Электронная версия журнала

Оцениваем стоимость компании

«Справочник экономиста» №12 2017 / Управление финансами

Собственники компании могут рассматривать ее не только как источник получения дивидендов, но и как актив, который может быть реализован. Чтобы иметь представление о величине потенциального дохода от продажи компании, необходимо оценить ее стоимость. Чтобы облегчить этот процесс, предлагаем вам готовое решение. Вы можете скачать его, воспользовавшись нашей услугой «Сервис форм», код доступа — на с. 1.

 

Перечень ситуаций, требующих определения стоимости компании, не ограничивается процессом ее купли-продажи. К этому перечню также относятся выпуск (эмиссия) акций, реструктуризация предприятия (слияние или поглощение, выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга), раздел имущества, ликвидация компании (банкротство).

При выполнении такой оценки воспользуйтесь предлагаемым нами готовым решением: вы сможете рассчитать стоимость компании (предприятия, организации, бизнеса) с использованием подходов, применяемых в отечественной и зарубежной практике оценочной деятельности, на основе данных финансовой отчетности организации.

Программа «Оценка стоимости компании с помощью Excel» позволяет определить стоимость компании тремя способами:

  • методом дисконтированных денежных потоков (наиболее часто используется на практике);
  • методом капитализации прибыли;
  • методом чистых активов.

Для выполнения расчетов потребуются данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснения к отчетности организации. Специалисту, который будет непосредственно заниматься расчетами, предстоит выполнить ряд преобразований перечисленных отчетных форм. Какие именно преобразования и как их проводить — в текстовом описании в «Сервисе форм». Там же вы найдете многочисленные подсказки и комментарии к расчетным таблицам.

Содержание расчетного файла организовано таким образом, что технология проведения оценки и представление итоговых результатов будут понятны не только специалистам в области оценочной деятельности, но и всем заинтересованным лицам, имеющим базовые знания в области экономики и финансов — экономистам, бухгалтерам, руководителям, собственникам, инвесторам.

Для удобства и эффективности работы с программой в нее включены:

  • описание экономического содержания каждого из методов оценки стоимости бизнеса, области его применения, пошаговый алгоритм выполнения расчетов;
  • пояснения к подготовке исходной информации для каждого расчетного шага;
  • расчетные модули, оформленные в соответствии с требованиями специалистов в области оценки стоимости бизнеса.

В результате работы с программой будет получена экономическая информация, которая дополнит традиционное описание финансового положения компании и будет интересна собственникам организации и ее потенциальным инвесторам.

Методика и практика выполнения оценки стоимости компании

Оценка инвестиционных проектов и расчет показателей финансового состояния предприятия (коэффициентов ликвидности, рентабельности и т. п.) проводятся с помощью универсальных методик, применение которых не зависит от отраслевой принадлежности и времени существования компании.

С оценкой стоимости компании дело обстоит иначе: единой универсальной формулы, с помощью которой можно было бы определить стоимость любой организации, нет, потому что:

1) компании различных сфер деятельности и различных этапов развития (становление, стабильное функционирование, рост, ликвидация) обладают собственными, отличными от других ценностными характеристиками — размерами имеющихся и будущих выгод, уровнем рисков, структурой активов;

2) каждый собственник или инвестор обладает своим взглядом на способ извлечения дохода из конкретной компании, а также на требуемый уровень доходности.

В связи с этим в стоимостной оценке предприятий применяются различные концепции (подходы) и разработанные на их основе методы.

А. А. Васина,
финансовый консультант

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.