Электронная версия журнала

Практика применения управленческого учета на предприятии

«Справочник экономиста» №11 2009 / Управление финансами

В данной статье на практических примерах проанализирован опыт работы по планированию себестоимости и формированию отпускных цен на продукцию производственного предприятия пищевой отрасли — хладокомбината по выпуску замороженных полуфабрикатов. Предложенный способ расчета себестоимости и отпускных цен позволяет формировать безубыточный ассортимент продукции на основе принципов и методов управленческого учета. Данный подход применим в работе экономической службы предприятия любой другой отрасли. Анализ опыта работы и представленные в статье рекомендации имеют практическое значение для создания условий финансовой стабильности и повышения эффективности оперативного управления производством.

Современный этап развития экономики характеризуется нестабильностью внешней и внутренней среды функционирования экономического объекта. Практически деятельность всех отраслей экономики подвержена в сильной степени конъюнктурным колебаниям. Особенно это характерно для производственных предприятий.

Снижение среднего уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой — к росту потребительских цен.

Резкие изменения в финансовой и экономической сфере в конце 2008 — начале 2009 гг. приводят к необходимости использования новых методов управления производственной деятельностью предприятия. В настоящее время эффективное управление предприятием все больше зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

Бухгалтерский финансовый учет и составляемая на его основе бухгалтерская финансовая отчетность малоинформативны для ежедневного принятия оперативных управленческих решений и анализа.

В то же время производственные предприятия остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения по ценообразованию.

Обратите внимание!

Иными словами, стабильность предприятия, функционирующего в условиях финансового кризиса, определяется, прежде всего, способностью его руководителей грамотно вести управление предприятием. В этих условиях требуются не только теоретические знания в области экономики и финансов, но и умение их использовать на практике.

Таким образом, эффективность работы современного предприятия во многом зависит от принятия управленческих решений по изменению объемов выпуска отдельных видов ассортимента продукции и ценовой политики предприятия, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на рынке.

Ассортимент продукции анализируемого предприятия пищевой отрасли — хладокомбината по выпуску замороженных полуфабрикатов формируется под воздействием ряда факторов как внешнего характера, определяющих уровень спроса на продукцию, так и внутреннего, определяющих технико-экономические возможности предприятия.

При определении объемов и структуры ассортимента предприятие ориентируется, с одной стороны, на производственные мощности, а с другой — на заключенные договоры, формирующие ассортимент продукции.

Объем реализации и структура ассортимента продукции оказывают существенное воздействие на финансовые показатели хладокомбината, определяемые на основе отпускных цен.

Поскольку производимые виды продукции могут отличаться технологией изготовления, составом сырья и материалов и другими факторами, то при изменении структуры реализуемой продукции объем выручки в натуральном выражении может увеличиваться, а прибыль при этом может быть меньше. Это объясняется тем, что затраты на единицу продукции неодинаковы. Влияние на прибыль оказывает изменение ассортимента, то есть то, в сторону какой продукции — низкорентабельной или высокорентабельной — произошел структурный сдвиг.

При этом отказ от убыточной или низкорентабельной продукции может привести к снижению общей рентабельности из-за того, что быстроокупаемая продукция вынуждена будет взять на себя покрытие полных издержек производства.

Рассмотрим вышесказанное на конкретном примере.

 В табл. 1 представлена характеристика экономических показателей ассортимента продукции цеха мясных полуфабрикатов хладокомбината.

Таблица 1. Характеристика экономических показателей ассортимента продукции цеха мясных полуфабрикатов

Наименование

Себестоимость 1 кг, руб.

Отпускная цена за 1 кг, руб.

Объем выпуска за месяц, кг

Пельмени весовые

41,34

52,00

26 530

Котлеты по-киевски весовые

37,09

61,50

1524

Бифштекс классический

65,38

62,00

1074

Шницель весовой

64,38

81,00

1974

Как видно из приведенной таблицы, на предприятии имеется проблема наличия в структуре ассортимента убыточного вида продукции — бифштекса классического, отпускная цена которого 62 руб. за один кг, а себестоимость — 65,38 руб. за кг, при этом убыток при производстве данного вида продукции — 3,38 руб. в расчете на один кг.

Проанализируем возможность снятия с производства этого вида продукции.

Представим данные в виде аналитической таблицы, где базовый вариант — это итоговые данные по ассортименту, перечисленному в табл. 1, а расчетный вариант — итоговые значения показателей при снятии с производства убыточной продукции.

Характеристика экономических показателей ассортимента при снятии с производства убыточных видов продукции представлена в табл. 2.

Таблица 2. Характеристика экономических показателей ассортимента при снятии с производства убыточных видов продукции

Показатель

Базовый вариант

Расчетный вариант

Изменение показателей

Объем выпуска, кг

31 102

30 028

–1074

Объем реализации, руб.

1 699 768

1 633 180

–66 588

Затраты, в том числе сырье и материалы, руб.

820 099,95

782 252,38

–37 847.57

Заработная плата основных производственных рабочих (с учетом ЕСН), руб.

113 450,32

107 552

–5898,32

Прочие переменные расходы, руб.

103 996,12

98 589,33

–5406,79

Итого переменные расходы, руб.

945 419,39

896 266,71

–49 152,68

Постоянные расходы, руб.

378 179,75

378 179,75

0,00

Итого полная себестоимость, руб.

1 323 599,14

1 274 446,46

–49 152,68

Прибыль, руб.

376 168,86

358 733,54

–17 435,32

Рентабельность продукции, %

28,42

28,15

–0,27

 

Обратите внимание!

Таким образом, снятие с производства убыточных видов продукции не только не приносит предприятию дополнительных доходов, но и существенно сокращает общую прибыль от реализации за счет перераспределения постоянных расходов между оставшимися видами продукции.

В связи с этим был осуществлен расчет себестоимости на основе нормативного метода распределения постоянных расходов с использованием известных в литературе понятий маржинального дохода и критического объема производства.

Себестоимость каждого вида продукции рассчитывалась следующим образом:

Ci = Zvi + Zci,              (1)

где Ci — себестоимость i-го вида продукции;

Zvi  — переменные расходы на  i-й вид продукции;

Zci — постоянные расходы на i-й вид продукции.

При этом:

Di = Vi – Zvi, (2)

где Di — маржинальный доход i-го вида продукции;

Vi — выручка от реализации i-го вида продукции.

Например, маржинальный доход для такого вида продукции, как пельмени весовые, будет равен 611 835 руб. (1 379 560 – 767 725; см. табл. 3).

Сумма 1 379 560 руб. — выручка от реализации пельменей, а 767 725 руб. — сумма переменных затрат при выпуске данного вида продукции.

Общий (совокупный) маржинальный доход от производства рассматриваемого ассортимента определяется как разница между выручкой от реализации и величиной переменных затрат и составляет 754 348,61 руб. (1 699 768 – 945 419,39).

Если величина совокупного маржинального дохода служит базой для распределения постоянных расходов, тогда ставка их распределения определяется так:

Кн = Zci / Dс, (3)

где Dс — совокупный маржинальный доход.

При этом доля постоянных расходов на i-й вид продукции составляет:

Zci = Кн × Dс.                                             (4)

Коэффициент распределения постоянных расходов равен 0,5013 (378 179,75 / 754 348,61). При этом числитель, равный 378 179,75 руб., — это сумма постоянных расходов при выпуске рассматриваемого ассортимента, а знаменатель 754 348,61 руб. — общий маржинальный доход.

В итоге получаем коэффициент распределения постоянных расходов, равный 0,5013. Доля постоянных расходов, относящаяся на конкретный вид выпускаемой продукции, определяется умножением коэффициента распределения Кн на маржинальный доход, получаемый от производства данного вида продукции. Например, доля постоянных расходов, приходящаяся на выпуск пельменей весовых, определяется так: 0,5013 × 611 835 = 306 712,89 руб.

В табл. 3 представлен окончательный вариант структуры ассортимента, прибыли и рентабельности отдельных видов продукции цеха по производству замороженных мясных полуфабрикатов.

Таблица 3. Экономические показатели при безубыточной структуре ассортимента

Показатель

Пельмени весовые

Котлеты по-киевски

Бифштекс классический

Шницель весовой

Объем выпуска, кг

26 530

1524

1074

1974

Отпускная цена, руб.

52,00

61-50

62,00

81,00

Объем реализации, руб.

1 379 560

93 726

66 588

159 894

Сумма переменных расходов, руб.

767 725

39 567,61

49 152,68

88 974,10

Маржинальный доход, руб.

611 835

54 148,39

17 435,32

70 919,9

Постоянные расходы, руб.

306 712,89

27 149,60

8740,33

35 352,15

Итого полная себестоимость, руб.

1 074 437,89

66 717,21

57 893,01

124 326,25

Себестоимость единицы продукции, руб.

40,49

43,78

53,90

62,98

Прибыль на единицу продукции, руб.

11,51

17,72

8,10

18,02

Рентабельность продукции, %

28,43

40,47

15,02

28,61

 

Как видно из представленных результатов, распределение постоянных расходов пропорционально маржинальному доходу, обеспечивает безубыточность выпускаемого ассортимента, что достигается рентабельностью всех видов продукции цеха по выпуску мясных полуфабрикатов хладокомбината. Изменение ситуации в отношении рентабельности каждого вида выпускаемой продукции цеха в связи с переходом от распределения постоянных расходов пропорционально затрачиваемому сырью к распределению на основе нормативной ставки маржинального дохода свидетельствует об эффективности предлагаемого подхода.

Вышеизложенный подход к распределению постоянных расходов и формированию себестоимости повышает оперативность в принятии управленческих решений, обеспечивая прибыль и рентабельность всех видов выпускаемой продукции, является основой ценообразования при заключении хозяйственных договоров с покупателями и заказчиками.

 

Е. Н. Селянина,
аудитор ООО «Резонанс-аудит», канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017