В 2024 г. существенно изменился привычный порядок внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). На фоне сохраняющихся санкций, ужесточения валютного регулирования и усиления цифрового контроля российские компании столкнулись с масштабными изменениями и принципиально новыми вызовами, которые требуют от участников рынка полной перестройки процессов. В 2025 г. эти тенденции только усиливаются: государство продолжает ужесточать контроль за внешнеторговыми операциями, а ошибки зачастую становятся для бизнеса критическими.
Давайте разберем обновленные правила ВЭД и контроля за ней, выясним, как бизнесу адаптироваться к ним, чтобы не сорвать исполнение контрактов и не попасть под санкции или штрафы.
Новые реалии ВЭД
В этом году компаниям, занимающимся ВЭД, приходится функционировать в условиях, характеризующихся следующим.
1. Санкционная нагрузка достигла исторического максимума. Только за 2024 г. в ограничительные списки ЕС и США попали более 200 новых российских компаний, включая не только крупных игроков, но и средний бизнес. Теперь даже косвенные связи с подсанкционными участниками рынка могут привести к блокировке расчетов.
2. С 1 января 2025 г. вступили в силу масштабные изменения в таможенном и налоговом законодательстве. Ключевые моменты, которые коснулись участников ВЭД, — это:
• увеличение таможенных сборов;
• новые правила учета НДС при импорте;
• внедрение эксперимента по расчетам в цифровых активах по внешнеэкономическим контрактам и валютный контроль за цифровыми финансовыми активами (ЦФА);
• изменения в отношении маркировки импорта и др.
3. Таможенные процедуры переводятся на превентивный контроль. С июля 2024 г. ФТС России тестирует систему автоматического анализа контрактов до подачи декларации. Это значит, что любые несоответствия в описании товара или занижение стоимости будут выявляться еще на этапе предварительного контроля.
4. Стал жестче банковский мониторинг. По данным Центрального банка, в 2024 г. объем заблокированных валютных операций вырос на 40 %. Причины — ужесточение правил валютного контроля, выявление «непрозрачных» транзакций и подозрительных контрагентов с помощью информационных технологий.
ВЭД регулируется многочисленными законами и подзаконными актами, которые ежегодно дополняются и изменяются. В 2025 г. реформы в области ВЭД касаются прежде всего компаний, работающих в сегменте импорта, особенно связанного с высокотехнологичной продукцией.
2025 г. станет для участников ВЭД временем жесткого, но предсказуемого контроля. Целью нововведений в этой области является соблюдение государственных интересов, поддержка экономики страны и модернизация налоговых и фискальных механизмов.
Как показали уже произошедшие изменения, государство делает ставку на три ключевых принципа:
Первый принцип: тотальная прозрачность. Цифровые системы ФТС России, Росфинмониторинга и ЦБ РФ теперь анализируют каждую сделку: обмен данными ведется в режиме реального времени. Если раньше проблемные платежи могли пройти незамеченными, теперь алгоритмы вылавливают их еще до завершения сделки. «Серые» схемы становятся экономически невыгодными — штрафы превышают предполагаемый профит.
Второй принцип: приоритетность безопасности. Экспортные ограничения будут только расширяться, особенно для товаров двойного назначения. Санкционные риски требуют многоуровневой проверки контрагентов.
Третий принцип: технологичность процессов. В 2025 г. технологичность становится не преимуществом, а обязательным условием для работы во внешней торговле, пропуском к внешним рынкам. Государство последовательно внедряет цифровые инструменты контроля, и компаниям приходится подстраиваться. Компании, которые внедрили цифровые инструменты в 2024 г., сократили время таможенного оформления в два раза (по результатам исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)).
Новые правила уплаты НДС при импорте товаров
НДС, особенно в сфере ВЭД, часто вызывает сложности при расчетах и администрировании со стороны фискальных органов.
С 2025 г. действуют изменения, направленные на упрощение процедуры контроля со стороны налоговых органов и предотвращение уклонения от уплаты налогов в рамках ВЭД. При этом ответственность налогоплательщиков-посредников и крупных игроков за правильность расчетов по НДС увеличивается.
Изменения касаются импорта товаров из стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) через посредников, а также продаж товаров иностранными предпринимателями физическим лицам через российские онлайн-платформы:
1. Посредники, которые работают с товарами, импортируемыми из стран ЕАЭС, теперь несут полную ответственность за перечисление НДС в бюджет. Таким образом, налогоплательщиками становятся не прямые поставщики из стран ЕАЭС, а операторы, действующие в России. Уплата налога должна производиться до 20-го числа месяца, следующего за поступлением товара на склад. Соответствующее изменение в ст. 151 НК РФ внесено п. 9 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
2. Начиная с 2025 г. иностранные продавцы, реализующие продукцию через платформы электронной коммерции и российские маркетплейсы, обязаны зарегистрироваться в России как плательщики НДС и самостоятельно уплачивать этот налог в российский бюджет[1].
Цель этих нововведений ― упрощение процедуры администрирования НДС и повышение прозрачности операций по ВЭД.
Новации валютного контроля в 2025 году
Валютный контроль сделок по внешнеторговым контрактам — многоступенчатый процесс, и начинается он с банка.
С 11 января 2025 г. правила валютного контроля претерпели ряд изменений:
• с 600 000 до 1 000 000 руб. повышен стоимостной порог обязательств по договору, заключенному с нерезидентом, для применения упрощенного порядка валютного контроля;
• законодательно закреплен порядок осуществления резидентом расчетов в рамках контрактов, поставленных на учет через любой уполномоченный банк;
• законодательно закреплен порядок отражения в учете операций при расчетах с нерезидентами в наличной форме;
• определен порядок проведения операций при расчете с использованием цифровых прав и др.[2]
Валютные операции с нерезидентами недружественных стран проводятся в особом порядке[3]. Перечень стран, которые попали под ограничения, изменяется (в основном — расширяется). Особый порядок распространяется, например, на следующие сделки с лицами из недружественных стран:
• предоставление кредитов и займов в рублях;
• приобретение или отчуждение ценных бумаг и недвижимости;
• сделки с лицами из дружественных стран, если ценные бумаги и недвижимое имущество приобретены ими после 22 февраля 2022 г. у лиц из недружественных стран [4].
Особый порядок состоит в том, что для проведения сделок с нерезидентами из недружественных стран нужно заручиться разрешением специальной правительственной комиссии.
Возможность расчетов с использованием цифровых прав
Порядок расчетов с использованием цифровых прав может быть применен для внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами и нерезидентами и предусматривающих передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В рамках заключенных контрактов резиденты и нерезиденты вправе полностью или частично использовать в качестве средства платежа следующие цифровые права:
• ЦФА;
• утилитарные цифровые права (УЦП);
• цифровые права, включающие одновременно ЦФА и УЦП.
Новое правило расчетов относится только к контрактам для импорта с суммой обязательств не менее 3 млн руб. и к контрактам для экспорта с суммой обязательств не менее 10 млн руб.
Все внешнеторговые контракты с использованием ЦФА и УЦП подлежат постановке на особый учет. При постановке контракта на учет уполномоченный банк присваивает ему уникальный номер и формирует ведомость банковского контроля.
Использование ЦФА в расчетах по контракту требует представления специфической документации, включая данные об операциях и документы, подтверждающие выпуск ЦФА.
Все операции с использованием ЦФА и УЦП должны строго отслеживаться, что требует внедрения новых отчетных процедур и работы с управляемыми цифровыми системами.
Увеличение таможенных сборов
С 1 января 2025 г. в России повышены таможенные платежи. Новые ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1637 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров».
Пояснено, что новые ставки учитывают накопленный за последние 5 лет уровень инфляции, так как не пересматривались с 2019 г. Новые правила начали действовать с 1 января 2025 г. и затронули не только бизнес, но и физических лиц.
Основные изменения в таможенных платежах следующие:
• минимальный размер платежа (для товаров стоимостью до 200 тыс. руб.) увеличен с 775 до 1067 руб., а максимальный таможенный сбор (для товаров стоимостью более 7 млн руб.) вырос с 23 до 30 тыс. руб.;
• для товаров с неопределенной или незаявленной стоимостью минимальный платеж составил 8262 руб. (вместо 6 тыс. руб.), а максимальный платеж — 27 540 руб. (вместо 20 тыс. руб.);
• для физических лиц таможенная пошлина на товары, ввозимые для личного пользования, увеличилась с 500 до 689 руб.
Обратите внимание
Отдельные изменения коснулись ввоза товаров из категории радиоэлектроники, к которым отнесены принтеры, смартфоны, микрофоны, радиоприемники, антенны, видеокамеры и другие аналогичные устройства. Для таких позиций таможенные сборы составили 30 тыс. руб. вне зависимости от стоимости груза.
Очевидно, что эти нововведения, повысившие расходы на логистику и таможенное оформление, приводят к росту итоговой стоимости продукции. Особенно это ощутимо для компаний с массовыми поставками и большими объемами продаж, для которых изменения таможенных платежей влекут многомиллионные дополнительные расходы. Для бизнеса они означают рост себестоимости товаров, который неизбежно отражается на их конечной цене для потребителей.
[1] Федеральный закон от 29.05.2024 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
[2] Указания ЦБ РФ от 06.08.2024 № 6819-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И».
[3] Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» (в ред. от 13.12.2024).
[4] Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».