Крупный бизнес не уступает малому

    В аналитическом центре при правительстве вчера юристы крупнейших компаний критиковали разработанный ФАС по поручению правительства проект о принуждении крупных частных компаний к закупкам у малого бизнеса. Мера антиконституционна, не обоснована экономически, неясно, как действуют уже принятые меры поддержки, говорили эксперты. В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщили, что работают с возражениями, но намерены добиться доработки проекта. Один из возможных вариантов развития событий на данный момент — применение требований о закупках у МСП к компаниям, претендующим на господдержку.

    Идея обязать крупные частные компании закупать часть товаров и услуг у малого бизнеса вызывает возражения и у Минэкономики, и у ключевых бизнес-объединений. Законопроект, подготовленный ФАС осенью 2015 года по поручению первого-вице-премьера Игоря Шувалова — текст должен был оказаться в Госдуме весной, вчера обсудили юристы крупных компаний ("Газпром нефть", МТС, СИБУР, "Норникель", НОВАТЭК и др.) на площадке аналитического центра при правительстве.

    Свежая версия проекта (есть у "Ъ") предусматривает, что в закон о защите конкуренции могут включить статью, обязывающую компании с выручкой от 7 млрд руб. закупать у субъектов МСП не меньше 10% годового объема договоров. В КоАП РФ могут появиться нормы о штрафах за неисполнение этой квоты (от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для юрлиц) с возможностью увеличения квоты на следующий год до 20%. Также проект дополнился идеями не требовать соблюдения квоты в закупках продукции госмонополий, военной техники, финансовых услуг, во внешнеторговых сделках и при аренде недвижимости. Обсуждаются и исключения для закупок у единственного поставщика, внутри группы лиц, юридических и аудиторских услуг.

    В такой редакции проект затронет 2125 компаний, включая 417 в обработке и 900 в торговле. Обсуждаются варианты и повысить порог для крупного бизнеса до 10 млрд руб.: тогда он затронет менее 1,5 тыс. компаний, сообщила вчера Елена Паршина из аналитического центра. Пока, по оценке центра, компании, занятой в добыче полезных ископаемых, в среднем надо будет купить у малого бизнеса продукцию на 3,3 млрд руб., а торговой — на 2,4 млрд руб. Для уточнения деталей проект могут сначала запустить в пилотном режиме в одной из отраслей, говорят собеседники "Ъ".

    Возражения Минэкономики и бизнес-объединений (РСПП, "Деловая Россия", Объединение корпоративных юристов, НП "Содействие развитию конкуренции") включают несоответствие проекта Конституции, устанавливающей свободу договорных отношений, и опасения за экономическую обоснованность квоты. Крупный бизнес сомневается в качестве и необходимости услуг, поставляемых МСП. 10% от закупок — слишком много, мелкие поставки и оказание услуг на столько не потянут, говорили вчера корпоративные юристы. Неясно, может ли малый бизнес заменить РЖД в закупках услуг железной дороги, иронизировали они.

    Также юристы опасаются роста бумажной работы при оформлении квот — и появления созданных "для галочки" и аффилированных с заказчиками "компаний малого бизнеса". Наконец, пока не закончена работа по "традиционным" льготам МСП (налоговые, имущественные, административные и финансовые), "предлагать новые меры неконструктивно", говорил эксперт ОКЮР Никита Полозов.

    Как сообщил вчера "Ъ" представитель господина Шувалова, разработчики в курсе большинства возражений. Документ подробно обсуждается с ведомствами, бизнес-сообществами и экспертами. "Важны не сроки, главное — найти компромисс, поддержать малый бизнес и не установить непосильное обременение на крупные компании",— подчеркивает он. В частности, есть идея распространить проект только на крупные компании, которые претендуют на господдержку, критерии предложения обсуждаются, говорит собеседник "Ъ".

