Региональным бюджетам угрожают предвыборные расходы

    В 2015 году региональные и муниципальные бюджеты в России сумели сократить дефициты за счет сжатия расходов. Но после продолжения этой политики в 2016 году расходы в преддверии выборов президента будут расти, а доходы так и не восстановятся, заключили участники конференции агентства Fitch. В результате дефициты региональных бюджетов с 2017 года снова станут увеличиваться, а кредитоспособность — снижаться.

    В 2015 году дефицит бюджетов регионов из-за сжатия расходов (без Москвы, где профицит бюджета составил фактически 10% его доходов) сократился с 6% до 4% их доходов. По данным оперативного мониторинга ИЭП, РАНХиГС и ВАВТ за апрель, дефицит бюджетов субъектов в 2015 году составил всего 0,2% ВВП (0,6% ВВП в 2014-м). Хотя дефицит сокращается, подавляющая часть бюджетов остается несбалансированной: медианный дефицит в 2015 году составил 6,6% доходов, а профицитными оставались лишь девять регионов, посчитали в Fitch. Финансировать разрывы регионам в основном позволяли дешевые федеральные бюджетные кредиты.

    Хотя долг субъектов остается относительно небольшим (33% доходов в 2015 году без учета Москвы), он увеличивается двузначными темпами. При этом долговая нагрузка распределена по регионам неравномерно (от нескольких процентов доходов бюджета в Тюменской области до 110% в Мордовии), а срочность 50% долга составляет всего два-три года, что "вызывает озабоченность" аналитиков Fitch. "Долг может стать неуправляемым, а бюджетные кредиты могут скоро закончиться",— говорит Владимир Редькин из Fitch.

    2016 год станет для региональных бюджетов "спокойным, и они смогут сдерживать увеличение расходов и дефицита, дальше политическое давление на них будет расти, а доходы не восстановятся, что будет давить на рейтинги", ожидает господин Редькин. По его словам, уже в 2016 году бурный рост поступлений от попадающего в регионы налога на прибыль (см. график), вызванный девальвацией 2015 года, "сдвинется к нулю".

    Представители региональных минфинов выводы аналитиков на конференции поддержали. Так, по словам Натальи Лобановой из Нижнего Новгорода, необходимость финансировать строительство инфраструктуры к чемпионату мира-2018, к примеру, заставила отложить расходы на борьбу с онкологией, которая в регионе вышла на первое место среди заболеваний.

    Алексей Шаповалов
     

    29.04.2016, 10:19

    Региональным бюджетам угрожают предвыборные расходы

    В 2015 году региональные и муниципальные бюджеты в России сумели сократить дефициты за счет сжатия расходов. Но после продолжения этой политики в 2016 году расходы в преддверии выборов президента будут расти, а доходы так и не восстановятся, заключили участники конференции агентства Fitch. В результате дефициты региональных бюджетов с 2017 года снова станут увеличиваться, а кредитоспособность — снижаться.

    В 2015 году дефицит бюджетов регионов из-за сжатия расходов (без Москвы, где профицит бюджета составил фактически 10% его доходов) сократился с 6% до 4% их доходов. По данным оперативного мониторинга ИЭП, РАНХиГС и ВАВТ за апрель, дефицит бюджетов субъектов в 2015 году составил всего 0,2% ВВП (0,6% ВВП в 2014-м). Хотя дефицит сокращается, подавляющая часть бюджетов остается несбалансированной: медианный дефицит в 2015 году составил 6,6% доходов, а профицитными оставались лишь девять регионов, посчитали в Fitch. Финансировать разрывы регионам в основном позволяли дешевые федеральные бюджетные кредиты.

    Хотя долг субъектов остается относительно небольшим (33% доходов в 2015 году без учета Москвы), он увеличивается двузначными темпами. При этом долговая нагрузка распределена по регионам неравномерно (от нескольких процентов доходов бюджета в Тюменской области до 110% в Мордовии), а срочность 50% долга составляет всего два-три года, что "вызывает озабоченность" аналитиков Fitch. "Долг может стать неуправляемым, а бюджетные кредиты могут скоро закончиться",— говорит Владимир Редькин из Fitch.

    2016 год станет для региональных бюджетов "спокойным, и они смогут сдерживать увеличение расходов и дефицита, дальше политическое давление на них будет расти, а доходы не восстановятся, что будет давить на рейтинги", ожидает господин Редькин. По его словам, уже в 2016 году бурный рост поступлений от попадающего в регионы налога на прибыль (см. график), вызванный девальвацией 2015 года, "сдвинется к нулю".

    Представители региональных минфинов выводы аналитиков на конференции поддержали. Так, по словам Натальи Лобановой из Нижнего Новгорода, необходимость финансировать строительство инфраструктуры к чемпионату мира-2018, к примеру, заставила отложить расходы на борьбу с онкологией, которая в регионе вышла на первое место среди заболеваний.

    Алексей Шаповалов
     

    29.04.2016, 10:19
Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам