Электронная версия журнала

Транспортный и земельный налог организации: нюансы исчисления, новации 2020 года

«Справочник экономиста» №11 2020 / Налоговое планирование

Транспортный налог: объект налогообложения, федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога

Новации 2020 года по транспортному налогу

Земельный налог: объект налогообложения, нюансы его безошибочного определения, федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога, льготы по налогу

Новации 2020 года по земельному налогу

Бухгалтерский и налоговый учет по транспортному и земельному налогам

 

При расчете и уплате транспортного и земельного налогов в текущем году необходимо учитывать все нововведения, опираться на разъяснения налогового органа.

Как новации по транспортному и земельному налогам отразятся на бухгалтерском и налоговом учете организаций? На что обратить особое внимание при формировании управленческой отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Объект налогообложения

Правила исчисления, сроки уплаты, а также налоговые преференции (льготы) по транспортному налогу изложены в гл. 28 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

 

Обратите внимание!

Отличительная особенность данного налога в том, что уплачивать его должно не лицо-собственник, как в случае многих иных налогов, а «лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения» (ст. 357 НК РФ). То есть факт регистрации транспортного средства (ТС) на определенное лицо приводит к обязанности уплаты налога по нему данным лицом.

 

Сложности по исчислению транспортного налога возникают, если данное лицо уклоняется от регистрации ТС, пытаясь тем самым сэкономить на расходах по уплате налога.

 

  • Позиция Минфина России: подобное ТС не является объектом обложения налогом (см. письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-05-05-04/18; Письмо УФНС по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127).

 

  • Позиция судов: уклонение от регистрации ТС, подлежащего государственной регистрации, не освобождает владельца от уплаты налога (см. Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ от 07.06.2012 № 14341/11, Определения Верховного Суда РФ от 29.10.2014 № 301-КГ14-2926, Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2008 № КА-А40/3514-08, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 № Ф04-5734/2007).

 

  • Позиция налогового органа ранее соответствовала позиции Минфина России (см. письмо УФНС по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127). Сейчас налоговики явно предусматривают доначисление налога через решение судебного органа по недобросовестному налогоплательщику (письмо ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@).

 

Таким образом, владельцу ТС, который не зарегистрировал это ТС, необходимо будет доказывать обоснованность своих действий (бездействий) по налоговым обязательствам транспортного налога. В противном случае он будет считаться недобросовестным налогоплательщиком, обязанным уплатить транспортный налог, а также штрафные санкции за просроченный период оплаты.

Уплата налога при приобретении транспорта на условиях лизинга

Сейчас на практике широко применяется приобретение транспортного средства в лизинг. Как правило, по условиям такого договора до момента окончательного выкупа собственником ТС является лизингодатель, а само ТС регистрируется за лизингополучателем. Кто в этой ситуации должен платить транспортный налог?

Вопрос об уплате транспортного налога в отношении ТС, переданных по договору лизинга и временно зарегистрированных за лизингополучателем, рассмотрен ФНС России в письме от 11.12.2013 № БС-4-11/22368, а также в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 03.07.2019 № 03-05-05-04/48956:

• если ТС, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, налогоплательщиком транспортного налога является лизингополучатель;

• если ТС, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога

Все основные элементы данного налога устанавливает Налоговый кодекс РФ (гл. 28) как основной акт федерального законодательства по налоговым правоотношениям. Перечень ТС, не подлежащих налогообложению, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

 

Обратите внимание!

Этот перечень является закрытым и не может быть изменен или дополнен актом субъекта федерального законодательства.

 

Транспортный налог относится к региональным налогам (подп. 3 ст. 14 НК РФ). Поэтому властям субъектов федерации (в том числе города Москвы) дано право самостоятельно устанавливать (п. 3 ст. 12, ст. 356 НК РФ):

• ставки налога;

• сроки уплаты налога;

• перечень и порядок применения налоговых льгот.

Вопрос о ставках и сроках уплаты налога отнесен к полномочиям законодательства субъектов РФ по следующему алгоритму:

• п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливает федеральные ставки, а п. 2 этой же статьи предусматривает право на их увеличение или уменьшение законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз;

• уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Таким образом, при планирования бюджетных платежей организации необходимо руководствоваться нормами закона субъекта РФ, к которому она относится.

В частности, Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» не предусмотрены авансовые платежи по налогу (налог уплачивается в бюджет города в течение года); также в Законе содержится дополнительный перечень льготных категорий граждан, имеющих право на освобождение от налога.

 

Обратите внимание!

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны учитывать следующее: если ТС зарегистрировано по месту нахождения обособленного подразделения (филиала, представительства), налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (см. письма ФНС России от 27.06.2018 № БС-4-21/12385@, Минфина России от 17.04.2018 № 03-05-05-04/25536, 29.10.2013 № 03-05-04-04/45850).

Новация 2020 года — отмена декларации по транспортному налогу

Текущий год внес немало изменений в ранее действовавший порядок по учету транспортного налога. Давайте их проанализируем.

Федеральная налоговая служба РФ Приказом от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440 сообщила об отмене формы и правил заполнения налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам. При этом согласно п. 2 Приказа отмена действует с 01.01.2021. То есть отчетность по транспортному и земельному налогам организации самостоятельно предоставили последний раз по итогам 2019 г. (до 03.02.2020).

Отмена деклараций не означает отмену самих налогов, а говорит о переходе на иной принцип исполнения налоговых обязательств по транспортному и земельному налогу для юридических лиц, а именно:

1) организации начиная с отчетности за 2020 г. не обязаны самостоятельно подавать данные отчетные формы по этим налогам. Налоговый орган самостоятельно рассчитает суммы налога и предоставит сообщение с указанием суммы.

 

Обратите внимание!

Сообщение об исчисленной сумме налога будет направляться по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога, т. е. когда налогоплательщик должен был исполнить обязанность по уплате транспортного налога и земельного налога и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

 

Таким образом, организация определяет срок оплаты налога исходя из даты, указанной в законе субъекта РФ, к которому она относится, и уплачивает его. Сообщение из налогового органа является лишь информацией о перечне транспортных средств, зарегистрированных на организацию по данным регистрационного органа и ФНС, а также о периоде времени (в месяцах) владения, о мощности двигателя и о сумме налога, начисляемого налоговым органом по лицевому счету организации.

Форма сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

М. А. Шкалина,
аудитор, бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2020.