Электронная версия журнала

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.07.2013 № АА-03-03-36/10037

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Повышение квалификации руководителей предприятий и лиц, ответственных за охрану окружающей среды

Необходимость повышения квалификации руководителей предприятий и лиц, ответственных за охрану окружающей среды, обусловлена требованиями ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013), а также ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012), если данные лица допущены к обращению с отходами I–IV классов опасности. В статье мы попробуем ответить на некоторые вопросы, возникающие при реализации указанных нормативно-правовых требований. Для этого подробно разберем действующий на сегодняшний день порядок прохождения обучения в области экологической безопасности, а также рассмотрим правовые последствия непрохождения работниками указанного обучения.

О.Н. Лаврухина

ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

Требования по сохранению водных биологических ресурсов на предприятиях промышленности, энергетики и транспорта

При проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации предприятий и отдельных объектов промышленности, энергетики и транспорта, которые оказывают или могут оказывать негативное воздействие на состояние поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, у природопользователей возникают обязательства по сохранению водных биологических ресурсов. Причем в связи с вступлением в силу нового Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» внимание к соблюдению требований по сохранению водных биологических ресурсов будет усиливаться. Подробнее о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания читайте в статье.

Ю.В. Бабина

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Вакуумные системы мусороудаления

К настоящему времени в мире уже сформировались общие представления о наиболее рациональных подходах к переработке твердых бытовых отходов (далее — ТБО). Общепризнано, что извлечение из отходов ценных видов вторичного сырья имеет высокую экономическую ценность для всей технологической цепочки обращения с отходами. При этом для компаний, занимающихся сортировкой отходов с целью их последующей передачи переработчикам, технологически гораздо проще и экономически выгоднее сортировать отходы, которые были собраны раздельно. Технологии раздельного сбора ТБО могут быть различными, в т.ч. и полностью ручными. В статье читайте о вакуумных системах полуавтоматического или автоматического сбора и транспортировки ТБО.

Д. Лузин

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Документация в области обращения с отходами: необходимость обновления законодательной базы

Как и все вопросы в нашей стране, когда дело касается законодательной базы и четкой реализации ее требований законопослушными лицами, ситуации, возникающие в ходе решения проблем с обращением с отходами, часто бывают довольно запутанными и даже тупиковыми. Автор статьи и сама неоднократно сталкивалась с такими коллизиями, которые юридически либо не имели решения вовсе, либо имели несколько взаимоисключающих решений, причем все они могли быть оправданы с точки зрения действующего законодательства. В данной статье автор не ставит перед собой столь глобальной задачи, как выявление крупных брешей в государственном экологическом праве, — она рассматривает проблемы законодательства в сфере обращения с отходами с более приземленной точки зрения экологов-производственников, экологов-разработчиков и руководителей предприятий, столкнувшихся в той или иной мере с такими проблемами.

М. Ламихова

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Сокращение санитарно-защитной зоны

С соответствии с п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в т.ч. санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ). В статье вы найдете информацию о возможных причинах сокращения СЗЗ, содержании проекта сокращения СЗЗ и данных, необходимых для его разработки, а также о причинах отрицательных заключений по данным проектам.

А. Леонов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Государственный и локальный экологический мониторинг: проблемы разграничения понятий и определения субъектов осуществления

В рамках совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды, в т.ч. с целью устранения правовых коллизий, систематизации и обеспечения согласованности нормативного правового регулирования, во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.06.2010 № Пр-1640 в апреле 2011 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект, предметом которого выступили изменения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», направленные на создание основы для формирования единой государственной системы экологического мониторинга. Статья расскажет о проблемах установления на законодательном уровне такой обязанности природопользователей, как ведение локального мониторинга за состоянием окружающей среды, подверженной влиянию осуществляемой ими хозяйственной деятельности.

В. Алымова

ВОПРОС — ОТВЕТ

Отходы от уборки арендованных компанией — субъектом малого предпринимательства помещений собираются и накапливаются в местах временного хранения отходов арендодателя и вывозятся совместно с его отходами, оплаты услуг по вывозу отходов компания не производит. Подтверждающий документ — акт приема-передачи по трехстороннему договору, который получает только арендодатель. В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и нормативах арендодателя данные отходы не учитываются. Компанией ежеквартально вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду. Как при проведении проверки во избежание штрафных санкций объяснить инспектору, что отходы по факту вывозятся на размещение, но подтверждающего документа у компании нет?

Нужно ли регистрировать агрегаты типа ЗИЛ-900М, УВП-2000А, ООУМ-600 в местной региональной инспекции газоочистки и на основании каких нормативно-правовых документов?

При согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО организации было выдвинуто требование заключить напрямую договор с полигоном о размещении твердых бытовых отходов. Как строить свои отношения с перевозчиком? Нужен ли договор перевозчика с полигоном? Кто должен покупать талоны: организация или перевозчик? Надо ли оформлять акты с полигоном для отчетов?

Правомерен ли отказ Росприроднадзора в выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) по причине отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения при наличии на предприятии утвержденной проектной документации, в т.ч. раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»? Правомерен ли отказ Роспотребнадзора в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации?

Нужно ли получать разрешение на вырубку деревьев и кустарников на территории предприятия?

ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

Биотехнология очистки городских сточных вод сообществами прикрепленных микроорганизмов (биоценоз анаммокс)

В результате производственных исследований было установлено, что в биореакторах с биоценозами прикрепленных на ершовой насадке микроорганизмов на стадиях денитрификации, нитрификации и доочистки сточных вод процесс очистки сточных вод протекает стабильно с высокой эффективностью при существенных колебаниях состава и расхода сточных вод по сезонам года, а в аноксидной ступени развивается биоценоз микроорганизмов анаммокс, обеспечивающий существенное снижение затрат на очистку сточных вод от азота. Подробнее об этом — в статье.

Н.И. Куликов, Е.Н. Куликова, А.Н. Ножевникова, Л.Н. Приходько

Профилактика разливов горюче-смазочных материалов и тормозных жидкостей, или Как реально сократить затраты на расходные материалы

Среди всей гаммы сорбирующих изделий, предлагаемых на современном рынке природоохранных материалов, снабженцу без специальных знаний бывает крайне сложно сделать эффективную закупку. Ведь для этого надо быть в первую очередь инженером-экологом, затем — технологом на производстве и только в последнюю очередь — закупщиком и логистом. Цель настоящей статьи — помочь всех сотрудникам, принимающим участие в обеспечении экологической и промышленной безопасности предприятия, разобраться в том, что предлагает рынок сорбентов и сорбирующих изделий для указанных целей и как эффективно закупать материалы, экономя бюджет предприятия, а также в современном оборудовании для профилактики штатных разливов путем их сбора и возврата в первоначальную тару.

В.В. Сидоров

ЭКОЛОГ +

Сайт для экологической организации: как привлекать новых заказчиков через Интернет?

Не секрет, что некоторым организациям сайт приносит до половины от общего количества заказчиков. Сайты других организаций просто «висят» в Интернете, не принося никакой пользы. Как попасть из второй группы в первую — основной вопрос руководителей организаций. Что же делать? Махнуть рукой на неудачный сайт и довольствоваться другими способами привлечения заказчиков? Или все же доработать его и получать дополнительный поток клиентов? Не спешите отчаиваться, все не так уж сложно. Давайте разберемся, почему сайт экологической организации не работает и как сделать так, чтобы он привлекал больше заказчиков.

Д. Афанасьев

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.