Экономика развитого патриотизма

    В мае 2016 года ЦБ зафиксировал заметное снижение инфляционных ожиданий и стабилизацию потребительских настроений. Последнее — результат традиционного всплеска патриотизма. По данным IPSOS Comcon, День Победы в мае по значимости событий вытеснил кризис в экономике. Стабилизацию настроений домохозяйств в восприятии кризиса отмечают и в РАНХиГС, но называют ее "негативной" — с акцентом на большую адаптационную активность, в основном проявляющуюся в архаичных формах занятости в личных подсобных хозяйствах.

    Вчера опубликовано сразу несколько исследований, посвященных оценке текущих настроений и ожиданий домохозяйств. Банк России фиксирует заметное снижение инфляционных ожиданий граждан в мае — впрочем, они остаются хуже, чем год назад. Вероятностная "точечная" оценка ЦБ (отталкивалась от ответов на вопрос, как изменится уровень по сравнению с текущим) свидетельствует об инфляции 6,6% через год с использованием нормального и 6,4% — с использованием равномерного распределения (7,2% в апреле).

    Интервальная  же оценка исполнителя исследования ООО "имФОМ" (она отталкивается от ответов на вопрос, в каком интервале будет находиться инфляция) фиксирует значение инфляции 13,6% через год — на 1 процентный пункт (п. п.) меньше, чем в апреле, и минимум с начала 2014 года. Однако текущее медианное значение инфляции 18,5% остается неизменным — "на высоком уровне", признают авторы исследования, а доля граждан, которые убеждены, что темпы роста потребительских цен к концу 2017 года будут значительно превышать цель регулятора — 4%, составляет 67%.

    В ЦБ тем не менее указывают на улучшение качественных показателей: доля граждан, ожидающих замедления или прекращения роста цен через год, за месяц выросла на 7 п. п.— до 20%.

    Доля тех, кто считает, что цены выросли незначительно, также увеличилась, а тех, кто полагает, что цены росли быстрее, чем раньше, снизилась.

    Между тем на фоне продолжающегося падения реальных доходов в мае домохозяйства стали сильнее чувствовать давление накопленной инфляции: после семи месяцев устойчивого снижения доля респондентов, которые считают, что за прошедший год цены увеличились более чем на 50%, выросла на 1,4 п. п.— до 5,9%. И хотя индекс потребительских настроений ЦБ в мае улучшился, произошло это главным образом за счет роста позитивных оценок благосостояния и экономической ситуации в стране через год. Оценки же изменений материального положения за прошедший год по сравнению с апрельскими замерами заметно не изменились (см. "Ъ" от 4 мая). В мае 49% домохозяйств считали текущую ситуацию плохой для совершения крупных покупок, и лишь у 37% были сбережения."Май принес определенное успокоение относительно происходящего в экономике,— соглашаются с наблюдениями ЦБ в РАНХиГС.— Население, оценивая масштабы кризиса, высказалось в пользу стабилизации ситуации". Замеры, произведенные аналитиками Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в очередном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения фиксируют: самая большая группа респондентов (35% в мае против 24% в феврале) считает, что ситуация не изменилась, а доля тех, кто видит значительные ухудшения ситуации, снизилась до 7,7% с 9,9% в феврале.Однако авторы исследования называют такую стабилизацию "негативной" по двум причинам. Первая — в том, что низко- и среднедоходные группы граждан продолжают экономить, а потребительские адаптационные стратегии бедных и среднего класса сближаются (см. таблицу на этой странице). Вторая — в том, что адаптация на рынке труда все больше проявляется "в архаичных формах занятости": в мае доля населения, которая связывает адаптационные стратегии с работой в личном подсобном хозяйстве, приблизилась к 30%. Средняя продолжительность поиска работы безработными увеличилась с 7,3 месяца в январе--апреле 2015 года до 7,7 месяца в январе--апреле 2016 года. Доля же тех, кто ищет работу больше года, выросла с 27,3% до 29,6% соответственно. Увеличилась за год и неполная занятость. Если в первом квартале 2015 года она составляла 1,1 млн занятых, то в первом квартале 2016 года — 1,2 млн, или 3,5% всех занятых. Занятость в неформальном секторе в первом квартале 2016 года составила 18,3%, что на 0,3 п. п. выше прошлогоднего показателя.

    В РАНХиГС заключают, что "несколько более позитивные по сравнению с предыдущими замерами оценки респондентами текущего экономического положения не согласуются с оценкой ситуации в сфере занятости", так как растут негативные ожидания — возможного предстоящего увольнения и снижения зарплаты. Причину роста позитивных настроений граждан в майских опросах обнаружили исследователи IPSOS Comcon в очередном выпуске тенденции поведения россиян в кризис. В мае граждане назвали самым значимым событием празднование Дня Победы (61% респондентов) — что сместило экономический кризис на второе место по значимости (54%). "Люди стали более оптимистичны в отношении текущей экономической ситуации на волне патриотических настроений",— заключают авторы исследования, отмечая, что подобные изменения происходят ежегодно. То, что сезонный всплеск настроений граждан наблюдается каждый май, подтверждают и данные наблюдений ЦБ и РАНХиГС.

    Алексей Шаповалов
     

    16.06.2016, 08:34

    Экономика развитого патриотизма

    В мае 2016 года ЦБ зафиксировал заметное снижение инфляционных ожиданий и стабилизацию потребительских настроений. Последнее — результат традиционного всплеска патриотизма. По данным IPSOS Comcon, День Победы в мае по значимости событий вытеснил кризис в экономике. Стабилизацию настроений домохозяйств в восприятии кризиса отмечают и в РАНХиГС, но называют ее "негативной" — с акцентом на большую адаптационную активность, в основном проявляющуюся в архаичных формах занятости в личных подсобных хозяйствах.

    Вчера опубликовано сразу несколько исследований, посвященных оценке текущих настроений и ожиданий домохозяйств. Банк России фиксирует заметное снижение инфляционных ожиданий граждан в мае — впрочем, они остаются хуже, чем год назад. Вероятностная "точечная" оценка ЦБ (отталкивалась от ответов на вопрос, как изменится уровень по сравнению с текущим) свидетельствует об инфляции 6,6% через год с использованием нормального и 6,4% — с использованием равномерного распределения (7,2% в апреле).

    Интервальная  же оценка исполнителя исследования ООО "имФОМ" (она отталкивается от ответов на вопрос, в каком интервале будет находиться инфляция) фиксирует значение инфляции 13,6% через год — на 1 процентный пункт (п. п.) меньше, чем в апреле, и минимум с начала 2014 года. Однако текущее медианное значение инфляции 18,5% остается неизменным — "на высоком уровне", признают авторы исследования, а доля граждан, которые убеждены, что темпы роста потребительских цен к концу 2017 года будут значительно превышать цель регулятора — 4%, составляет 67%.

    В ЦБ тем не менее указывают на улучшение качественных показателей: доля граждан, ожидающих замедления или прекращения роста цен через год, за месяц выросла на 7 п. п.— до 20%.

    Доля тех, кто считает, что цены выросли незначительно, также увеличилась, а тех, кто полагает, что цены росли быстрее, чем раньше, снизилась.

    Между тем на фоне продолжающегося падения реальных доходов в мае домохозяйства стали сильнее чувствовать давление накопленной инфляции: после семи месяцев устойчивого снижения доля респондентов, которые считают, что за прошедший год цены увеличились более чем на 50%, выросла на 1,4 п. п.— до 5,9%. И хотя индекс потребительских настроений ЦБ в мае улучшился, произошло это главным образом за счет роста позитивных оценок благосостояния и экономической ситуации в стране через год. Оценки же изменений материального положения за прошедший год по сравнению с апрельскими замерами заметно не изменились (см. "Ъ" от 4 мая). В мае 49% домохозяйств считали текущую ситуацию плохой для совершения крупных покупок, и лишь у 37% были сбережения."Май принес определенное успокоение относительно происходящего в экономике,— соглашаются с наблюдениями ЦБ в РАНХиГС.— Население, оценивая масштабы кризиса, высказалось в пользу стабилизации ситуации". Замеры, произведенные аналитиками Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в очередном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения фиксируют: самая большая группа респондентов (35% в мае против 24% в феврале) считает, что ситуация не изменилась, а доля тех, кто видит значительные ухудшения ситуации, снизилась до 7,7% с 9,9% в феврале.Однако авторы исследования называют такую стабилизацию "негативной" по двум причинам. Первая — в том, что низко- и среднедоходные группы граждан продолжают экономить, а потребительские адаптационные стратегии бедных и среднего класса сближаются (см. таблицу на этой странице). Вторая — в том, что адаптация на рынке труда все больше проявляется "в архаичных формах занятости": в мае доля населения, которая связывает адаптационные стратегии с работой в личном подсобном хозяйстве, приблизилась к 30%. Средняя продолжительность поиска работы безработными увеличилась с 7,3 месяца в январе--апреле 2015 года до 7,7 месяца в январе--апреле 2016 года. Доля же тех, кто ищет работу больше года, выросла с 27,3% до 29,6% соответственно. Увеличилась за год и неполная занятость. Если в первом квартале 2015 года она составляла 1,1 млн занятых, то в первом квартале 2016 года — 1,2 млн, или 3,5% всех занятых. Занятость в неформальном секторе в первом квартале 2016 года составила 18,3%, что на 0,3 п. п. выше прошлогоднего показателя.

    В РАНХиГС заключают, что "несколько более позитивные по сравнению с предыдущими замерами оценки респондентами текущего экономического положения не согласуются с оценкой ситуации в сфере занятости", так как растут негативные ожидания — возможного предстоящего увольнения и снижения зарплаты. Причину роста позитивных настроений граждан в майских опросах обнаружили исследователи IPSOS Comcon в очередном выпуске тенденции поведения россиян в кризис. В мае граждане назвали самым значимым событием празднование Дня Победы (61% респондентов) — что сместило экономический кризис на второе место по значимости (54%). "Люди стали более оптимистичны в отношении текущей экономической ситуации на волне патриотических настроений",— заключают авторы исследования, отмечая, что подобные изменения происходят ежегодно. То, что сезонный всплеск настроений граждан наблюдается каждый май, подтверждают и данные наблюдений ЦБ и РАНХиГС.

    Алексей Шаповалов
     

    16.06.2016, 08:34
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам