Электронная версия журнала

Как оценить экономическую эффективность отсрочки платежа?

«Справочник экономиста» №10 2017 / Управление финансами

В чем плюсы отсрочки платежа?

Какую стратегию выбрать для получения отсрочки?

Как рассчитать эффективность отсрочки платежа?

Как оформить соглашение, чтобы минимизировать финансовые риски?

 

Поставщика продукции, как правило, интересует предоплата как наиболее выгодное условие поставки. Позиция покупателя противоположна: закупать продукцию с отсрочкой платежа. Особенно важна отсрочка платежа компаниям, которые испытывают дефицит денежных средств.

Давайте разберемся, во сколько обходится покупателю отсрочка, какая стратегия поможет ее добиться и как минимизировать при этом финансовые риски. Для этого мы:

  • выработаем успешную стратегию переговоров;
  • проведем расчеты для обоснования целесообразности отсрочки платежа;
  • оформим достигнутые договоренности об отсрочке с учетом всех формальностей.

Отсрочка платежа: плюсы для поставщика и покупателя

 

Поставщик также заинтересован предоставить вашей компании отсрочку, поскольку это позволит ему:

  • привлечь новых клиентов (потребителей), расширить рынки сбыта;
  • выстроить долгосрочные взаимовыгодные отношения со своими клиентами, а часто речь идет о ключевых для компании партнерах — оптовых покупателях, официальных дилерах;
  • увеличить объем продаж, а при правильном управлении дебиторской задолженностью — увеличть прибыли;
  • повысить престиж (маркетинговая составляющая) за счет работы с известным контрагентом. 

Но при этом поставщик рискует:

  • сокращением объема средств в обороте и кассовыми разрывами;
  • снижением ликвидности;
  • падением рентабельности и финансовой стабильностью компании;
  • появлением проблемной дебиторской задолженности.

Стратегия, которая поможет получить отсрочку платежа

Выработать правильную стратегию специалистам компании помогут следующие рекомендации:

1. Запросите в торговом отделе прогноз продаж на предстоящие три месяца. Выясните, выполняет ли компания в срок свои обязательства по отгрузке. Проанализируйте отчеты по дебиторской задолженности перед вашей компанией, насколько она увеличилась и какие меры приняты для возврата.

Эта информация позволит подготовить аргументы поставщику, объяснить, почему в компании кассовый разрыв, убедить, что проблемы временные. Докажите на цифрах, сколько дней отсрочки платежа вам необходимо и почему.

Основные доводы, которые следует использовать в переговорах об отсрочке:

  • стабильные и регулярные заказы;
  • постоянство объемов закупки с перспективой увеличением их объема;
  • период сотрудничества с поставщиком;
  • платежеспособность и иные положительные показатели вашей финансовой отчетности (как правило, поставщик запрашивает такие отчеты перед принятием окончательного решения);
  • известность и репутация компании на рынке, хорошо узнаваемый бренд, крупная региональная компания.

В результате переговоров поставщик должен выбрать, предоставить требуемую отсрочку или не допродать компании свою продукцию. Это честный вариант.

Не совсем честный вариант:

  • определяемся с планируемым объемом продаж и желаемым размером (или сроком) отсрочки;
  • остальные цифры «подгоняем» под эти показатели и выдаем как обоснование требуемой отсрочки. Но помните, что поставщик может затребовать подтверждение!

2. Если компания работает с несколькими поставщиками продукции, можно сделать акцент на том, что другие поставщики дают вам отсрочку.

В этом случае при подписании контракта для вас уже не так важна цена, поскольку она у всех одинакова, — важен дополнительный пакет: отсрочка, скидка, доставка и др.

Если поставщик отказывает в отсрочке платежа, предупредите, что ваша компания готова прекратить закупки.

Если альтернативных поставщиков у компании нет, договоры ни с кем не подписаны, соберите информацию о ключевых поставщиках на рынке. Изучите сайты этих компаний, прайс-листы, запросите коммерческие предложения и типовые договоры поставки. Уточните у потенциальных поставщиков все существенные условия по оплате, доставке, скидках.

Имея такую информацию, компания сможет не только оперировать ею на переговорах с интересующим поставщиком, но и оперативно начать работать с альтернативным, если переговоры окажутся безуспешными.

Стратегию «другие поставщики дают отсрочку» можно применить в случаях:

  • стратегической важности покупателя для поставщика;
  • большого количества идентичных предложений поставщиками/производителями однородных товаров/услуг на рынке;
  • ограниченного рынка покупателей из-за специфики продукции или региона.

3. Используйте типовую эффективную схему получения отсрочки, которую часто пользуют опытные снабженцы:

  • найдите поставщика продукции, обсудите условия сотрудничества, обозначьте свои плюсы (крупный производитель, работаем с торговыми сетями, есть дилеры по всему региону и т. д.);
  • первая закупка (или 1–3 партии) — обязательно по предоплате;
  • строго выполните договорные объемы закупок по 1–3 закупкам, идеальный вариант — оплатить поставленный товар раньше срока на пару дней;
  • переходите к переговорам об отсрочке платежа при сохранении полученной предоплатной цены.

4. Согласовывайте период отсрочки после достижения договоренностей по цене.

Если поставщик сам предлагает отсрочку, задача покупателя — получить минимально возможную цену при максимальной отсрочке. Дополнительно выясните цену при условии предоплаты. Сравните, что выгоднее: отсрочки или более низкая цена на условиях предоплаты.

Основная задача покупателя при выборе способа оплаты: получить максимальную скидку в цене при предоплате и минимальную наценку в цене при отсрочке платежа

5. В ходе переговоров с поставщиком об отсрочке платежа компания должна быть готова предложить что-то взамен.

Заранее продумайте варианты, интересные поставщику и выгодные компании — предложите, например:

  • увеличить объем и частоту закупок. Предлагают, если компания-покупатель планирует открыть новые торговые точки, расширить собственный бизнес;

Мы рекомендуем

Заранее рассчитайте оптимальный для компании объем заказа. При этом не должен увеличиваться кассовый разрыв.

  • расширить закупаемый ассортимент. Это предложение заранее проработайте с вашим торговым отделом;
  • в дополнение к двум первым — переход на длительный контракт. Поставщики заинтересованы в длительных бизнес-отношениях и увеличении объемов закупок;
  • увеличить закупочную цену при увеличении периода отсрочки платежа. Чтобы удостовериться, что это приемлемо для вашей компании, изучите прогноз движения финансовых потоков с учетом нужной вам отсрочки и роста закупочной цены;
  • совместное участие в рекламных и маркетинговых акциях, вследствие чего и у поставщика, и у вас появятся новые покупатели;
  • поручительство, банковскую гарантию, залог имущества по договору поставки.

 

 

И самое важное — исключите непрофессиональный подход: «Денег сейчас нет, а производство простаивает, поэтому нужны материалы. Мы крупная региональная компания, с нами многие хотят работать, подождут, если мы просрочим оплату».

 

О. С. Полякова,
эксперт по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 10, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.