- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот
Малый бизнес доживает годы застоя
Несмотря на оказываемые государством меры поддержки, институт малого и среднего предпринимательства продолжает стагнировать. По расчетам экспертов, сроки окупаемости в популярных сферах работы его деятельности (торговля, общепит, автосервисы) к середине 2016 года выросли, а доходность снизилась. Действия властей по части бизнес-климата предприниматели называют "неоднозначными", но надеются на возвращение к докризисным показателям к середине 2017 года.
Эксперты консалтинговой компании "2Б Диалог" проанализировали изменение доходности и инвестиционной привлекательности малых предприятий и пришли к выводу, что заниматься бизнесом в России становится все менее выгодно. В исследовании "Тахометр малого и среднего бизнеса" приняли участие 1,9 тыс. компаний из Москвы и Санкт-Петербурга стоимостью от полумиллиона рублей и работающих на рынке не менее трех лет.
Данные по Москве говорят о сокращении доходности и деловой активности малого бизнеса по большинству бизнес-направлений. Несмотря на некоторое улучшение показателей в начале года, по итогам второго квартала 2016 года показатель окупаемости бизнеса в столице вновь снизился. Более всего от кризиса пострадали автомойки, автосервисы, шиномонтажи. Если во втором квартале 2015 года срок окупаемости автосервисов составлял 7,7 года, то во втором квартале 2016-го — уже 9 лет. Снизилась и доходность — с 2,7 руб. до 5,4 руб. (столько надо инвестировать, чтобы получить 1 руб. выручки). Рентабельность продаж в среднем не изменилась — 28%.
Общепит Москвы также продемонстрировал снижение доходности. Срок окупаемости кафе за год увеличился с 4,2 до 6 лет, ресторанов — с 6,7 до 8,3 года. Доходность кафе упала с 1 руб. до 2,4 руб. инвестиций на 1 руб. выручки, ресторанов — с 1,6 руб. до 2,4 руб. Рентабельность снизилась с 27% до 24% и с 23% до 22% соответственно. По данным исследования, у 63% торговых предприятий чистая прибыль в кризисные 2014-2015 годы упала более чем вдвое. Незначительный рост продаж начался только с начала 2016 года.
В Санкт-Петербурге, где рентабельность бизнеса в целом немного выше, чем в Москве, ситуация с доходностью схожа со столичной. По итогам второго квартала 2016 года доходность показала отрицательную динамику. Хотя у автосервисов она немного выросла (на рубль выручки нужно уже не 1,7 руб., а 1,3 руб. инвестиций), срок окупаемости увеличился с 4,1 до 4,8 года, рентабельность снизилась с 31% до 25%.
Действия властей по поддержке малого бизнеса авторы исследования характеризуют как "неоднозначные". С одной стороны, за последние два года государство создало Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства и утвердило соответствующую стратегию до 2030 года. С другой — продолжает увеличивать нагрузку на бизнес в виде квазиналогов (таких как "налог на Google" — НДС для IT-компаний), поддержало переход к государственной кадастровой оценке ("что повлечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы") и рост числа внеплановых проверок.
"Опрос показал пессимизм предпринимателей относительно текущей ситуации, но при этом — оптимистичный взгляд на будущее,— сказал "Ъ" гендиректор "2Б Диалог" Борис Богоутдинов.— Большинство намерено достигнуть докризисных показателей 2013 года в середине 2017-го. Мы прогнозируем, что это случится не раньше 2018 года".
В "Опоре России" подтверждают, что доходность малого бизнеса снизилась. "По итогам прошлого года предприниматели говорили: "Закончили год без убытков — уже хорошо"",— говорит руководитель центра экспертизы "Опоры" Олеся Сапа. В условиях растущей конкуренции и снижения спроса малые предприниматели вынуждены и далее снижать издержки, сокращать зарплату персонала, увеличивать время его работы, а также пытаться повысить лояльность клиентов за счет внедрения дисконтных программ и подключения к терминалам безналичной оплаты, свидетельствуют данные опроса.
Дарья Николаева
Малый бизнес доживает годы застоя
Несмотря на оказываемые государством меры поддержки, институт малого и среднего предпринимательства продолжает стагнировать. По расчетам экспертов, сроки окупаемости в популярных сферах работы его деятельности (торговля, общепит, автосервисы) к середине 2016 года выросли, а доходность снизилась. Действия властей по части бизнес-климата предприниматели называют "неоднозначными", но надеются на возвращение к докризисным показателям к середине 2017 года.
Эксперты консалтинговой компании "2Б Диалог" проанализировали изменение доходности и инвестиционной привлекательности малых предприятий и пришли к выводу, что заниматься бизнесом в России становится все менее выгодно. В исследовании "Тахометр малого и среднего бизнеса" приняли участие 1,9 тыс. компаний из Москвы и Санкт-Петербурга стоимостью от полумиллиона рублей и работающих на рынке не менее трех лет.
Данные по Москве говорят о сокращении доходности и деловой активности малого бизнеса по большинству бизнес-направлений. Несмотря на некоторое улучшение показателей в начале года, по итогам второго квартала 2016 года показатель окупаемости бизнеса в столице вновь снизился. Более всего от кризиса пострадали автомойки, автосервисы, шиномонтажи. Если во втором квартале 2015 года срок окупаемости автосервисов составлял 7,7 года, то во втором квартале 2016-го — уже 9 лет. Снизилась и доходность — с 2,7 руб. до 5,4 руб. (столько надо инвестировать, чтобы получить 1 руб. выручки). Рентабельность продаж в среднем не изменилась — 28%.
Общепит Москвы также продемонстрировал снижение доходности. Срок окупаемости кафе за год увеличился с 4,2 до 6 лет, ресторанов — с 6,7 до 8,3 года. Доходность кафе упала с 1 руб. до 2,4 руб. инвестиций на 1 руб. выручки, ресторанов — с 1,6 руб. до 2,4 руб. Рентабельность снизилась с 27% до 24% и с 23% до 22% соответственно. По данным исследования, у 63% торговых предприятий чистая прибыль в кризисные 2014-2015 годы упала более чем вдвое. Незначительный рост продаж начался только с начала 2016 года.
В Санкт-Петербурге, где рентабельность бизнеса в целом немного выше, чем в Москве, ситуация с доходностью схожа со столичной. По итогам второго квартала 2016 года доходность показала отрицательную динамику. Хотя у автосервисов она немного выросла (на рубль выручки нужно уже не 1,7 руб., а 1,3 руб. инвестиций), срок окупаемости увеличился с 4,1 до 4,8 года, рентабельность снизилась с 31% до 25%.
Действия властей по поддержке малого бизнеса авторы исследования характеризуют как "неоднозначные". С одной стороны, за последние два года государство создало Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства и утвердило соответствующую стратегию до 2030 года. С другой — продолжает увеличивать нагрузку на бизнес в виде квазиналогов (таких как "налог на Google" — НДС для IT-компаний), поддержало переход к государственной кадастровой оценке ("что повлечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы") и рост числа внеплановых проверок.
"Опрос показал пессимизм предпринимателей относительно текущей ситуации, но при этом — оптимистичный взгляд на будущее,— сказал "Ъ" гендиректор "2Б Диалог" Борис Богоутдинов.— Большинство намерено достигнуть докризисных показателей 2013 года в середине 2017-го. Мы прогнозируем, что это случится не раньше 2018 года".
В "Опоре России" подтверждают, что доходность малого бизнеса снизилась. "По итогам прошлого года предприниматели говорили: "Закончили год без убытков — уже хорошо"",— говорит руководитель центра экспертизы "Опоры" Олеся Сапа. В условиях растущей конкуренции и снижения спроса малые предприниматели вынуждены и далее снижать издержки, сокращать зарплату персонала, увеличивать время его работы, а также пытаться повысить лояльность клиентов за счет внедрения дисконтных программ и подключения к терминалам безналичной оплаты, свидетельствуют данные опроса.
Дарья Николаева
- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот