Во время кризиса компании обычно ищут возможности сократить расходы. Но эти возможности ограничены и рано или поздно наступает момент, когда урезать бюджет дальше некуда. И тогда руководители вынуждены посмотреть на ситуацию с другого ракурса.
Расскажем о методе гемба, который показывает высокую эффективность именно в таких ситуациях и позволяет запустить процесс изменений в организации.
Метод основан на наблюдении привычных для организации способов поведения и действий и их критическом анализе. Обычно перед тем как использовать этот метод руководитель находится в отчаянии и думает: «Я не знаю, что еще можно предпринять». Но достаточно одного дня, чтобы этот настрой изменился полностью и был сформирован список мер по повышению эффективности как минимум из 20 пунктов: надо остановиться, посмотреть на себя со стороны и честно ответить себе на вопрос: «А что мы делаем? И зачем мы это делаем?».
Метод гемба как самостоятельный инструмент исследования мы применяли для решения задачи, которую поставил перед нами заказчик и которую другими методами решить не получалось. Нужно было понять причину, почему внедрение нового регламента работы (изменился алгоритм обслуживания клиентов) «пробуксовывает», сроки уже несколько раз сдвигались, а работники продолжают выполнять только часть новых процессов, предусмотренных регламентом. При этом многие операции сотрудники продолжали делать по-старому, объясняя это невозможностью использовать новые подходы. Почему невозможно — сотрудники четко сформулировать не могли.
Аналогичные методы есть в идеологии бережливого производства. Более того, японские руководители, придерживающиеся принципов бережливого производства, часто сами посещают производственные участки и наблюдают за рабочим процессом, чтобы иметь представление о ситуации, понять, что возможно, а что нет, и почему.