Электронная версия журнала

Блог

    Стартап-индустрия в России нашла новый путь развития

    Назад к списку новостей

    /upl/pictures/SE/grafic7_850_deposit_d_850.jpg

    Но сейчас картина начинает меняться, и амбициозные разработки можно увидеть и в других отраслях, а главное, далеко за пределами столицы. О том, как меняется сегодня российская стартап-индустрия, и на какую поддержку могут рассчитывать проекты из регионов, "Российской газете" рассказала заместитель генерального директора - директор по развитию РВК Гульнара Биккулова.

     

    В проектах из каких отраслей наиболее заинтересована сегодня российская стартап-индустрия?

    На протяжении практически всех лет существования венчурной индустрии в России доминирует интернет-сегмент. Электронная коммерция, рекомендательные сервисы, социальные сети, приложения для туризма и отдыха, игры - это то, что вызывает наибольший интерес у инвесторов. При этом уникальных идей довольно мало, в проектах чаще всего используется метод копирования успешных моделей.

    Однако последнее время в стартап-индустрию начали приходить более взрослые люди из научно-технической сферы: сотрудники университетов, инженеры. Средний возраст основателя проекта вырос до 35-40 лет. В рядах стартапов мы видим людей, которые раньше работали в корпоративном сегменте, но достигли своего потолка или из-за кризиса потеряли работу. Они начинают рассматривать для себя новые возможности, и одной из них становится технологическое предпринимательство.

    "Взросление" основателей проектов и рост числа стартапов наукоемких направлений - тренды меняющегося российского стартап-сообщества. Другим трендом является рост интереса частных инвесторов к "тяжелым" высокотехнологическим стартапам. Ранее инвестирование в подобные проекты было практически только государственной прерогативой.

    Корпорации, заинтересованные в наукоемких технологиях, также начинают присматриваться к разным инструментам по их поиску и привлечению на свою орбиту.
    Постепенно такие компании вовлекаются в венчурную экосистему через самостоятельную работу с проектами, либо через партнерское участие в уже существующих мероприятиях по поддержке и развитию стартапов. Все больше корпораций рассматривают для себя возможность участия в акселераторах, задача которых - отбор перспективных проектов и их доведение до более зрелых стадий с целью коммерциализации. В таких случаях акселераторы берут на себя обязательства по поиску интересующих компанию проектов и их подготовке к работе с будущим партнером.

    Какие изменения произошли в экосистеме российского венчурного и стартап-сообщества в связи с финансовым кризисом? Можно ли сказать, что кризис как-то повлиял на решение людей запускать стартапы?

    В развитии венчурного рынка есть свои циклы. Фонды появляются, набирают портфели, занимаются развитием своих проектов. Потом, во второй период, инвесторы начинают собирать вторые фонды, снова инвестировать в проекты. Российский рынок начал развиваться в 2010-2011 годах, в 2012-м был пик, появлялось огромное количество новых фондов и сделок. В 2013-2014 годах количество сделок уменьшалось, и в 2015 году эта тенденция продолжилась.

    Очевидно, что спрос на стартапы со стороны инвесторов сейчас ниже, чем это было несколько лет назад. Объем денег на рынке уменьшился, соответственно, меняется поведение инвесторов. Они тщательнее отбирают проекты, их требования растут. Сейчас получить инвестиции не так просто, как это было несколько лет назад. Однако это здоровый тренд, который способствует зрелости стартап-индустрии.

    Если говорить про макроэкономический кризис, про изменение отношения к России в мире, то для технологических стартапов, которые оказались к нему готовы, это очень удачный период. Стартапы, имеющие опыт работы с крупным бизнесом, попадают в реестр поставщиков крупных компаний. С другой стороны, сейчас есть возможность развивать свой бизнес, не привлекая деньги инвесторов, а зарабатывая на кризисе.

    Наблюдаете ли Вы сокращение числа новых стартапов или сокращение "срока жизни" проектов?

    В целом, в России стартапов не так уж много. На рынке сейчас совершается 200-300 сделок ежегодно, значит, стартапов на входе должно появляться на два порядка больше. Относительно малое число проектов объясняется несколькими причинами. В массовом сознании укоренен стереотип правильной карьеры, связанный с работой в компании, в офисе. Должно уйти много времени на формирование другой культуры, в которой предпринимательская карьера была бы настолько же привлекательной и востребованной.

    Кроме того, у нас действительно очень мало людей, которые умеют работать со стартапами и помогать им развиваться. Инновационная инфраструктура в России пока что находится в зачаточной стадии, и если говорить про инфраструктурные организации: университеты, технопарки, инкубаторы - остро стоит вопрос кадров. Помимо этого, много обсуждается тема менторов, т.е. людей, которые имеют опыт предпринимательства, удачный или неудачный, и могли бы этим опытом делиться. Их в России тоже пока очень мало.

    Многие проекты сегодня появляются только для того, чтобы получать гранты, у авторов нет задачи превратить свою технологию в бизнес. Это неудивительно, потому что технологические стартапы часто создаются людьми без бизнес-опыта. Они хорошо разбираются в технологиях, но не понимают, как на базе технологии сделать какой-то продукт, сколько этот продукт должен стоить, кому его можно продавать, какова стратегия масштабирования. Очень редко такие проекты замечают предприниматели, появляется предпринимательская команда, способная превратить технологию в бизнес.

    Какие шаги предпринимаются для развития стартап-индустрии в регионах?

    Как правило, в регионах нет экосистемы, необходимой для развития предпринимательства. Интересные проекты чаще всего на определенном этапе переезжают в столицу. В результате, регион на этом никак не зарабатывает. Мы сотрудничаем с теми региональными игроками, которые развивают экосистему на местах. Это инфраструктурные организации, университеты, технопарки, инкубаторы. У нас есть программы, направленные на поддержку всех участников экосистемы: программы развития инвесторов, региональной инфраструктуры, программы по работе с университетами. Последние, в том числе, связаны с появлением в ВУЗах отдельных направлений по коммерциализации технологий для того, чтобы научно-образовательные учреждения учились работать с бизнесом.

    Ряд регионов понимают, что к развитию инноваций нужно подходить системно. На сегодняшний день действует более 50 региональных акселерационных программ.

    В каких регионах РФ наблюдается наиболее активное развитие стартап-сообщества? Какие регионы наиболее активны в стартап-индустрии? И у каких субъектов РФ есть перспективы в будущем поставлять на рынок интересные инновационные проекты?

    В Ассоциацию инновационных регионов России сегодня входит 14 регионов. Традиционные лидеры у всех на слуху: Татарстан, Новосибирск, Санкт-Петербург. За последние 2 года в число лидеров вошла Самара. Сейчас там появилась своя отдельная организация - "Стартап Самара" - которая занимается развитием предпринимательства. В Татарстане программа развития потенциала региона долгосрочная. Ее частью, например, является проект "Университет талантов", одна из целей которого - оставить у себя в регионе лучшие кадры как ресурс для развития "экономики знаний" в будущем.

    Какие первые шаги могут сделать технологические предприниматели в регионах?

    В первую очередь, важно понять, какие ресурсы нужны для развития проекта. Для этого можно, например, посетить акселерационные программы, стартап-школы, которые про-водятся в регионе. РВК ежегодно организует крупнейший в России и Восточной Европе стартап-акселератор GenerationS, подать заявку в который могут команды со всей страны. В сентябре стартует региональный тур GenerationS, задача которого - познакомить предпринимателей с возможностями акселератора. Тур охватит больше 30 городов России и СНГ, все мероприя-тия открыты к посещению.

    Еще один формат - это Региональные сессии практического консалтинга (РСПК). Коман-да федеральных экспертов и консультанты приезжают на три дня в регион и работают с технологическим бизнесом абсолютно бесплатно.

    Первый день - лекции на тему того, как устроена венчурная экосистема, где и как можно получить финансирование на проект, что такое бизнес-план. Второй и третий дни - это индивидуальная работа с конкретными стартапами. Любой региональный предприниматель может прийти на консультацию, показать свой бизнес-план, обсудить проект и получить рекомендации от экспертов. Многие предприниматели за два дня успевают переработать проекты.

     

    16.08.2016, 08:32
    comments powered by HyperComments

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.