    Софья Окунь
     

    18.03.2016, 08:39

    Крупный бизнес не уступает малому

    В аналитическом центре при правительстве вчера юристы крупнейших компаний критиковали разработанный ФАС по поручению правительства проект о принуждении крупных частных компаний к закупкам у малого бизнеса. Мера антиконституционна, не обоснована экономически, неясно, как действуют уже принятые меры поддержки, говорили эксперты. В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщили, что работают с возражениями, но намерены добиться доработки проекта. Один из возможных вариантов развития событий на данный момент — применение требований о закупках у МСП к компаниям, претендующим на господдержку.

    Идея обязать крупные частные компании закупать часть товаров и услуг у малого бизнеса вызывает возражения и у Минэкономики, и у ключевых бизнес-объединений. Законопроект, подготовленный ФАС осенью 2015 года по поручению первого-вице-премьера Игоря Шувалова — текст должен был оказаться в Госдуме весной, вчера обсудили юристы крупных компаний ("Газпром нефть", МТС, СИБУР, "Норникель", НОВАТЭК и др.) на площадке аналитического центра при правительстве.

    Свежая версия проекта (есть у "Ъ") предусматривает, что в закон о защите конкуренции могут включить статью, обязывающую компании с выручкой от 7 млрд руб. закупать у субъектов МСП не меньше 10% годового объема договоров. В КоАП РФ могут появиться нормы о штрафах за неисполнение этой квоты (от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для юрлиц) с возможностью увеличения квоты на следующий год до 20%. Также проект дополнился идеями не требовать соблюдения квоты в закупках продукции госмонополий, военной техники, финансовых услуг, во внешнеторговых сделках и при аренде недвижимости. Обсуждаются и исключения для закупок у единственного поставщика, внутри группы лиц, юридических и аудиторских услуг.

    В такой редакции проект затронет 2125 компаний, включая 417 в обработке и 900 в торговле. Обсуждаются варианты и повысить порог для крупного бизнеса до 10 млрд руб.: тогда он затронет менее 1,5 тыс. компаний, сообщила вчера Елена Паршина из аналитического центра. Пока, по оценке центра, компании, занятой в добыче полезных ископаемых, в среднем надо будет купить у малого бизнеса продукцию на 3,3 млрд руб., а торговой — на 2,4 млрд руб. Для уточнения деталей проект могут сначала запустить в пилотном режиме в одной из отраслей, говорят собеседники "Ъ".

    Возражения Минэкономики и бизнес-объединений (РСПП, "Деловая Россия", Объединение корпоративных юристов, НП "Содействие развитию конкуренции") включают несоответствие проекта Конституции, устанавливающей свободу договорных отношений, и опасения за экономическую обоснованность квоты. Крупный бизнес сомневается в качестве и необходимости услуг, поставляемых МСП. 10% от закупок — слишком много, мелкие поставки и оказание услуг на столько не потянут, говорили вчера корпоративные юристы. Неясно, может ли малый бизнес заменить РЖД в закупках услуг железной дороги, иронизировали они.

    Также юристы опасаются роста бумажной работы при оформлении квот — и появления созданных "для галочки" и аффилированных с заказчиками "компаний малого бизнеса". Наконец, пока не закончена работа по "традиционным" льготам МСП (налоговые, имущественные, административные и финансовые), "предлагать новые меры неконструктивно", говорил эксперт ОКЮР Никита Полозов.

    Как сообщил вчера "Ъ" представитель господина Шувалова, разработчики в курсе большинства возражений. Документ подробно обсуждается с ведомствами, бизнес-сообществами и экспертами. "Важны не сроки, главное — найти компромисс, поддержать малый бизнес и не установить непосильное обременение на крупные компании",— подчеркивает он. В частности, есть идея распространить проект только на крупные компании, которые претендуют на господдержку, критерии предложения обсуждаются, говорит собеседник "Ъ".

    Софья Окунь
     

    18.03.2016, 08:39
Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам