый орган налоговую отчетность согласно требованиям Налогового кодекса РФ и бухгалтерскую отчетность, установленную п. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ.

Отчетность государственных корпораций и публично-правовых компаний

Если исполнитель ГОЗ является государственной корпорацией или публично-правовой компанией, то ему необходимо дополнительно составлять отчетность о выполнении программ деятельности и достижении ключевых показателей эффективности работы госкорпораций (госкомпаний) и публично-правовых компаний (ППК). Эта отчетность включается в состав годового отчета корпорации (компании).

Требования к составлению такой отчетности утверждены Правительством РФ[6]. Согласно этим требованиям и государственная корпорация, и ПКК самостоятельно утверждают показатели, которые отражаются в годовых отчетах.

 

[1] Пункт 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ); п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018); п. 2, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 07.02.2020).

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 (в ред. от 22.06.2019; далее — Правила № 47).

[3] Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по соглашению, государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, государственному контракту по государственному оборонному заказу, договору (контракту, соглашению), распределения накладных расходов по ним, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора (контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Порядок).

[4] Утвержден Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334.

[5] Постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 № Ф05-2946/12.

[6] Требования к форме и содержанию отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также требований к форме и содержанию отчетов о достижении ключевых показателей эффективности деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2447 (далее — Постановление № 2447).

М. А. Чванова,
аудитор, профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2021.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам